Как повысить мотивацию ребенка учебе. Как повысить мотивацию к учебе? Советы хорошего учителя. Материальная база для комфортного обучения

Вот и отшумело первое сентября! Вы проводили своего ребенка в школу, радуясь за него. А в глубине души, снова засквозила тревога, что вашему школьнику будет трудно. Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой полной потерей мотивации к обучению.

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей

Общаясь на разных форумах родители перечисляют много способов повысить мотивацию детей к обучению. Они предлагают ставить в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем.

Мнений много, но нам хочется предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с нескольких сторон.

Мотивация к обучению: научный подход

Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация» .

Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать» . Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз, остался совершенно спокоен.

Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Мотивация к обучению: психологический аспект

Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации к обучению. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне , когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельных действий детей, так как они учат ребенка вырабатывать свой собственный алгоритм и в различных ситуациях. Для формирования мотивации к обучению у школьника запишите алгоритмы его действий в виде схем и повесьте этот лист над письменным столом ребенка, чтобы он с ним сверялся.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

Мы надеемся, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Желаем Вам удачи!

Центр развития Гармония.

Мы работаем для детей и взрослых.

Читайте советы психолога в нашем материале.

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка, который не хочет учиться. Она расскажет, что делать и какие основные ошибки допускают родители, пытаясь всеми силами заставить ребенка учить уроки.

Анастасия Пономаренко
психолог Благотворительного фонда «Путь домой»

Родителям частенько приходится применять силу, уговаривать ребенка, который не хочет учиться. А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, делалло домашние задания, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике — одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его тем или иным предметом. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

А ведь для создания мотивации у ребенка к познанию нового, к учебе, существуют простые правила. Только соблюдать эти правила должны, прежде всего, родители. Конечно, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

Правила успешной мотивации ребенка к учебе

Итак, как же мотивировать ребенка, который не хочет учиться.

Ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа.

Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.

Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.

Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в . Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет.

Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.

После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?

Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение.

Создайте его! Запишите ребенка в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии.

Поинтересуйтесь атмосферой в школе, где учится ваш ребенок .

Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания - это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности.

Узнайте также про ребят в классе.

Кто лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся - издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться - он и так самый умный.

Не реагируйте слишком бурно .

И не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

Убедитесь, что у ребенка адекватная нагрузка

То, что ребенок не хочет учиться, может быть обусловлено очень высокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать нервого срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.

Не судите о способностях ребенка по его оценкам.

Запомните: умный, не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно. Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.

Процесс мотивации ребенка к учебе - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.

Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.

Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.


естилетка мечтает о школе. Он хочет скорее вырасти и стать самостоятельным. Школьник – это серьезный социальный статус. «Наконец-то на меня перестанут смотреть, как на несмышленого малыша», — думает он. А еще в школе столько интересного! Ребенок в восторге от того, что скоро пойдет в школу.

Наконец он стал школьником. Новое и интересное через какое-то время становится рутинным и скучным. Домашние задания превращаются в наказание. Груз обязанностей так тягостен, что думается: «Везет же этим малышам! Играй себе сколько захочется, и уроки учить не надо».

Знакомая картина, не правда ли? Сколько детей, совсем недавно с желанием поступивших в школу, начинают относиться к учебе как к неприятной обязанности. И никакие доводы взрослых не способны убедить ребенка, что учиться необходимо.

Добрые родители рисуют перед чадом перспективу хорошей работы, благополучной, удобно устроенной взрослой жизни. «Чтобы быть уважаемым человеком, нужно хорошо учиться. Не будешь учиться, станешь дворником». Столь отдаленная перспектива ничего не скажет детскому уму. А что плохого в работе дворника? Дворник может ходить по лужам, жечь костер, поливать из шланга. Это заманчивее, чем абстрактный образ «уважаемого человека».

