Конструирование и технология электронных средств — бакалавриат (11.03. Направление «Конструирование и технология электронных средств Инженер конструктор электронных средств

Московского института электроники и математики ВШЭ по направлению «Конструирование и технология электронных средств» рассказывает руководитель этого направления, заведующий кафедрой «Радиоэлектроника и телекоммуникации» МИЭМ ВШЭ Леонид Кечиев.

Леонид Николаевич, ваша кафедра готовит бакалавров и магистров. В чем качественное различие в подготовке этих специалистов, можно ли считать инженерами только магистров, или бакалавров можно тоже отнести к их числу?

Бакалавр - это, конечно, не высшая каста рабочих профессий, это низшая каста инженерной профессии. Приведу пример из области механики. Специалист разрабатывает устройство, он творит, придумывает что-то, проводит расчеты, воплощает все это в чертеже. Дальше он отдает расчеты и чертеж бакалавру, чтобы тот сделал деталировку. Зачем нужно такое разделение? Проводить деталировку - работа чисто техническая, нетворческая, однако ее также не может производить кто угодно, она требует определенных знаний, умения рассчитать допуски, посадки, шероховатости. Этими знаниями обладает как магистр, так и бакалавр, но поскольку творчества в процессе детализации никакого нет, то достаточно поручить эту работу бакалавру, магистр же займется в это время новыми разработками.

Главный побудительный момент для поступления в магистратуру - продолжать развиваться и достичь соответствующего уровня в производственной и научной иерархии. Для кого-то это возможность продолжить обучение в аспирантуре, а для кого-то - уйти потом на производство, на творческую и, возможно, руководящую должность. Обучаясь в магистратуре, студенты уже работают на предприятии, они привязаны к конкретной тематике, видят результаты своего труда и лучше осознают свои карьерные и материальные перспективы. Лучше их оценивают и работодатели, понимающие, что не из каждого бакалавра выйдет талантливый разработчик или администратор. Перспективы магистра, обладающего большими знаниями и большим опытом работы на производстве, оценивать легче.

- Куда и кем идут работать магистры после окончания обучения по возглавляемому вами направлению?

Направление «Конструирование и технология электронных средств» - одно из наиболее востребованных на современном производстве. Все, что сейчас делается на предприятиях, делается руками конструкторов и технологов, специалистов, которых, как следует из названия нашего направления, мы готовим. Конструктор разрабатывает документацию и само устройство, проводит его испытания, измерения и прочее, а технолог разрабатывает весь технологический процесс, то есть все, что связано с реальным выходом аппаратуры на рынок. Спрос на специалистов этого профиля колоссален, их сейчас везде на предприятиях не хватает.

Дело в том, что за последние 20 лет, когда на предприятиях ничего не развивалось, спроса на таких специалистов не было, поэтому конструкторы и технологи разбежались, потерянным оказалось целое поколение этих специалистов. За это время произошла радикальная смена технологий и методов проектирования, появились ресурсы для модернизации, и теперь предприятиям позарез понадобились специалисты нашего профиля, конструкторы и технологи. Технологически мы (как страна) сильно отстали, поэтому оборудование на предприятиях сейчас закупается зарубежное, но разработки на нем уже должны быть наши. Это оборудование современным производственникам надо освоить, причем освоить настолько, чтобы суметь - в соответствии с мировыми веяниями - каждые два-четыре года проводить его модернизацию. Предприятия не могут себе позволить закупать все время новое оборудование на миллионы долларов, они вынуждены модернизировать имеющиеся станки и аппаратуру, модернизировать их и должны выпускаемые сейчас магистры.

В этом году в МИЭМ будет уже четвертый выпуск по этой магистерской программе. Два магистра из первого выпуска в настоящее время готовятся к защите кандидатских диссертаций.

Насколько конкурентоспособны подготавливаемые вами магистры по сравнению с опытными инженерами «старой закалки»?

Судите сами, за последние годы кардинально изменилась система проектирования, а учитывая то, что система повышения квалификации полностью развалилась, те специалисты, которые давно работают на предприятиях, уже просто не могут осваивать новые системы. Сегодня производству нужны именно новые кадры. Как пример можно привести одно из успешно работающих предприятий - МОКБ МАРС, опытно-конструкторское бюро из системы Роскосмоса, занимающееся компьютерами и другим электронным оборудованием космических аппаратов. Там работают наши магистры и аспиранты, и все в восторге от их работы. Еще пример - Московский научно-исследовательский авиатехнический институт, где сейчас работают наши обучающиеся на последнем курсе бакалавры и магистры. Ребята занимаются очень наукоемкими разработками бортовых машин. В институте сменилось руководство, предприятие ожило, появились новые заказы и идеи.

