Презентация к уроку родной литературы "старик-годовик". Конспект урока по литературному чтению (3 кл): Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик – годовик» Сказка загадка старик годовик заполнить таблицу

Год написания: 1832

Жанр: сказка - загадка

Главные герои: старик , 12 птиц

Сюжет

Появился старик и махнул рукавом, и оттуда вылетели три пташки, сразу же сильно похолодало, пошел снег. Опять он махнул рукавом, повеяло теплом, побежали ручьи, трава зазеленела. Третий раз махнул – стало тепло, душно, крестьяне отправились рожь убирать, дети пошли за ягодами, в четвертый раз – похолодало, дождь пошел, деревья лишились своего зеленого убранства.

Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные, каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное.

Кто таков этот старик? Какие волшебные создания вылетали из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку?

Вывод (мое мнение)

Даль всю свою жизнь посвятил собиранию фольклора и в свой знаменитый словарь поместил не только пояснения к словам, но и загадки, сказки, пословицы и описания традиций восточных славян.

Презентация к уроку литературного чтения "Старик-годовик". В презентации содержится аудиозапись сказки В.И.Даля "Старик-годовик". В ходе презентации учащиеся отгадывают загадки, данные в произведении. Приводятся отрывки из книги.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»

ТЕМА: «Сказка-загадка».

ЛОПЫРЕВА И. А.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ с. Уруп»


Владимир

Иванович

Даль

1801 – 1872 г.


  • Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.)
  • Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
  • Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.
  • 53 года занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

слов






ЗИМА

декабрь

январь

февраль


ВЕСНА

март

апрель


ЛЕТО

июнь

июль

август


ОСЕНЬ

сентябрь

октябрь

ноябрь



(Чтение произведения учителем.)
- Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Прочитайте задание в конце страницы.
(Чтоб секрет произведения
Лучше понять
«Задачки для Ватсонов» будем решать.)
(Чтение по абзацам.)
- Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте.
Прочи­тайте первый абзац . Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
- Какие еще признаки зимы вам известны?

Это первая загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте вторую загадку (второй абзац ). О чем она? (О ве­сенних месяцах.)
- Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
- Перечислите названия весенних месяцев.
- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
- Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами тек­ста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)
– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?
Жарко жаркая, горячая (погода).
Душно жаркий воздух, стесняющий дыхание.
Знойно сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как они называются? (Слова, близкие по значению, – синонимы.)
– Как вы думаете, почему Даль использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
- Прочитайте четвертый абзац . Назовите признаки осени. Пе­речислите по порядку осенние месяцы.
– Итак, скажите наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите, какие вы знаете времена года. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)
– Мы ответили на первую загадку Даля: это месяцы.
- Прочитайте последний абзац.
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь сутки.)
– Мы с вами ответили на все четыре вопроса-загадки Даля.
- Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
1-й день - понедельник - его назвали так потому, что он шел сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли вы­ходной день.
2-й день - вторник - это второй день недели.
3-й день - среда - середина недели.
4-й день - четверг - очень просто, это четвертый день.
5-й день - пятница - «пятница-опрятница» - пятый день неде­ли; в этот день хорошо навести порядок в своем доме и помыться, приготовиться к выходным дням.
6-й день - суббота - это слово пришло к нам из далекой страны; день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по-еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.
7-й день - воскресенье - раньше его называли неделей, а те­перь - воскресеньем, т. к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мертвых Иисус Христос.
- Мы разгадали загадки?
- А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - ста­рик-годовик.)
– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)
– Ребята, а каким вы себе его представляете? (Похож на Деда Мороза, такой же большой, с посохом в руке.)

– Дома вы попробуете изобразить этого Старика-годовика.
– Как вы думаете, все ли Даль рассказал нам про год?
Дети делятся своими размышлениями.
- Каким вы его представляете? Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?
- Какие тройки птиц изобразил художник? (Лето и зима.)
А помните ли вы, что у древних славян год распадался на две половины - летнюю и зимнюю - и начинался с первого весеннего месяца марта. Считалось, что именно с этой поры природа пробу­ждается от зимнего сна к жизни.

Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

В. Даль « Старик – годовик » .

Цель деятельности учителя:

Дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,

Развивать логическое мышление, память, речь,

Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.

    Сообщение темы урока.

- Сказка , которую мы будем сегодня читать, это- « Старик – годовик » .

И это непростая сказка , это - сказка- загадка . Чтобы разгадать все загадки , вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.

    Изучение нового материала.

1.Загадки. Какие бывают загадки.

Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.

Стоит городок.
Сколько сереньких домков,
Столько беленьких жильцов. (подсолнух)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (берега)


Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

(болото)

2.Загадка-сказка «Старик-годовик».

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой , её автор - Владимир Иванович Даль . (показ портрета) .

Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык» , т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки . Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу - «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.

Чтение сказки учителем.

Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.

Владимир Иванович Даль . « Старик – годовик »

Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)

Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)

Следующую загадку , которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.

Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой . Что же это за птицы? (птицы-месяцы) . Давайте хором назовем их имена.

В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.

Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)

А как же зовут этих семерых братьев?

(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)

Ночь темная - черный цвет пера на крыле.

Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика . Молодцы

Ребята, а кто же такой сам старик- годовик ?

Правильно. З агадочный старик- годовик и есть - год .

    Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и разгадали мы с вами всю сказку .

Скажите мне, понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.

Домашнее задание:

Урок русской грамоты

1 класс

В. Н. КОВАЛЕНКО

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3

Г. ТАЛГАР

Тема: В. И. Даль «Старик-годовик» (Сказка-загадка)

Задачи: познакомить учащихся со сказкой-загадкой «Старик-годовик»; формировать у учащихся временные представления; создавать условия для развития речи, памяти, навыков чтения; учить работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать других; воспитывать любознательность, внимательное и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, картинки «Времена года», аудиозапись текста, карточки.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что может было,

А может быть, и нет.

Ребята, а вы любите сказки?

    Сообщение темы урока

Сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.

    Рассказ о Владимире Ивановиче Дале

Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля и послушайте рассказ о писателе. (Рассказывают заранее подготовленные дети.)

1. Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом. Даль был другом А. С. Пушкина.

2. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года Даль занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. «Живаго» так называл его сам Владимир Иванович. Этот словарь помогает нам в овладении русским языком.

3. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

Что узнали о В. Дале?

Прочитаем произведение и подумаем, почему сам В. И. Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка?

    Изучение нового материала

Попробуйте предположить, о чём будет это произведение? Подтвердятся ли эти предположения, вы узнаете после прослушивания и работы над текстом.

1. Слушание текста (аудиозапись)

Кто главный герой этого произведения?

Подтвердились ли ваши предположения?

2. Чтение по абзацам учениками.

- Прочитайте первый абзац.

Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика первый раз? (Три зимних месяца.)

Назовите зимние месяцы по порядку.

Что произошло в природе?

Как догадались, что речь идёт о зиме? (Стало холодно, пошёл снег.)

Это первая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.

Назовите вторую тройку птиц. (Весенние месяцы.)

Что произошло в природе с прилётом этих птиц?

Найдите в тексте признаки весны. (Снег стал таять, на полях показались цветы.)

Перечислите названия весенних месяцев.

Это вторая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.

Какая третья тройка птиц прилетела? (Летние месяцы.)

Перечислите названия летних месяцев.

Что принесли эти птицы?

Докажите словами текста, что говорится о лете. (Стало жарко. Люди стали убирать рожь.)

Это третья загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте четвёртый абзац и разгадайте его секрет.

Какая же последняя тройка вылетела из рукава старика-годовика? (Осенние месяцы.)

Какие изменения произошли в природе с прилётом этих птиц? (Подул холодный ветер, пошёл дождь, залегли туманы.)

Это четвёртая загадка, которую мы отгадали.