Родители не столь добрые (или добрые, но отчаявшиеся) пробуют метод кнута. Он может быть эффективен. Но какова цена этой эффективности? Страх перед плохой оценкой, тревожность придадут учебе отрицательную эмоциональную окраску. Ребенок будет стремиться не к знаниям, а к хорошей отметке, знания в таких условиях будут непрочными. Стоит немного смягчить требования и ослабить контроль, как ребенок бросит учиться.

Два примера (добрых и не столь добрых родителей) демонстрируют собой не что иное, как попытку мотивации ребенка к учебе. Родители используют, как правило, внешнюю мотивацию. Она может быть отрицательной (основанной на страхе наказания) и положительной (основанной на чувстве долга перед семьей, желанием порадовать родителей, получить какое-нибудь поощрение). Грустный факт заключается в том, что никакая внешняя мотивация не обеспечит стойкого, долговременного успеха в учебе, прочных знаний, высокого развития необходимых навыков.

Проблема мотивации

Психологи и педагоги утверждают, что правильная мотивация – ключ к успеху в школе. Вместе с тем, проблема мотивации остается одной из самых важных проблем современной педагогики. Сложность здесь практического плана, теоретически вопрос мотивации достаточно изучен. Хорошо известно, какой должна быть структура мотивации в том или ином школьном возрасте. Однако теория весьма сильно отличается от практического состояния дел в школах.

К окончанию начальной школы у ребенка должна сформироваться стойкая внутренняя познавательная мотивация, и она должна стать ведущей в общей структуре мотивации к учебе. По данным разных исследований, это происходит только в 60-80% случаев. У 5-10% детей диагностируется внешняя мотивация, в том числе отрицательная. Остальные 15-30% случаев приходятся на другие виды мотивации.

Мотивация к учебе формируется неверно по разным причинам. Одна из них – неграмотность родителей в этом вопросе, недостаточное внимание к нему. Многие считают, что подобные вещи находятся в компетенции школы, а родители могут лишь помочь учителю тем, что «прочитают лекцию» о необходимости хорошо учиться, проверят домашнее задание, накажут за плохую отметку.

Этого недостаточно! Да, у учителя больше опыта, знаний и возможностей для успешной работы с учеником. Но ведь не всякий учитель одинаково хорош, к тому же, как любой человек, он не застрахован от ошибок. Контроль за ребенком, за тем, что происходит в классе – это функция родителей.

Важен еще один момент. По отношению к ребенку родители и учитель должны придерживаться единой линии в требованиях к учебе, к поведению ученика. К примеру, учитель нацелен на «дисциплину любой ценой», требует от детей точного, безусловного выполнения его требований, любит аккуратистов. Родители же прививают ребенку критическое мышление, разрешают сомневаться, даже спорить со старшими, считают, что главное – понять учебный материал, уметь решить задачу, а то, что решение записано неряшливо, не страшно. Учитель может построить работу с классом так, что ребенок искренне заинтересуется предметом, даже захочет заниматься дополнительно. А родители посчитают, что этот предмет не пригодится ребенку в будущем, тратить на него время не стоит. Разный подход семьи и школы – одна из самых распространенных причин отсутствия верной мотивации школьника к учебе.

Итак, родителям необходимо оценить работу учителя, определить, правильно ли действует учитель с точки зрения формирования учебной мотивации, помочь учителю в его работе. В этом случае заставлять ребенка учиться не придется: к окончанию младшей школы у него сформируется стойкая познавательная мотивация. Успех в учебе зависит от нее на 80% (20% приходится на способности).

Виды мотивации

Родители должны разбираться в особенностях мотивации детей младшего школьного возраста, знать, какие виды мотивации встречаются. Эти знания позволят грамотно скорректировать мотивы учебной деятельности ребенка.

Внешняя и внутренняя мотивация

По отношению к ребенку как субъекту учебной деятельности мотивация может быть внешней и внутренней.