Мирослав Лиманский, специально для новостной службы портала ВШЭ

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза

В современном мире обойтись без технических знаний все сложнее. Но опасаться сложных чертежей и схем уже не стоит. На замену чертежной доске приходят электронные помощники в виде систем разработки ПО, электронных процессоров и схем.

Если верить экспертам, то в Российской Федерации существует более трех тысяч предприятий и организаций, которые ведут свою деятельность в области разработки и производства электронных устройств различной направленности. Становится понятно, что профессионалы, способные обеспечивать функционирование этих устройств, ценятся довольно высоко.

После программистов, которые непосредственно разрабатывают ПО, на втором месте по востребованности находятся инженеры-конструкторы. Выпускники вузов по специальности «Конструирование и технология электронных средств 11.03.03» способны обеспечивать обслуживание систем, конструкций, схем и технологий в области электронного приборостроения.

Условия поступления

Чтобы поступить в профильное учебное заведение, необходимо знать, какие предметы сдавать. Среди экзаменов есть профильный по математике, которому следует уделить больше внимания. Кроме того, придется проявить свои знания по русскому языку. А в качестве третьего экзамена предлагается на выбор информатика и ИКТ или физика.

В среднем, абитуриенты подающие документы на этот факультет имеют от 30 до 63 баллов за ЕГЭ.

Будущая профессия

В процессе обучения конструированию электронных средств большое внимание уделяется использованию современных систем автоматизированного проектирования. Также активно используются в учебном процессе программы компьютерной графики и моделирования. Не стоит думать, что будущие инженеры-конструкторы овладевают исключительно техническими навыками. Значительная часть учебных программ отводится освоению искусства менеджмента в соответствии с международными стандартами. Это поможет молодым специалистам наладить работу в коллективах, которыми они смогут руководить в будущем. В рамках получения степени бакалавра студенты получают достаточный запас знаний, чтобы не только постичь тайны современного производства, но и управлять этим увлекательным процессом. Благодаря тесному сотрудничеству большинства кафедр с действующими предприятиями, студенты имеют возможность адаптироваться к реальным условиям труда еще во время учебы.

В связи с перспективой переориентации российской экономики с сырьевого направления на высокотехнологичные отрасли, профессия конструктора электронных средств является очень интересной с точки зрения развития. В ближайшие 20-30 лет наноэлектроника, информационные технологии и развитие коммуникационных систем станут определяющими для большинства производственных процессов.

Куда поступать

Стать дипломированным специалистом в этой области можно, закончив один из следующих вузов Москвы и РФ:

  • Национальный исследовательский университет «МИЭТ»;
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;
  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);
  • Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича;
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
  • Омский государственный технический университет (ОМГТУ);
  • Оренбургский государственный университет.

Срок обучения

В зависимости от ваших жизненных обстоятельств вы можете выбрать ту форму обучения, которая будет наиболее удобна. При этом на качестве полученных навыков это никоим образом не скажется. Если вам удобна очная форма, это займет у вас 4 года, если же по каким-то причинам вы решите выбрать очную, вечернюю или смешанную форму - рассчитывайте на 5 полных лет обучения. В некоторых вузах существует возможность получать образование дистанционно, но эта опция чаще всего доступна для магистратуры. Уточнять такую информацию по бакалавриату лучше индивидуально в выбранном вами заведении.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Независимо от формы обучения, в процессе получения профессии конструктора-технолога электронных средств вы будете осваивать следующие дисциплины:

  • информационные технологии;
  • инженерная графика;
  • основы конструирования электронных средств;
  • технология производства электронных средств;
  • физические основы микро- и наноэлектроники;
  • электроника и электротехника.

Это, разумеется, далеко не полный перечень учебных дисциплин. Но, исходя из названий даже этих нескольких предметов, можно сделать вывод о тех умениях и навыках, которые приобретает студент данного направления.

Приобретаемые навыки

Помимо умений оценивать значимость и перспективность различных объектов в области электронных средств, выпускник может в первую очередь конструировать различные системы навигации, изделия робототехники, различное контрольное и измерительное оборудование, микросенсоры.