Сколько раз махал рукавом старик-годовик? (Старик-годовик махал четыре раза.)

Почему он махал только четыре раза? (Четыре раза символизируют 4 времени года.)

Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12 птиц – это 12 месяцев.)

3. Физминутка

Игра «Бывает – не бывает»

Хлопайте, если бывает, топайте, если не бывает.

Зимой: снегопад, метель, гроза, гололёд, мороз.

Весной: капель, ледоход, ветер, вьюга, листопад.

Летом: жара, радуга, вьюга, град, гром, молния.

Осенью: листопад, дождь, туман, иней.

4. Продолжение работы над текстом

Прочитайте последний абзац.

Сколько крыльев было у каждой птицы? (Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели. В каждом крыле по семь перьев – это дни недели.)

Перечислите названия дней недели.

Что это значит, что у каждого пера одна половина бела, а другая – чёрная? (Белая половина пера – день, чёрная – ночь.)

Итак, мы отгадали пятую загадку.

5. Определение темы и идеи текста

А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (Это год.)

В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (В жизни не бывает такого старика-годовика.)

Как вы думаете, что Даль хотел донести до читателя?

Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна… Наступает день, ночь…

Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранить природу, бережно к ней относиться.

6. Закрепление

Старик-годовик приготовил для вас задание, он хочет посмотреть, какие вы внимательные.

Перед вами лежат карточки с названиями времён года и названиями месяцев. Соотнесите времена года и названия месяцев.

Имя учащегося:

ЗИМА

май

декабрь

ноябрь

июнь

сентябрь

август

февраль

март

январь

апрель

июль

октябрь

ВЕСНА

ОСЕНЬ

ЛЕТО

Прочитайте описание времён года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.

Зима

    Морозы сковали землю.

    Замёрзли реки и озёра.

    Везде лежит белый пушистый снег.

    На деревьях набухают почки.

    В лесу зацветают подснежники.

    Тяжело животным в зимнюю стужу.

    Птицы летят ближе к жилью.

    Стоят морозные дни.

Весна

    Застучала за окошком звонкая капель.

    Потеплел воздух, потемнел и осел снег.

    На кустах и деревьях пожелтела листва.

    Птицы возвращаются на родину.

    На берёзах надулись клейкие почки.

    Плывут по реке льдины.

    Журчат шумные ручьи.

Лето

    Наступило жаркое лето.

    Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде.

    Поспела в лесу земляника.

    Ягоды усыпали все лесные полянки.

    На реке треснул лёд.

    В июле на лугу идёт сенокос.

    Трава выросла высокая, высокая.

    Хлопья снега падают на деревья и кусты.

    Птицы начинают вить гнезда.

Осень

    Трава пожелтела и завяла.

    Птицы тронулись на юг.

    Льют холодные дожди.

    С огородов и полей убрали последние овощи.

    Весело распевают птицы.

    Над цветами жужжат пчёлы.

    Ветер шуршит сухими листьями.

Проверяем вашу работу.

    Домашнее задание

Отгадать загадки о временах года и месяцах.

    Итог урока

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

В чём же секрет этого произведения? (Произведение может одновременно являться и сказкой, и загадкой.)

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Вы меня очень порадовали.

Загадки о временах года

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня… (Зима)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла… (Весна)

Зеленеют луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться… (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек,

Я… (Осень)

Загадки о месяцах

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано… (Январь)

После брата января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (Февраль)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц… (Март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге.

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришёл… (Апрель)

Зеленеет даль полей.

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Расцвели в саду пионы,

В землянике – горок склоны.

Ветерок, прохладой дунь,

Чтоб не жарким был… (Июнь)

Солнце обжигается,

От жары все маются,

Что за месяц это

В середине лета? (Июль)

Этот летний месяц жаркий

Дарит всем свои подарки:

Сливы, яблоки и груши.

Фрукты варим, фрукты сушим.

Он – последний месяц лета,

Осень рядом, близко где-то. (Август)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)