Внешним называется такой мотив, который исходит не от самого ребенка, его собственного интереса, желания. Внешний мотив лежит вне учебной деятельности. Примеры внешней мотивации приведены выше. «Кнут» это или «пряник», не столь важно. Внешнее побуждение к действию всегда не прочно, деятельность под влиянием внешнего мотива неустойчива.

Внешнюю отрицательную мотивацию называют еще мотивацией избегания неудач . Ребенок старается избежать плохих отметок (обычно «двоек», иногда и «троек») из-за последствий, которые повлечет за собой такая отметка (наказаний, недовольства родителей, учителя).

Внешняя положительная мотивация может быть связана с желанием ребенка доставить радость родителям, получить поощрение (похвалу, новую игрушку, денежное вознаграждение). Разновидность такой мотивации — чувство долга перед семьей, желание не подвести родителей, класс, любимого учителя.

У детей с завышенной самооценкой, лидерскими качествами и хорошими способностями развивается так называемая престижная мотивация . Она побуждает ребенка быть лучшим в учебе, чтобы выделиться среди одноклассников, стать лидером. Престижная мотивация часто встречается именно в младшей школе, поскольку отметка детьми этого возраста воспринимается как мера оценки личности, а не знаний (подробнее об этом чуть ниже).

На первый взгляд, в стремлении быть лучшим нет ничего плохого. Этот мотив способен стать мощным двигателем развития ребенка: он будет добиваться отличных результатов в учебе на пределе своих способностей и трудолюбия.

В то же время нравственная составляющая личности в этом случае искажается. Ребенок становится индивидуалистом, начинает пренебрежительно относиться к отстающим, не таким успешным сверстникам. В ситуации соперничества он может проявлять нетерпимость, жестокость, использовать нечестные приемы по отношению к конкуренту (так называемая нездоровая конкуренция). Мотивационная сфера – ядро личности, и подобный опыт, закрепившись, может стать свойством личности, чертой характера.

Престижную мотивацию не следует путать с мотивацией достижения успеха – желанием ребенка правильно выполнить задание, добиться хорошего результата не для того, чтобы выглядеть лучше всех, а потому, что сама завершенность действия приносит удовлетворение. Это немного подросший вариант мотива «Я сам»: ребенок получает удовольствие от того, что он смог, у него получилось, и получилось хорошо.

Мотив достижения успеха весьма ценен, его нужно поддерживать и развивать.

Обратите внимание на одну тонкость. Мотивация престижа находится как бы на границе внешних и внутренних мотивов деятельности. Ребенок осознает такой мотив как свой собственный, но мотив этот все-таки не учебный. В случае с мотивацией достижения успеха мотив уже целиком принадлежит самой деятельности, хотя и относится только к ее результату.

Самой ценной признается мотивация познавательная . И своим содержанием, и своей направленностью она целиком находится в учебной деятельности. Ребенок испытывает положительные чувства по поводу того, что он узнал что-то новое, научился чему-то, что не умел раньше. Ребенок проявляет любопытство, ему интересна проблема, задача, которую ставит на уроке учитель, он старается понять и решить ее. Ребенок испытывает радость познания, ради нее он способен преодолеть некоторые трудности, причем не только за счет энтузиазма, но и сделав волевое усилие.

Познавательная потребность свойственна человеку от природы. Всем известно, как любопытны малыши. Детей постарше эта потребность заставляет приставать к родителям с многочисленными «зачем» и «почему». Если родители в дошкольном возрасте поддержали стремление ребенка к познанию нового, стремились использовать то, что узнает ребенок, в игре и практической жизни, сами имеют широкий круг интересов, то первоклассник пойдет в школу с хорошей базой для развития интереса к учебе.

Следует отметить, что потребность и интерес – не одно и то же. Потребность – более глубокий побудитель к действию, но непосредственный импульс к началу действия исходит именно из интереса. Можно сказать, что потребность порождает интерес. То есть, без познавательной потребности не может возникнуть интереса к учебе.