В процессе конструирования бакалавр по специальности «Конструирование и технология электронных средств» умеет выполнять всевозможные сопутствующие расчеты, разрабатывать документацию и программы испытания объектов. Порой необходимо, чтобы именно конструктор электронных средств принимал непосредственное участие в процессе их монтажа и внедрения. Такие навыки у выпускников вузов также есть.

Перспективы трудоустройства по профессии

Соответственно умениям молодые специалисты могут занимать различные должности в отечественных и зарубежных компаниях. Это и конструкторы вычислительных систем, и инженеры-микроэлектронщики и схемотехники, и программисты-разработчики, и контролеры радиоэлектронных приборов и даже нанотехнологи.

Статистические данные об уровне зарплаты в данном сегменте рынка говорят о том, что инженер-конструктор может зарабатывать от 45 тысяч рублей, что не является пределом, поскольку здесь могут быть предусмотрены премии и бонусы. Как правило, чем сложнее и современнее оборудование, с которым вам предстоит работать, тем выше будет ваш ежемесячный доход.

Преимущества обучения в магистратуре

Если же для вас принципиально важно развиваться именно в направлении научных исследований и разработок, вузы предлагают продолжить обучение в магистратуре. Здесь больший акцент делается не на практических навыках, а на разработке принципиально новых электронных средств. Еще одним направлением может стать исследование дополнительных возможностей уже существующих схем и систем. Параллельно с учебой в магистратуре можно работать в различных КБ и НИИ. В любом случае, магистратура дает дополнительные знания и возможности исследования столь перспективного направления.

Направление «Конструирование и технология электронных средств»

В 2014 году направление подготовки «Конструирование и технология электронных средств» получило международную аккредитацию .

Ежегодный набор на первый курс – 50 студентов по двум профилям:

  1. «Конструирование и технология микросистем»
  2. «Электронные средства роботизированных устройств и систем»

Что такое электронные средства? (скачать презентацию ).

Студенты за период обучения получают обширные знания и опыт работы по проектированию с использованием программного обеспечения OrCAD, Autodesk Inventor, Mentor Graphics, Pro/Engeneer, Компас 3D и по технологии разработки электронных средств.

Сочетание слов «конструирование и технологии» в названии направления не случайно, поскольку разработать современное микроэлектронное устройство невозможно без знаний новейших систем автоматизированного проектирования (САПР) и возможностей современной технологии. А профили подготовки – «микросистемы» и «роботизированные устройства» – это новые, быстро развивающиеся, актуальные и востребованные научно-технические направления.

Спектр электронных средств в современном мире велик и непрерывно расширяется, поэтому нашим студентам учиться очень-очень интересно, а выпускники востребованы и у них нет проблем с трудоустройством.

Контакты института НМСТ

Описание

Студенты, выбравшие данный профиль, по окончании обучения овладеют умениями:

  • выполнять заблаговременный технико-экономический анализ программ по разработке и производству систем электронных средств;
  • готовить информационную почву и первичные сведения, необходимые для расчетных и проектных процедур;
  • осуществлять подготовку производства и технологий;
  • выполнять управление обеспечением качества на предприятии;
  • проверять выполнение норм и требований в области экологической безопасности;
  • направлять и координировать работу коллектива небольшой группы;
  • настраивать и технически обслуживать программно-аппаратные средства;
  • составлять предписания и рекомендации в области эксплуатации программ тестирования и устройств;
  • проводить процедуры макетирования с использованием методов точных наук процессов и предметов;
  • осуществлять метрологические процедуры;
  • рассчитывать физические параметры электронных деталей, модулей и узлов;
  • проводить охранные мероприятия, нацеленные на сохранность прав интеллектуальной собственности.

Кем работать

Бакалавры могут работать в инженерной области, обслуживая вычислительную технику и конструируя автоматизированные системы. Также они могут занимать позиции инженеров-конструкторов, микроэлектронщиков, электриков и схемотехников. В сфере работы с радиоэлектронной аппаратурой выпускники выполняют контрольную и монтажную функцию. Нередко им предлагают места нанотехнологов и программистов-разработчиков. Предприятия, на которых они могут трудиться, охватывают сферу электронной промышленности. Для выполнения научных работ подойдут научно-исследовательские институты, вычислительные центры, конструкторские бюро, лаборатории и кафедры ВУЗов.