Потребность и интерес в совокупности составляют мотив (мотивацию) действия.

Познавательная мотивация включает в себя три обязательных составляющих:

  1. Положительную эмоцию к знаниям и процессу «добывания» знаний (к учебной деятельности).
  2. Наличие «радости познания» в структуре этой эмоции.
  3. Мотив, заключающийся в самой деятельности.

Под таким мотивом понимается что-то в самой деятельности, побуждающее заниматься ею независимо от других причин. Это «что-то» обычно называют интересом. Другие мотивы (долга, принуждения) могут помочь возникновению интереса или подкрепить его, но сами по себе его не определяют.

Итак, главная задача родителей и учителей – воспитать тягу к знаниям, желание учиться, то есть предпринять усилия к тому, чтобы эти знания добыть. Это важно и в перспективе будущей взрослой жизни ребенка. Современные профессии, высокотехнологичное производство динамичны, они требуют не только прочных и глубоких знаний, квалификации, но и умения учиться.

Структура мотивации первоклассника

Младший школьный возраст – ключевой в формировании познавательной мотивации к учебе. Вместе с тем очень немногие дети поступают в школу хотя бы с прочной базой для ее формирования. Почти у всех детей (до 80%) мотивация игровая, а познавательный мотив, если и возникает, то эпизодически, одномоментно. Он угасает, как только исчезает внешний раздражитель (к примеру, закончится урок).

Поначалу мощными мотивирующими факторами выступают одобрение учителя и отметка.

Авторитет учителя

Вряд ли когда-либо какой-нибудь еще человек в жизни ребенка будет обладать в его глазах такой полнотой знаний, опыта, авторитета, как первый учитель. Первоклашке не придет в голову ослушаться учителя: все его требования выполняются беспрекословно. Первоклассник не будет размышлять о том, зачем делать то-то и то-то, нужно ли это на самом деле. Даже неинтересное задание он будет выполнять старательно, если того требует учитель.

Учитель – некий недосягаемый идеальный образ, мнение учителя для ребенка – истина. У такого положения вещей есть свои минусы (ведь встречаются и плохие учителя), именно поэтому родителям рекомендуют ответственно подходить к выбору первого учителя. Но в авторитете учителя есть и один большой плюс: от него можно оттолкнуться, чтобы направить деятельность ребенка в сторону развития познавательного интереса. Хороший учитель владеет множеством приемов для этого:

  • Он создает в классе положительный эмоциональный фон, атмосферу доверия, он доброжелателен к ученикам, внимателен, умеет вовремя прийти на помощь, ободрить, поддержать. Без должного эмоционального настроя невозможно получить удовольствие от деятельности. Важно, чтобы ребенок почувствовал радость познания, радость учебы.
  • Учитель создает ситуацию успеха; при этом подходит к каждому ученику индивидуально, в зависимости от его сильных и слабых сторон. Ситуация успеха повышает самооценку ученика, закрепляет положительный эмоциональный настрой на урок.
  • Речь учителя яркая, эмоциональная, занимательная, сама по себе привлекает внимание учеников.
  • Учитель использует необычные формы подачи материала (но не слишком часто): дискуссию, эвристическую беседу, проблемную ситуацию, исследование, соревнование, коллективную (групповую) работу, игру. Такие формы стимулируют интерес к учебе, особенно когда они уже известны детям и предвкушаются ими.
  • Держит «обратную связь» с учениками, чтобы вовремя скорректировать непонятный или неправильно понятый учебный материал.
  • Новый материал изучает с опорой на уже известное ученикам, связывает новое с жизненным опытом детей, подчеркивает практическую значимость изучаемого материала, показывает способы его применения. Использует межпредметные связи там, где это возможно.
  • Учитель постепенно включает класс в оценочную и стратегическую деятельность. С точки зрения стратегии учит ставить цели и учебные задачи, искусственно создает дефицит знаний, который дети должны восполнить сами, предоставляет выбор заданий. Оценочная деятельность касается работы класса в целом и самого ученика.
  • Учит ребенка видеть ошибки и исправлять их, в том числе непосредственно в процессе выполнения задания. Учит тому, как не совершить ту же ошибку снова.
  • Занимается развитием тех качеств, которые способствуют укреплению познавательной способности: памяти, воображения. Ставит задачу не просто научить, но развить мышление детей средствами своего предмета.
  • Щедро поощряет ребят, не только отметками, а словесной похвалой.

В совокупности эти методы и приемы разовьют интерес ребенка к учебе и научат его учиться. К окончанию средней школы, когда личность учителя несколько утратит абсолютную значимость, познавательная мотивация займет место внешней положительной мотивации.

Отметка

Отметки в начальной школе, как правило, вводят со второго полугодия первого класса, либо со второго класса. Это правильно. Дети не осознают объективную роль отметки. С точки зрения младшего школьника отметка лишь в последнюю очередь измеряет качество его знаний, качество выполнения того или иного задания.

Отметка может восприниматься:

  1. Как оценка личности ребенка. «Мне поставили пятерку, значит, я хороший, двойку – я плохой», — так думает ребенок.
  2. Как отношение учителя к себе. «Меня учительница любит, вот и ставит пятерки, а Коле ставит тройки – Коля ей не нравится».
  3. Как оценка старательности, усилий, затраченных на выполнение задания. «Я так много написал, я старался, а получил всего лишь тройку. Это несправедливо».
  4. Как средство повышения престижа. Первоклассники оценивают друг друга при помощи отметок. Тот, кто учится лучше других, обладает большим авторитетом.

Подобное восприятие отметок может сохраняться вплоть до окончания младшей школы, и совершенно точно оно доминирует среди учеников 1-2 класса. В некоторых системах образования отметки появляются только в средней школе. В нашей системе хорошо делают те учителя, которые ставят отметку не только за отдельный ответ (задание), но за несколько ответов, так называемую «работу на уроке».

Взрослым необходимо осторожно подходить к отметкам. Младшеклассники сильно расстраиваются из-за плохих отметок, не следует добавлять к ним наказание или осуждение родителей. Интерес к учебе может угаснуть.

Что должны делать родители

Обычно ребенок приходит в школу положительно мотивированным. Он хочет учиться. Это желание пока не связано с глубокой личностной потребностью в получении знаний. Усилия взрослых должны быть направлены, с одной стороны, на формирование мотивации достижения успеха, и на развитие познавательной мотивации, с другой стороны. Такова правильная структура учебной мотивации. В норме она должна быть сформирована ко времени окончания младшей школы.

Несмотря на то, что огромная роль в развитии учебной мотивации отводится учителю, родителям нельзя самоустраняться в этом важном вопросе. За ребенка отвечают, прежде всего, родители, а не школа.

Родители способны помочь своему ребенку, даже если ему достался не самый высокопрофессиональный учитель начальных классов. Для этого требуется обратить внимание на эмоциональный фон и образ жизни семьи, совместное выполнение домашних заданий, контроль работы учителя и школьных занятий ребенка.

Обстановка в семье

Не секрет, что познавательные интересы нередко формируются стихийно. Вовремя оказываются рядом отец или мать, кто-то из родственников знакомит ребенка со своими занятиями, попадается нужная книга, появляется талантливый учитель. Может быть, не стоит доверять такую важную вещь воле случая?

Чтобы ребенок был любознательным, семья, в которой он растет, должна эту любознательность поощрять и развивать. Когда в дошкольном возрасте маленький почемучка надоедает родителям вопросами, от них нельзя отмахиваться. Следует так, чтобы стимулировать его интерес к окружающему миру.

Образ жизни родителей оказывает решающее влияние на интерес ребенка к познанию нового и в школе. Если родители отдыхают после работы около телевизора, молча просматривая очередную развлекательную передачу, не разговаривают друг с другом об отвлеченных предметах, не интересуются ничем, кроме денег и работы, — не стоит ждать, что ребенок проявит тягу к знаниям. А ведь некоторые родители прямо высказывают свое жизненное кредо: главное – не знания, а связи, успех в жизни не зависит от затраченных усилий (кому как повезет), деньги решают все.

Другое дело, когда родители сами ценят знание и тянутся к нему. Неважно, насколько они развиты и образованы, каков материальный достаток семьи, важен сам подход родителей, их отношение к знаниям и образованию.

Родителям тех детей, у которых при должном семейном тоне интерес к учению все-таки невысок, можно посоветовать несколько «хитростей»:

  • Присмотритесь к ребенку. Заметьте что-то, пусть не в области школьных программы, что его хоть немного интересует. Если такое занятие найдется, продумайте, как укрепить этот интерес. Бывает, что ребенку нужна простая практическая помощь (записать его в художественную школу, к примеру), а сам он не догадается об этом попросить.
  • Если и такого интереса не находится, то нужно устраивать «пробы интереса». Предлагать ребенку какое-нибудь новое занятие и присматриваться, насколько оно пришлось по душе. Не подошло одно занятие, предложить другое, третье, и пробовать до тех пор, пока интерес к чему-то не проявится. После этого поддержать интерес.
  • Увлекайтесь вместе с ребенком. Взрослые думают, что знают все на свете, а это далеко не так. Ваш искренний интерес способен заразить ребенка. Пусть даже это занятие не будет связано с учебой. Главное, чтобы ребенок почувствовал радость познания нового, вкус успеха. Эти радость и вкус потом можно будет перенести в школьную деятельность.

Иногда родители делают ошибку, пытаясь навязать детям собственные интересы, то, что они сами не реализовали в детстве. Следует помнить, что ребенок не обязан повторять родителей.

Выполнение домашнего задания

Все ответственные родители в первом-втором классе школы (а некоторые и дальше) помогают детям с домашним заданием. Они делают правильно, потому что в этот период закладываются азы не только верной мотивации, но и навыков учения.

Несколько советов, к которым стоит прислушаться, чтобы формировать у ребенка познавательную мотивацию и мотивацию успеха при выполнении домашнего задания:

  • Стройте занятия дома по принципу сотрудничества. Вместе с ребенком пытайтесь вникнуть в суть проблемы, задачи, почувствуйте интерес к ней, подумайте, как задачу можно использовать в повседневной жизни, расскажите ребенку о своих наблюдениях.
  • Познакомьтесь с понятием « », используйте его в занятиях. Вкратце, это значит, что нельзя оставлять ребенка наедине с заведомо непосильными для него задачами; в то же время текущее задание всегда должно включать в себя что-то, слегка превышающее возможности ребенка.
  • Не ленитесь объяснять материал столько раз, сколько это требуется. Отвечайте на все вопросы ребенка, которые возникают по ходу выполнения домашней работы. Поощряйте вопросы, сами задавайте их.
  • Не выражайте недовольства, не высмеивайте ребенка, если он кажется несообразительным, невнимательным, неряшливым. Будьте терпеливы. Определите, какие качества мешают ребенку учиться лучше и займитесь развитием этих качеств. Существует множество интересных , памяти, воображения, их можно предложить ребенку в свободное время.
  • Не оценивайте личность ребенка, оценивайте его усилия, затраченные на задание. Никогда не сравнивайте ребенка со взрослыми, братьями/сестрами, одноклассниками. При необходимости сравнивайте с ним же самим, но в более раннем возрасте, или новые результаты с прежними.
  • Хвалить ребенка тоже нужно с умом. Не следует хвалить его способности или его самого как личность. Хвалите ребенка за затраченные усилия, за упорство, внимание, силу воли, старание.
  • Учите ребенка планировать, предвидеть результат. Просите объяснять свои успехи и неудачи. Развивайте навык самоконтроля.

И самое главное – положительный эмоциональный настрой. Без него невозможно формирование мотивации успеха. Несмотря ни на какие трудности, ребенок должен быть уверен в себе и своих силах.

Контроль

Очень важно быть в курсе школьных дел ребенка, иметь представление о том, что происходит в классе, каков стиль общения учителя с детьми. Первоклассник вряд ли сможет рассказать об этом подробно, да и не всегда ситуация допускает непосредственного участия в ней ребенка.

С первых дней школы жизненно необходимо наладить прочный контакт с учителем. Принимая во внимание, что учителя бывают разные и по квалификации, и по своим личным качествам, общая рекомендация – проявить максимум доброжелательности, сдержанности, тактичности. Не стоит давать понять учителю, что вы лучше разбираетесь в воспитании. Воздержитесь от советов относительно содержания и формы обучения, тем более что повлиять на них у родителей все равно не получится. Продуктивнее будет занять позицию сотрудничества: и родители, и учитель заинтересованы в качестве знаний ребенка. Это та точка соприкосновения, на которой следует построить взаимодействие.

Обсудите с учителем стратегию занятий, причину неудач ребенка. Попросите его высказать мнение о способах преодоления трудностей. Спросите его совета. Такая тактика даст лучший результат, чем критика и риторические вопросы в стиле «Мой ребенок был хорошо развит и подготовлен к школе, почему же теперь он не успевает?».

Встречаются и конфликтные ситуации. В крайнем случае, когда родители уверены, что учитель некомпетентен, его действия наносят вред психическому здоровью ребенка, стиль ведения урока отбивает не только желание учиться, но даже ходить в школу, лучше перевести ребенка в другой класс (другую школу).

Если такой возможности нет, отчаиваться не стоит. Тягу к знаниям могут привить и сами родители. А уж если она появилась, то будьте спокойны, она найдет способ проявить себя. Пройдет время, ребенок перейдет в среднюю школу, где уроки ведут разные учителя-предметники. Книги, кружки, интернет: современный мир предоставляет людям массу альтернативных возможностей образования. Возникнет тот или иной вариант компенсаторной мотивации : малые успехи в школе компенсируются успехами в другой, внешкольной деятельности.

Какой бы сложной ни была ситуация, ребенок, у которого сформирована познавательная мотивация, не доставит больших хлопот в школе в подростковом и юношеском возрасте. Да, он не получит от учебы большой пользы, не будет учиться в полную силу. Но тяга к знаниям, умение учиться – это то, что пригодится ему на протяжении всей жизни.

«Ученье – свет!» – твердят многие родители своим детям. Однако одних этих слов недостаточно. Чтобы школьник по-настоящему хотел учиться, родители должны помочь ему не только осознать необходимость учёбы, но и понять, что это может быть интересно.

Почему он не хочет учиться?

Первый шаг к успеху – осознание масштаба проблемы. Если у ребёнка был сложный день, и он просто не находит в себе сил сделать уроки, это вовсе не означает, что пора «бить в колокола» и читать ему лекцию о том, что его ждёт профессия дворника. Самое важное, что следует сделать в первую очередь – понять, по каким причинам чадо не хочет учиться.


Самые распространенные из них – следующие:

Виды мотивации

Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная.

  • Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью.
  • Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.

Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника». Вы, наверное, уже догадались, что кнут – это отрицательная мотивация, а пряник – положительная.

«Метод кнута» не приемлем ни при какой ситуации, а тем более – по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат. Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.

К примерам отрицательной мотивации также можно отнести:

  • преувеличение родителями важности отметок;
  • позиционирование учёбы как долга;
  • уловки, шантаж и запугивание.

Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно.

Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?


Главное, что может дать родитель своему чаду, – это любовь и поддержка. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью.