Нивхи традиции и обычаи кратко. Кто такие нивхи (и о чем они поют). Библиография и источники

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Нивхи. «На воде"», 2010


Общие сведения

Н‘ИВХИ, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части). Численность 4630 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность нивхов, проживающих на территории России, составляет 5 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 4 тыс. 652 человека..

Говорят на изолированном нивхском языке. Распространён также русский язык.

Предполагают, что Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время. Находились в широких этнокультурных контактах с тунгусско-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Многие Нивхи владели языками народов сопредельных территорий.

Основные традиционные занятия - рыболовство (кета, горбуша и др.) и морской промысел (тюлень, белуха и др.). Рыбачили неводами, сетями, крючками, ставили заездки и др. Морского зверя били острогой, дубинками и пр. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Меньшее значение имела охота (медведь, олень, пушной зверь и пр.). Зверя добывали при помощи петель, самострелов, копий, а с конца 19 века - ружей.

Подсобное занятие - собирательство (ягоды, корни сараны, черемша, крапива; на морском побережье - моллюски, морские водоросли, раковины). Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры - для одежды, собак использовали как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремёсла - изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из берёсты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело. Передвигались на лодках (дощатых или долблёнках из тополя), лыжах (голицах или подбитых мехом), нартах с собачьей упряжкой.


В бывшем СССР произошли изменения в жизни Нивхов. Значительная их часть трудится в рыболовецких артелях, на промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. По данным переписи 1989, 50,7% Нивхов составляет городское население.

В 19 веке сохраняли пережитки первобытно-общинного строя, родовое деление.

Вели оседлый образ жизни. Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью. Зимой жили в полуземлянке четырёхугольного плана, углублённой в землю на 1-1,5 м, со сферической крышей. Были распространены наземные жилища столбовой конструкции с канами. Летнее жилище - постройка на сваях или вывороченных пнях с двускатной крышей.

Традиционная одежда (мужская и женская) состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор - наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи.

Традиционная пища - сырая и варёная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюски, водоросли и съедобные травы.

Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство и др.). Вплоть до 1950-х годов у Нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник с убоем выращенного в клетке медведя. По анимистическим представлениям, Нивхов окружает живая природа с разумными обитателями. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством. Традиционные природоохранные нормы были рациональными. Особенно ценными являются накопленные веками трудовые навыки, народное прикладное искусство, фольклор, музыкальное и песенное творчество, знания о лекарственных травах и собирательство.


В настоящее время начался процесс возвращения Нивхов на прежние места расселения и возрождение старых селений. Выросла собственная интеллигенция. В основном это работники учреждений культуры и народного образования. Нивхская письменность создана в 1932. Издаются буквари на амурском и восточносахалинском диалектах, книги для чтения, словари, газета "Нивх диф" ("Нивхское слово").

Ч.М. Таксами

Очерки

Нивхи - коренной народ Дальнего Востока, живущий в низовьях Амура, на берегу Татарского пролива (Ульчский и Николаевский районы Хабаровского края) и в северной части острова Сахалин. Нивхи представляют особый амуросахалинский антропологический тип североазиатской расы.Численность в РФ по переписи 2002г. - 5287 человек.Нивхский язык не имеет параллелей с языками других народов Восточной Сибири и относится к группе изолированных языков, хотя современные исследователи находят в нем элементы южноалтайской, маньчжурской и тунгусской языковых групп. Существуют амурский, северосахалинский и восточносахалинский диалекты. Письменность - с 1932 года на основе латинской, а с 1953г. - русской графики. Религия - анимизм, шаманизм.


Просто люди

Загадочных нивхов (нивхгу - народ) до 1930-х годов называли «гиляками». Занятия, культура и быт их сходны с остальными народами юга Дальнего Востока, а язык, непохожий на говор соседей, входит в немногочисленную палеоазиатскую группу, сохранившуюся со времен, предшествующих широкому распространению в Восточной Сибири тунгусо-маньчжурских языков. Нивхи всегда стремились к оседлости, а их традиционные промыслы (охота и рыболовство) были круглогодичными.

Тыф, дыф, таф или дом

Зимнее жилище нивхов - тыф, дыф, таф - это большой бревенчатый дом, имеющий столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов. Его двускатная крыша крылась травой, потолка не было, внутри - земляной пол и широкие нары вдоль стен, обогреваемые дымоходами от очага. В таком доме обычно размещались две-три семьи, располагавшиеся на своих участках нар, а в центре, на деревянном настиле, устроенном на высоких столбах, в сильные морозы обитали и кормились ездовые собаки. С наступлением тепла каждая семья переселялась в свое летнее жилище, которое строилось у зимнего дома или близ воды, рядом с промыслом. Каркасные летники из коры, имевшие разную форму - двухскатную, коническую, прямоугольную, - чаще всего ставили на сваях. Обычно они состояли из двух частей: жилой с открытым очагом и амбаром, где сушились сети, невода и рыба.


Земли хватало всем

Расположение зимних и летних «деревень» зависело от промысловых и географических условий. Зимнее селение традиционно размещалось вдали от берега моря, в защищенном от ветров месте, в лесу, ближе к охотничьим угодьям или на берегу водоема, недалеко от лунок для подледного лова. Летом нивхи стремились разместиться в устье реки, куда рыба заходила для нереста, или на морской косе, где они ловили лососей и добывали морского зверя - нерп, лахтаков, сивучей. Расселение небольшими общинами, отделенными значительными расстояниями друг от друга и ведущими комплексное хозяйство рыболовов, охотников на морского и лесного зверя, собирателей ягод, грибов, растений, давало им возможность осваивать оптимальные по своим размерам территории, поддерживая относительно высокий уровень потребления. То, что их земли не имели четко определенных границ, а сами нивхи не вступали в конфликты с другими народами, во многом объяснялось особенностями размещения.

Зятья и тести

Нивхское общество представляло собой прочную конструкцию, состоявшую из отдельных родов, которые были связаны взаимными обязательствами. Каждый род («кхал» или по-русски «ножны») брал женщин из одного определенного рода и, в свою очередь, отдавал своих женщин в другой, тоже точно определенный род. По отношению к одному кхалу он являлся «ымхи», то есть родом зятьев, по отношению к другому - «ахмалк», родом тестей. Договоренности между членами различных родов не ограничивались сферой семейно-брачных норм, они распространялись на всю область многообразных социальных отношений, в этом и состояло их значение как системы связей, цементирующих общество. Поэтому нивхи не ссорились и не воевали с соседями-родственниками, а помогали им в трудные времена.


Николаевск-на-Амуре - столица земли нивхской

Первое упоминание об этих миролюбивых людях встречается в донесении Василия Пояркова, командовавшего пришедшими в 1643 году в низовья Амура казаками. В нем он сообщает своему начальнику - якутскому воеводе Петру Головину о гиляках, местном «народце», который живет в домах на сваях, ездит на собаках, рыбачит в маленьких берестяных лодках («му») и выплывает на них даже в открытое море. В 1849-1855гг. в этих же местах работала экспедиция Геннадия Ивановича Невельского, и по оставленным ее членами описаниям быта и культуры аборигенов можно сделать вывод, что больших изменений жизненного уклада у нивхов за истекшие два столетия не произошло. Правда, в нарядах местных модниц появились «вороньи» пуговицы, на которые обратил внимание подчиненный Невельского лейтенант Николай Бошняк. Исследование материала, из которого они были изготовлены, а также рассказы рыбаков позволили ему в дальнейшем открыть крупное месторождение каменного угля на Сахалине. Также участниками экспедиции на землях нивхов был основан город Николаевск-на-Амуре, вокруг которого стали селиться русские крестьяне, а после заключения Айгунского и Пекинского договоров с Китаем (1858-1860) эти территории - материковая и островная - официально вошли в состав Российской империи.


Огонь

По своим верованиям нивхи были анимистами: они одушевляли живую и неживую природу, населяли мир добрыми и злыми духами. К категории живых существ они относили также небесные светила, горы, воду, огонь, который являлся еще и символом рода. Так, нивхи, в отличие от других народов Амура, часто кремировали умерших, считая, что таким образом их души беспрепятственно поднимутся в верхний мир. Проведение этого обряда несколько отличалось по форме у разных общин, но главное в его содержании сохранялось: труп сжигали на огромном погребальном костре в тайге под ритуальный плач, пепел сгребали к центру кострища и огораживали срубом. Затем изготавливали деревянную куклу, прикрепляли к ней косточку от черепа покойного, одевали, обували и помещали в специальном домике - раф, высотой около метра, украшенном резным орнаментом. Впоследствии возле него совершали регулярные поминальные обряды (особенно часто в первый месяц после похорон, затем - примерно раз в месяц в течение года, после этого - каждый год), угощались, а в костер бросали пищу для ушедшего в мир иной сородича. Если же человек пропал или утонул, а тело его не было найдено, то устраивалось символическое погребение, когда вместо него хоронили большую, в рост погибшего, куклу из ветвей и травы. Ее одевали в одежду умершего и закапывали в землю или сжигали, соблюдая положенный ритуал.


Вода…

Из таких же анимистических представлений возник культ «хозяев природы», тесно связанный с промысловой обрядностью. Духу-хозяину неба нивхи молились в домах, в лесу у священного дерева призывали духа-хозяина земли, обращаясь к нему с просьбами о здоровье, удаче в промыслах и в предстоящих делах. Тайга, горы, а в особенности море, реки, озера, то есть вода как источник жизни во многом определяла их обрядовую практику. Одно из центральных мест в ней занимал праздник освобождения водоемов ото льда и посвящение духам воды специальной пищи и утвари - деревянных корытец в виде уточек и рыбок. Только после «кормления воды» нивхи приступали к промыслу рыбы и морского зверя, иначе ее «хозяин» (Тол Ыз, или Тайраадз - морская касатка) мог не послать улова.

И медведи

Другой могущественный дух - хозяин тайги Пал Ыз, или «горный человек», представлялся в виде огромного медведя, а каждый «рядовой» мишка считался его сыном. Охота на него должна была сопровождаться особым ритуалом, то есть «медвежьей игрой» - чхыф леранд. Например, после удачного завершения похода старейший охотник садился на спину убитого медведя и кричал: «У-у-у!» три раза, если это был самец, и четыре - если медведица. Чтобы задобрить, в левое ухо зверю клали табак, освежевав, доставляли в селение, причем везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали процессию игрой на музыкальном бревне, тушу заносили в амбар, шкуру с головой клали на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение и ставили угощение, в том числе жареное мясо убитого зверя, которое раздавали всем присутствующим, сама трапеза проходила под музыкальное сопровождение.


Медвежий праздник

Также детально у нивхов был разработан ритуал медвежьего праздника с выращенным в клетке медведем. Он проходил в январе-феврале, в период полнолуния, в течение двух недель. С одной стороны, он был связан с промысловым культом, то есть сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор, с другой - с поминками по умершему родственнику. Пойманного или найденного в тайге медвежонка растили три года в специальном срубе, причем в течение всего времени содержания животного соблюдалось много правил и табу. Например, к нему запрещалось подходить женщинам, хотя иногда хозяйка даже кормила его грудью, называя «сынком». Обычно праздник в память умершего сородича, душа которого по поверью перешла в медведя, делился на несколько этапов: изготовление священных стружек (инау), убиение медведя, водворение его головы на помост, угощение его мясом, приношение в жертву собак и разъезд гостей. Происходило это так: в назначенный день хозяин медведя лил вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Он шел к клетке и угощал медведя, разливая перед ним вино, здесь же плясали женщины, а вскормившая медвежонка хозяйка плачем и особым танцем выражала свою печаль. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали юколой, специальным студнем из рыбьей кожи, вином и кланялись ему - это должно было принести благополучие семье. Все плясали под звуки музыкального бревна, изображая пантомимой будущее путешествие зверя к прародителям. Затем у последнего дома начинались проводы медведя: на него, как на умершего человека, надевали два сплетенных из травы пояса, к которым привязывали «дорожное продовольствие» и «дорожные предметы» - корни, клубни растений, ягоды, мешочки с табаком.


И похороны сына Пал Ыза

Убивал медведя зять или зятья хозяина зверя. Это происходило на специально подготовленной площадке, огороженной обрубленными елочками и украшенной ритуальными стружками. Медведя привязывали к резным столбам, и хозяин обращался к нему: «Теперь мы устраиваем большое пиршество в твою честь, не пугайся, мы не будем вредить тебе, мы только убьем тебя и пошлем к любящему тебя Хозяину леса. Мы собираемся дать тебе еду, лучшую, какую ты когда-либо ел у нас, мы все будем плакать по тебе. Человек, который убьет тебя, - лучший стрелок среди нас, он плачет и просит твоего прощения. Ты ничего почти не почувствуешь, это будет сделано быстро. Мы же не можем кормить тебя вечно, ты сам понимаешь. Мы сделали для тебя все, что могли, а теперь твоя очередь позаботиться о нас - попроси Хозяина, чтобы послал на зиму побольше выдр, соболей, а на лето - тюленей и рыб в изобилии, не забудь нашей услуги. Мы очень любим тебя, и наши дети тебя никогда не забудут…» Площадку и угощение готовила семья, вырастившая медведя. Тушу свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие на длинном шесте и клали на помост, на котором в жертву приносили собак. Между трапезами продолжались танцы, гонки на ездовых собаках, фехтование на палках, стрельба из луков, женщины играли на музыкальном бревне. Медвежье мясо варили на огне, разведенном родовым огнивом, подавали в специальных деревянных ковшах, сделанных к празднику, вынимали также особой ложкой-черпаком с вырезанным изображением медведя. Голову зверя и мясо украшали стружками инау, а все кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним какой-либо дар: копье, нож, ремень, даже собак. Они якобы отсылались «лесным людям» - медведям. Накануне окончания праздника старики сидели всю ночь около черепа зверя, ели ритуальные кушанья и вели с ним беседу. Затем под звуки музыки в амбар или на дерево, где уже хранились другие черепа, водворяли новый, ставили перед ним еду, говорили слова прощания, а рядом сажали ель, так как общее число деревьев должно соответствовать количеству убитых медведей…

Нивхский танец с бубнами. Сахалин, 1985 год РИА «Новости»

На Сахалине живут несколько коренных малочисленных народов: нивхи (в старину их называли гиляки), нанайцы (устаревшее название — гольды), эвенки и уйльта (или ороки), до середины XX века на острове жили и айны. Нивхи сейчас самый крупный из сахалин-ских коренных народов. Всего в мире осталось около 4500 нивхов: на севере Сахалина их примерно 2200, приблизи-тельно столько же живет в Хабаровском крае, в низовьях реки Амур, несколько семей можно найти в Японии.

Еще в начале XX века нивхи жили при родовом строе: селились большими семьями, охотились с помощью луков и копий, занимались рыболовством. У каждого нивхского рода было свое название, связанное с первопред-ком — основателем рода: Высквон-гун — род змеи, Койвонгун — род лиственницы, и другие. Сейчас бытовая жизнь народа сильно преобразилась, но культура по-прежнему носит отпечатки архаичности.

Традиционная культура нивхов основывается на развитой системе ритуалов, связанных с почитанием природных стихий и с родовыми культами. По пред-ставлению нивхов, многочастная модель Вселенной включает средний мир, в котором живут люди, а также верхний, нижний, горный и водный миры. Их населяли духи — хозяева различных природных стихий (наиболее значи-мые — хозяин гор и тайги Пал ызн, хозяин моря Тол ызн, хозяйка огня Тугрш ытик), демонические существа (добрые и злые), души умерших людей и перво-предков. Рядом с нивхами в среднем мире жили люди-невидимки генивхгу. Их видели только шаманы, обычные же люди могли генивхгу только слышать: как они разговаривают, как лают их собаки. Генивхгу могли превращаться в деревья, птиц или животных и иногда воровали у нивхов еду.

Нивхи ощущали себя в природе очень органично. К примеру, они считали, что звери — это тоже люди, только в звериной шкуре. И самым важным человеком в звериной шкуре был для нивха крупнейший зверь Сахалина — медведь. Нивхи верили, что в обличье медведей в мир людей приходят пал нивхгу («пал» — гора) — горные люди из горного мира, древние родственники нивхов.

Вокальная и инструментальная музыка нивхов тесно связана с их верованиями. Для того чтобы общаться с другими сферами мироздания, у нивхов существо-вала развитая система кодов и медиаторов. Основными ее средствами были особым образом произнесенные слова, звуковые и музыкаль-ные сигналы, хореографические движения, которым придавалось магическое значение. Но звуковой канал общения с духами почти всегда был главным.

1. Свадьба мужчины и медведицы

Фрагмент фильма «Пегий пес, бегущий краем моря», 1990 год. Режиссер Карен Геворкян

В фильме «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести Айтматова показан медвежий праздник, важнейшее событие в культуре нивхов. Он прохо-дил, как правило, один раз в несколько лет в зимний период и длился неско-лько дней. Специально для него нивхи воспитывали медвежонка. Если это был медведь-самец, то его растили три года, если самка, то четыре: в мифологии и веро-ваниях нивхов число 3 считается мужским, а 4 — женским. Медвежонка кор-мили, поили и выгуливали. Женщины иногда выкарм-ливали новорожден-ного медве-жонка грудью. Когда медведь вырастал, его убивали, чтобы «освобо-дить его душу»: плоть оставалась в мире людей, а душа возвращалась в горный мир.

Главным инструментом на медвежьем празднике было музыкальное бревно — тятя чхарш. На нем играли женщины, ударяя по бревну палочками и прогова-ривая слова песни про себя: голос скрывался, потому что он у нивхов сакрален. Исполнительницы могли пританцовывать под музыку, согнувшись, подражая движениям медведя, чтобы показать священному животному свое родство с ним. А когда тушу медведя разделывали, мужчины рычали, имити-руя голос зверя.

Нивхи вырезали на одном конце тятя чхарша морду медведя и уста-навливали бревно головой на восток (на восток уходила душа зверя в своем сакральном путешествии в горный мир). Стойки, к которым привязывали бревно, были украшены инау — священными стружками, которые связывали людей с ду-хами. Тятя чхарш считали одушевленным существом, его «кормили»: мазали рот обрядовой едой мос — холодцом из рыбьих шкурок и ягод. Ритмы, которые извлекали на бревне, должны были дойти до горного мира и передать инфор-мацию духам об этапах праздника.

У каждого этапа был свой ритмический рисунок. Первый наигрыш — «Мыкрфин», о родоначаль-нике медвежьего праздника. По легенде, в древние времена нивх по имени Мыкрфин пошел на охоту, заблудился и выбился из сил. Умиравшего мужчину нашел дух и забрал с собой в горный мир. Мыкрфин прожил там целую зиму. Женился на женщине, которая в мире людей была медведицей, стал отцом двоих детей-медвежат. Но при всем желании остаться со своей семьей в горном мире мужчина был вынужден вернуться в мир людей. Спустя какое-то время он снова отправился на охоту и убил медведицу, которая оказалась его женой из горного мира. Медведица упала на него, и он тоже умер. Только после смерти возлюбленные смогли вос-соединиться. По легенде, в честь первого союза медведицы и человека люди и стали проводить медвежий праздник.

Словесные формулы и ритмы этого праздника очень разнообразны. Кроме «Мыкрфин», на празднике звучали и другие наигрыши. Так, в «Пал лергун» («Горные дети») говорилось о детях-духах из горного мира, пришед-ших на медвежий праздник и танцующих возле огня; «Хуруфин нисимам» («Лесная старуха») повествовал о горной женщине-духе — хозяйке медведей, а «Чхыф тёнрш» («Медвежья голова») исполнялся во время обрядов с головой медведя: считалось, что в голове живет одна из душ животного, самая главная.

2. Плач на одной струне тынрына

Исполняет Ольга Анатольевна Няван (жительница села Некрасовка Охинского района). Запись сделана на полуострове Шмидта (северная часть острова Сахалин) в 1993 году. Автор записи —Василий Курикалов

Тынрын — единственный струнный инструмент нивхов. Его название проис-ходит от звукоподра-жания звучанию инструмента — «тын», «рын». Основа тынрына — полый берестяной коробок, затянутый с одной стороны рыбьей кожей, сквозь него продет гриф с вырезан-ным желобом и натянутой струной. Играют на тынрыне при помощи смычка, напоминающего маленький охот-ничий лук.

На тынрыне может одновременно звучать два-три звука. Многослойная фак-тура возникает за счет использования трех резонаторов, в которых отра-жа-ются звуки. Первый резонатор — берестяной короб, второй — желоб на грифе, а третий — рот исполнителя (обычно это женщина). Исполнитель-ница водит смыч-ком, зажимая струну двумя пальцами левой руки, а когда звучит длинная нота, быстро прикасается языком к открытой струне — от этого и возникает вибрация.

Появление тынрына тоже объясняет легенда. Когда-то давно женщина, кото-рая долго не могла иметь детей, забеременела и родила сына. Мальчик вырос и стал прекрасным охотником. Однажды он ушел на охоту и все никак не воз-вращался. Женщина стала громко кричать и звать его, чтобы сын смог найти дорогу домой, но он так и не услышал ее. Мать продолжала кричать, плакать и потеряла голос. Чтобы сын нашел путь, она вырвала свои голосовые связки и сделала из них струну для музыкального инструмента, на котором стала играть. Поэтому чаще всего песни, которые исполняются на тынрыне, называются «плачами».

3. Игра на самодельном кока чныре

Исполняет Князик Николаевна Чирик. Запись сделана на полуострове Шмидта в 1993 году. Автор записи — Василий Курикалов

У многих народов Сибири и Дальнего Востока есть музыкальный инстру-мент, так или иначе напоминающий варган — щипковый самозвучащий инструмент небольшого размера. Он бывает железным и дугообразным или деревянным и пластинчатым. Наиболее древний инструмент, прародитель современных варганов, — травяной варган, который у нивхов называется кока чныр. Его де-лают из плотного длинного листа травы, растущей на берегу моря. Инструмент очень быстро приходит в негодность из-за своего природного происхождения, поэтому используется он только для развлечения, в первую очередь для дет-ской игры.

Кока чныр можно сделать самостоятельно, для этого нужно:
1. Оторвать плотный травяной лист 10-15 см в длину и 1,5-2 см в ширину.
2. Сверху листа прорезать ногтем язычок 6-7 см в длину и примерно 0,5 см в ширину.
3. Отогнуть язычок и поместить его между указательным и средним пальцем правой руки.
4. Приложить лист к открытому рту (рот будет работать как резонатор) и двигать язычок, ударяя им по листу травы. В результате возникнет мелодия.

4. Вызов мужей с помощью кални

Выступление ансамбля «Кех» из поселка Чир-Унвд Тымовского района Сахалинской области. Испол-няют Антонина Васильевна Шкалыгина (справа) и Анна Степановна Хаджиган (слева). 1990-е годы

Нивхский музыкальный инструмент кални делают из сухой медвежьей дудки, полого растения высотой полтора-два метра, с которой срезают листья. Испол-нитель дует в него, вибрируя голосом. Раньше инстру-мент служил своеобраз-ным звуковым маяком: если на море был туман и мужчины не могли найти до-рогу домой, женщины выходили на берег и направляли кални в сто-рону моря, вызывая своих мужей и братьев, чтобы они вернулись домой. А весной жен-щи-ны выходили на берег реки, направляли кални в небо и пели, призывая птиц.

5. Имитация шаманского камлания

Частная запись, сделанная на полуострове Шмидта в 1986 году. Инструменты: бубен, колотушка, пояс. Исполняет Ольга Анатольевна Няван (жительница села Некрасовка Охинского района)

Шаманские обряды у нивхов проводились главным образом для исцеления больного или чтобы вызвать хорошую погоду. Ритуал совершался около костра после захода солнца (поздним вечером или ночью). Костюм шамана символизировал трехчленную модель мира (верхний, средний и нижний миры) и выполнял магические функции. Перед камланием бубен обдымляли над костром, выгоняя злых духов, на плечи шамана прикрепляли перья птиц (символ верхнего мира), а на голову надевали венок из священных стружек инау. При помощи инау духи передавали информацию шаману. Считалось, что через пуп могут проникнуть злые духи, поэтому шаман носил защищаю-щий пояс — символ среднего мира. Шум, возникающий от ударяющихся друг о друга железных подвесок сзади пояса, должен был отгонять злых духов. Чем тяжелее был пояс, тем более могущественным считался шаман. Юбка и обувь из нерпы симво-лизировали водный и нижний миры соответственно.

Шаман начинал камлание тихо, поглаживая бубен колотушкой и шепотом вызывая к себе духов. К нему собирались духи, и поэтому бубен тяжелел. Через бубен и колотушку в шамана вселялись духи и начинали говорить его языком. Шаманские инструмен-ты часто укра-шали изображения змеи, ящерицы и жабы. Они считались духами-помощни-ками шамана, которые помогали осуществлять ему переходы в разные миры.

6. Каторжанин и кыхкир лудь

Запись мужского пения на восковых валиках. Амурский край, 1910 год. Автор записи — Лев Яковлевич Штернберг

В 1889 году за участие в деятельности народовольческих кружков недавний студент Лев Штернберг получил 15 лет каторги на Сахалине. У политических заключенных было особое положение, и Штернберг мог свободно передви-гаться по острову. Его очень увлекла культура нивхов, и он стал ее изучать: записывал нивхский фольклор, учил язык. Благодаря своим исследованиям он был досрочно освобожден и получил место штатного этнографа в Музее антропологии и этнографии при Академии наук в Петер-бурге. Через несколько лет после освобождения он вновь вернулся на Сахалин и записал на восковых валиках песни нивхов. У нивхов есть два типа пения: просто пение — кыскир луть, и пение горловой трелью — кыхкир лудь. Мужская горловая трель сложна в исполнении и оттого особенно красива. Запись Штернберга — одна из самых старых записей нивхской музыки.

7. Песня о запретной любви и о встрече в нижнем мире

«Алхтунд» — песня о любви (фрагмент). Исполняет Татьяна Улита. Поселок Чир-Унвд Тымовского района Сахалинской области, 2000 год. Автор записи — Наталья Мамчева

Эта народная песня рассказывает историю о том, как в одной семье полюбили друг друга дядя и племян-ница. Кровосмешение у нивхов было запрещено и нака-зуемо: ребенка, рожденного у такой незаконной пары, убивали. Однажды дядя уехал по льду в Николаевск-на-Амуре за товарами, а его возлюбленная узнала, что беременна. Когда он вернулся, то не смог найти девушку: она, зная, что им не дадут жить вместе, ушла в лес и повесилась. Дядя нашел свою пле-мян-ницу, сложил рядом все вещи, которые привез ей в подарок, и пове-сился тоже, чтобы пара смогла соединиться навеки в нижнем мире. Песня испол-няется горловой трелью.

Материал подготовлен журналистской мастерской «Большая история», органи-зованной Arzamas в рамках кинофестиваля «Край света-2017 » на Сахалине.

Также в мастерской мы подготовили курс « » в приложении «Радио Arzamas» и проект «Музей самого себя. Сахалин » на сайте Relikva.

Изображения: РИА «Новости»

|
народа нивхи, нивхи
нивх, мн. нивхгу (ам.)
ниғвӈ, мн. ниғвӈгун (в.-с.)

Численность и ареал

Всего: ▼ до 4500 чел.
Россия Россия:
4466 (Всероссийская перепись 2010 г.)

    • Сахалинская область Сахалинская область:
      2253 (2010)
    • Хабаровский край Хабаровский край:
      2034 (2002)
Язык

нивхский, русский

Религия

шаманизм, язычество, православие

Входит в

палеоазиаты

Родственные народы

возможно айны, народы Полинезии

Ни́вхи (нивх. нивхгу, ниғвӈгун «люди, народ» от нивх «человек») - малочисленный народ, проживающий на территории Российской Федерации и Японии. Также используется устаревшее название - гиляки (тунг. гилэкэ от гилэ «лодка»). Являются автохтонным, коренным населением Приамурья, острова Сахалин и соседних небольших островов, заселившими данную территорию в период позднего плейстоцена.

  • 1 Численность и расселение
  • 2 Этнографические группы
  • 3 Антропология нивхов
  • 4 История
  • 5 Происхождение и языковая принадлежность
  • 6 Традиционное хозяйство
  • 7 Духовная культура
  • 8 Религия
  • 9 Известные нивхи
  • 10 мировой культуре
  • 11 Примечания
  • 12 Литература
  • 13 Ссылки

Численность и расселение

Расселение нивхов в РФ на 2010 год в % от общей численности этого народа в РФ

Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Языки: нивхский и русский. Численность - 4652 человека (2010).

Численность нивхов в России:

Населённые пункты с нивхским населением согласно переписи 2002 года (исключая Хабаровск, Поронайск и Южно-Сахалинск).

Основные населённые пункты, где проживали нивхи в 2002 году:

Хабаровский край Сахалинская область

До 1945 года в южной (на тот момент японской) части Сахалина проживало около 100 нивхов, носителей южно-сахалинского диалекта. После войны большая часть переселилась на остров Хоккайдо. Южно-сахалинский диалект считается на данный момент вымершим. Современные данные о численности этнических нивхов Японии отсутствуют.

Этнографические группы

Нивхи исторически разделены на две группы по региону проживания: Амурские и Сахалинские. Они различны по языковым диалектам и культурным особенностям. Значительная часть нивхского населения расселена в Хабаровском крае (низовья Амура, побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива), образуя материковую группу. Вторая, островная группа, представлена на севере острова Сахалин.

Антропология нивхов

Антропология нивхов находится в стадии активного изучения. Предполагается, что родственными для нивхов являются народы Полинезии. Нивхи являются довольно однородными в антропологическом плане.

Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза. связи с особенностями их языка и культуры - нивхи палеоазиаты, они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо-маньчжурам. Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается во многом сходная культура амурских народов.

Другая точка зрения полагает, что древнейшее население Амура и Сахалина (археология мезо/неолитического времени) собственно нивхским не является, а представляет собой недифференцированный в этническом отношении пласт культуры, которой является субстратным по отношению ко всему современному населению Амура. Следы этого субстрата фиксируются в антропологии, языке, культуре как нивхов, так тунгусо-маньчжурских народов Приамурья. рамках этой теории, нивхи рассматриваются как мигрировавшая на Амур, одна из групп северо-восточных палеоазиатов. Относительная противоречивость данных этногенетических схем объясняется высокой степенью смешения и интеграции современных народов Амура и Сахалина, а также поздним временем их этнического оформления.

История

См. также: Охотская культура Карта расселения коренных народов на территории Сибири

Нивхи заселили Сахалин когда остров был соединен с Азиатским материком. Но с окончанием ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделёнными Татарским проливом на 2 группы.

Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории - китайские хроники начала 600 годов н. э. них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их гиляками. Это название надолго закрепилось за нивхами. 1849-1854 годах на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского, основавшего город Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1856 года и Пекинского договора 1860 года

Происхождение и языковая принадлежность

Группа танцующих нивхов. Сахалин, начало XX века.

Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далёком прошлом северо-западные берега Тихого океана.

Нивхов отождествляют с археологической охотской культурой, занимавшей в древности более широкий ареал, чем современная территория нивхов. Носители данной культуры, мисихасэ, были изгнаны из Японии в VII веке н. э.

Нивхи относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы.

По языку и культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках (чукчи, коряки и др.), и чаще всего объединяются с ними в общую группу.

Нивхские дети. Сахалин, 1903 год.

Традиционное хозяйство

Нивхи в традиционных юбках из морского котика. Нивхская одежда.

Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Сырая и вяленая (реже - варёная и жареная) рыба составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство.

Духовная культура

Основная статья: Нивхская мифология См. также: Нивхская литература

Религия

Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов - на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи.

Согласно этнографическим исследованиям, в древности нивхи практиковали обряд воздушного погребения.

Известные нивхи

  • Санги, Владимир Михайлович - писатель, основатель нивхской литературы.
  • Гашилова, Людмила Борисовна - директор Института народов Севера.
  • Таксами, Чунер Михайлович - историк, этнограф, доктор исторических наук.
  • Полетьева, Светлана Филимоновна - заслуженный учитель России.
  • Отаина, Галина Александровна - этнограф, языковед, кандидат филологических наук.
  • Пухта, Мария Николаевна - филолог, автор учебников и разговорников.
  • Чайка, Пайтан Герасимович - Герой социалистического труда.
  • Мыгун, Федор - публицист, главный редактор газеты «Нивх диф», общественный деятель.
  • Кимова, Лидия Демьяновна - педагог, художник, мастер ДПИ, общественный деятель.
  • Ворбон, Наталья Демьяновна - мастер ДПИ, общественный деятель.
  • Лок, Галина Демьяновна - научный работник, общественный деятель.
  • Гудан, Евгений Павлович - писатель, общественный деятель.
  • Хайлова, Римма Петровна - первый редактор газеты «Нивх диф», общественный деятель.
  • Роник, Зоя Львовна - первый директор детской художественной школы с. Некрасовка, общественный деятель.

В мировой культуре

  • Жизнь нивхов, быт, язык являются ключевой темой повести Геннадия Гора «Юноша с далёкой реки» (Лениздат, 1955).
  • Повесть Рувима Фраермана «Васька-гиляк».
  • Повесть Николая Задорнова «Война за океан».
  • Повесть Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря».
  • Произведение Антона Чехова «Остров Сахалин».
  • Повесть для детей Вадима Нечаева «Пат и Пилаган».
  • В романе Харуки Мураками «1Q84» один из героев читает отрывок о гиляках из вышеуказанного произведения Чехова.
  • Анимационный фильм 1992 года Оксаны Черкасовой «Племянник кукушки» по мотивам нивхских сказок.

В честь нивхов были названы два судна российского имперского флота «Гиляк» и «Гиляк II»

Примечания

  1. 1 2 3 Таксами Ч. М. Словарь нивхско-русский и русско-нивхский. - Ленинград: Просвещение, 1983. - С. 69, 211, 276.
  2. Всероссийские переписи населения 2002 2010 годов. Проверено 8 августа 2015.
  3. 1 2 Груздева Е. Ю. Нивхский язык // Языки мира. Палеоазиатские языки. - М.: «Индрик», 1996. - С. 139-154.
  4. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков / Отв. ред. В. И. Цинциус. - Ленинград: Наука, 1975. - С. 152.
  5. Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство // ВПН-2010.
  6. База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  7. 1 2 Gruzdeva Ekaterina. Nivkh. - Lincom Europa, 1998. - P. 6-7. - (Languages of the World/Materials).
  8. Нивхи. Основные сведения // Этнонациональные общности России: историко-демографическая и этносоциокультурная характеристика.
  9. Семейная обрядность народов Сибири. - М., 1981.
  10. Василий Усов Канонерская лодка флота российской империи носила имя «Гиляк» // НИП Нивхи.ру.

Литература

  • История и культура нивхов: историко-этнографические очерки / Ред. В. А. Тураев, В. Л. Ларин, С. В. Березницкий. - СПб.: Наука, 2008. - ISBN 978-5-02-025238-7.
  • Крейнович Е. А. Нивхгу. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. - ISBN 5-88453-025-0.
  • Нивхи Сахалина: современное социально-экономическое развитие / Отв. ред. В. И. Бойко. - Новосибирск: Наука, 1988. - ISBN 5-02-028980-9.
  • Таксами Ч. М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. - Л.: Наука, 1975.
  • Нивхи // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3.
  • Нивхи // Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Гиляки // Народы России: живописный альбом. Выпуск VII и VIII. - СПб: типография товарищества «Общественная Польза», 1880. - С. 544-555.

Ссылки

  • Группа в ВК
  • Национальный информационный портал Нивхи.ру

народа нивхи, нивхи

Нивхи Информацию О

Общая информация

Нивхи — коренной народ Российской Федерации. Самоназвание - нивхгу (человек). Соседние народы называли их гиляха, гильями. Это название заимствовали русские, придав ему форму гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов XX века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время. Говорят на нивхском языке, имеющем два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, позднее переведена на русскую графику.

Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северозападные берега Тихого океана. Относятся к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Северо-Востока входят в группу палеоазиатов. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо-манчжурскими народами, айнами и японцами.

Территория расселения и численность

В прошлом нивхи занимали весьма обширную территорию. Ареал их расселения на материке простирался от Амура до бассейна Уды, на Сахалине - по всему западному и восточному побережью и в устье реки Поронай. В настоящее время нивхи Сахалина расселены в северной части острова и в бассейне реки Тымь (2008 чел.). На материке они концентрируются в двух районах Хабаровского края - Николаевском (1235 чел) и Ульчском - 631. Общая численность нивхов в СССР по переписи 1989 г. - 4673 человек, при этом, если численность материковых нивхов в 1979-1989 гг. выросла на 218 чел. (10 %), то на Сахалине она сократилась на 128 человек (6 %). В 1926 г. нивхи жили в небольших по числу жителей селениях, состоявших нередко из 2-3-х жилых построек. Известно более 100 таких селений, в т.ч. на Сахалине - 60. Колхозное строительство и последующее укрупнение коллективных хозяйств привели к ликвидации большинства этих поселений. Сегодня на Сахалине почти две трети нивхов сосредоточены в двух населенных пунктах - селе Некрасовка Охинского района и райцентре Ноглики. На материке они живут преимущественно в небольших поселениях (см. таблицу). Все поселки нивхов многонациональны. Кроме русских вместе с ними на Сахалине живут ороки и эвенки, в Хабаровском крае - ульчи и негидальцы. Нивхские поселения в Николаевском районе Хабаровского края в этническом отношении более однородны. Представительные этнические общины нивхов сформировались в последние годы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске.

Численность нивхов на 2002 г. составила 5162 человека.

Образ жизни и система обеспечения

Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством.

В начале 30-х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь один вид традиционного промысла - рыболовство. Укрупнение хозяйств, их переход на промышленное рыболовство привели, в конечном счете, к тому, что и эта сфера традиционного труда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80-х гг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что все они заняты в традиционном хозяйстве, на самом деле традиционным трудом занималась незначительная часть. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликский район Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17 человек, остальные - в сфере обслуживания основного производства.

Вытеснение из сферы традиционного труда воспринималось нивхами весьма болезненно и с началом рыночных реформ стало главным фактором их общественного движения за новые экономические отношения. С начала 90-х гг. повсеместно создаются родовые хозяйства. К настоящему времени на Сахалине их насчитывается более 80, в Николаевском районе Хабаровского края - 19 различных производственных объединений. Основные направления их хозяйственной деятельности - рыболовство, добыча морского зверя и охота. За ними закреплены территории традиционного природопользования, им выдаются лимиты на добычу рыбы, бесплатные лицензии на отстрел зверя.

Наряду с традиционными промыслами в хозяйствах развивается сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано не на внутреннее потребление, а на рынок. Этому способствуют и размеры квот, выделяемых им на добычу рыбы. Однако далеко не все они действительно работают. Из 19 хозяйств амурских нивхов в 1998 г. 6, например, вообще не работали, а остальные сработали в убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет к тому, что часть ценной продукции (лососевые, икра, мех) хозяйства вынуждены уступать по заниженной цене перекупщикам. В целом можно констатировать, что создание новой хозяйственной структуры не смогло пока решить проблему занятости нивхов. Она продолжает существовать наряду с другими социальными проблемами.

Этно-социальная обстановка

В 1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городское население составляло у них 55,6 %, в Хабаровском крае - 44,2 %.

Разумеется, большинство нивхов живет не в крупных городах, а в поселках городского типа, но и они - достаточно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, как правило, не превышает 1 %, соответственно и отношение к -ним со стороны местных властей. За исключением немногочисленной национальной интеллигенции нивхи заняты здесь преимущественно неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. В условиях рыночных реформ, роста безработицы коренное население оказывается самой незащищенной частью. В 1994-1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39 %. Многие семьи ведут нищенское существование.

Ухудшилось медицинское обслуживание. В медицинских учреждениях не хватает специалистов, лекарств, финансирование осуществляется нерегулярно. Ухудшаются демографические показатели. Естественный прирост в 1998 г. сократился в сравнении с 1990 г. в 8,6 раза, рост численности нивхов практически прекратился.

Заметное осложнение этно-социальной обстановки у нивхов Сахалина в последние годы связано также с новыми планами разработки нефти на шельфе Охотского моря. Понимая, что остановить очередное наступление нефтяников на их земли вряд ли удастся, нивхи поставили вопрос о выплате компенсаций за разработку нефтяных месторождений на их традиционных территориях, проведения этнологической экспертизы проектов. Игнорирование требований коренных народов привело к проведению несколько акций протеста в Ногликском районе, где уже велись строительные работы, связанные с прокладкой трубопровода. В конце концов, летом 2005 года представители компании «Сахалин Энерджи» и коренные народы Сахалина, в лице Регионального совета уполномоченных коренных малочисленных народов Сахалина, сели за стол переговоров, началась совместная разработка Плана содействия КМНС. Администрация области, в лице Департамента по делам КМНС, также приняла участие в его разработке, предоставляя необходимую информацию по социально-экономическому развитию КМНС Сахалинской области. Ключевыми задачами Плана содействия являются: предотвращение или снижение потенциальных негативных воздействий, связанных с реализацией проекта «Сахалин-2»; вклад в улучшение качества жизни коренных народов через программы социального развития с учетом культурных особенностей и требований устойчивого развития; развитие потенциала коренных народов Севера. План содействия будет работать до 2010 г., всего по области планируется освоить 1,5 млн. руб.

Этно-культурная ситуация

Несмотря на свою малую численность, сложную социально-экономическую обстановку этно-культурную ситуацию у нивхов можно рассматривать в целом как положительную. Многие элементы традиционной духовной культуры, наполняясь новым содержанием, являются органичной частью повседневной жизни нивхов. Регулярно проводятся праздники народов Севера, соревнования по национальным видам спорта, работают фольклорные ансамбли («Эри» и др.), этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства. Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. С целью координации усилий нивхов по возрождению своего культурного наследия в поселке Ноглики создается этнокультурный центр. В с. Некрасовка активно действует Охинская местная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).

Среди этнокультурных проблем в центре общественного внимания нивхов стоит, безусловно, проблема родного языка. Насильственные переселения нивхов из небольших прибрежных поселков в более крупные многонациональные поселения разрушили языковую среду. Не менее отрицательную роль сыграла система интернатского воспитания детей. Наличие двух диалектов в нивхском языке, носители которых далеко не всегда понимают друг друга, отрицательно сказалось на преподавании языка в нивхских школах. Письменность, созданная в 30-е г. на основе амурского диалекта, не использовалась на Сахалине. Для восточно-сахалинского диалекта она была создана лишь в 1979 году, что повлекло за собой и частичную реформу письменности на амурском диалекте. В начале 80-х гг. на обоих диалектах были выпущены буквари. В последние годы на нивхском языке стала издаваться детская литература в Южно-Сахалинске. Выходит ежемесячная газета на нивхском языке "Нивх диф" (Нивхское слово). Сегодня нивхский язык преподается в начальных классах в национальных поселках, однако обучением охвачено пока только 27 % нивхских школьников. Преподавателей нивхского языка готовят в Николаевском на Амуре педагогическом училище, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Все это, однако, не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение.

Органы управления и самоуправления

В структуре Сахалинской областной администрации создан отдел, занимающийся проблемами малочисленных народов, в Хабаровской краевой администрации - управление по делам национальностей. При Сахалинской областной Думе учрежден институт полномочного представителя от малочисленных народов Севера, который работает на постоянной основе, входит в структуру Думы, обладает правом законодательной инициативы. Аналогичные представительства работают при законодательных собраниях в Охинском и Поронайском районах. Нивхи входят в состав районных законодательных собраний, возглавляют ряд сельских администраций. Функции органов самоуправления у нивхов выполняют районные ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Все они являются территориальными или этническими подразделениями Сахалинской областной и Хабаровской краевой ассоциаций.

Правовые документы и законы

В Сахалинской области принято несколько нормативных актов, ориентированных на защиту экономических и культурных интересов нивхов: «Положение о представителе при Сахалинской областной Думе от малочисленных народов Севера, проживающих на территории Сахалинской области» (1994 г.); «Временное положение о родовых общинах, родовых и семейных хозяйствах коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» (1996 г.); Закон «Об иностранных инвестициях в Сахалинской области» (1998 г.). Ряд статей, посвященных защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, содержится в Уставе Сахалинской области. В 1999 году между Администрацией области и областной Ассоциацией было подписано соглашение о сотрудничестве.

В Хабаровском крае приняты Законы «Об общине коренных малочисленных народов Севера», «О порядке проведения международных коммерческих конкурсов на право пользования природными ресурсами», «О выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края», позволяющие в местах компактного проживания малочисленных народов создавать избирательные округа из не граничащих между собой территорий. Права коренных малочисленных народов на социальную защиту (своевременный завоз продовольствия, подготовка кадров, защита среды обитания и др.) гарантирует нивхам Устав Хабаровского края.

Современные проблемы окружающей среды

Состояние природной среды в районах расселения нивхов можно оценивать как напряженное, а на некоторых территориях как кризисное. Критический уровень экологической ситуации характерен, прежде всего, для Охинского и Ногликского районов Сахалинской области, где расположены нефтепромыслы, а также для локальных площадей Николаевского района Хабаровского края. Ситуация на Сахалине еще более обострилась с связи с начавшейся разработкой нефтяных месторождений (Сахалин 1, Сахалин 2) на шельфе Охотского моря. Созданные на Сахалине в начале 90-х гг. в целях повышения экологической безопасности и создания условий для развития традиционного хозяйства народов Севера территории традиционного природопользования (ТТП), к сожалению, не являются гарантом сохранения природной среды, поскольку право коренного населения распространяется лишь на поверхностные биологические ресурсы. Из охраняемых природных территорий в Николаевском районе Хабаровского края можно отметить лишь заказник краевого значения «Орлик» площадью 3,8 тыс. га.

Перспективы сохранения нивхов как этноса

Демографическая ситуация у нивхов в последние десятилетия отличалась нестабильностью. Периоды заметного роста численности населения сменялись не менее существенной убылью. Резкие перепады объясняются как не очень благоприятной половозрастной структурой населения, так и ассимилятивными процессами. В настоящее время нивхи переживают в целом неблагоприятный демографический цикл, осложняемый трудным социально-экономическим положением. С этих позиций нивхский этнос находится, безусловно, в «зоне риска». Вместе с тем, этническое самосознание нивхов устойчиво, имеет стабильную тенденцию к росту. Можно полагать, что в ближайшие десятилетия их численность останется примерно на сегодняшнем уровне, а дальнейшая демократизация общественной жизни в стране, рост самостоятельности и самоорганизации нивхского народа будут способствовать устойчивости этнической системы нивхов.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.; Материалы Альманаха «Мир коренных народов - Живая Арктика»

). Являются автохтонным , коренным населением Приамурья , острова Сахалин и соседних небольших островов, заселившими данную территорию в период позднего плейстоцена .

Численность и расселение

Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин . Языки: нивхский и русский . Численность - 4652 человека () .

Численность нивхов в России:

ImageSize = width:400 height:300 PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

Id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:6000 ScaleMajor = unit:year increment:1000 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Bar:1926 color:gray1 width:1 from:0 till:4076 width:15 text:4076 textcolor:red fontsize:8px bar:1939 color:gray1 width:1 from:0 till:3857 width:15 text:3857 textcolor:red fontsize:8px bar:1959 color:gray1 width:1 from:0 till:3690 width:15 text:3690 textcolor:red fontsize:8px bar:1970 color:gray1 width:1 from:0 till:4356 width:15 text:4356 textcolor:red fontsize:8px bar:1979 color:gray1 width:1 from:0 till:4366 width:15 text:4366 textcolor:red fontsize:8px bar:1989 color:gray1 width:1 from:0 till:4631 width:15 text:4631 textcolor:red fontsize:8px bar:2002 color:gray1 width:1 from:0 till:5162 width:15 text:5162 textcolor:red fontsize:8px bar:2010 color:gray1 width:1 from:0 till:4466 width:15 text:4466 textcolor:red fontsize:8px

Основные населённые пункты, где проживали нивхи в 2002 году :

Хабаровский край

Орехово-Зуево 2 140000 0,2 %

Сахалинская область

История

Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории - китайские хроники начала 600 годов н. э. В них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их гиляками. Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849-1854 годах на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского, основавшего город Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1858 года и Пекинского договора 1860 года

Происхождение и языковая принадлежность

Нивхов отождествляют с археологической охотской культурой , занимавшей в древности более широкий ареал, чем современная территория нивхов. Носители данной культуры, мисихасэ , были изгнаны из Японии в VII веке н. э.

Нивхи относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы .

По языку и культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках (чукчи , коряки и др.), и чаще всего объединяются с ними в общую группу .

Традиционное хозяйство

Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Сырая и вяленая (реже - варёная и жареная) рыба составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство.

Духовная культура

Религия

Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов - на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. В отличие от других народов Амура, нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи, а в древности практиковали обряд воздушного погребения .

В мировой культуре

Жизнь нивхов, быт, язык являются ключевой темой повести Геннадия Гора «Юноша с далёкой реки» (Лениздат, 1955).

Также жизнь нивхов описывает повесть Чингиза Айтматова и одноимённый фильм «Пегий пёс, бегущий краем моря» .

Напишите отзыв о статье "Нивхи"

Примечания

Литература

  • История и культура нивхов: историко-этнографические очерки / Ред. В. А. Тураев, В. Л. Ларин , С. В. Березницкий. - СПб.: Наука, 2008. - ISBN 978-5-02-025238-7 .
  • Крейнович Е. А. Нивхгу. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. - ISBN 5-88453-025-0 .
  • Нивхи Сахалина: современное социально-экономическое развитие / Отв. ред. В. И. Бойко. - Новосибирск: Наука, 1988. - ISBN 5-02-028980-9 .
  • Таксами Ч. М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. - Л.: Наука, 1975.
  • Нивхи // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3 .
  • Нивхи // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // Народы России: живописный альбом. Выпуск VII и VIII. - СПб: типография товарищества «Общественная Польза», 1880. - С. 544-555.
  • Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нивхи

– Mais non, il est a l"agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер.
– Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан.
Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно.
Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста.
Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.
– О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его.
– Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.
– Ну, знаете, что сгорело, ну о чем же толковать! – говорил майор.
Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.
– Народу то! Эка народу!.. И на пушках то навалили! Смотри: меха… – говорили они. – Вишь, стервецы, награбили… Вон у того то сзади, на телеге… Ведь это – с иконы, ей богу!.. Это немцы, должно быть. И наш мужик, ей богу!.. Ах, подлецы!.. Вишь, навьючился то, насилу идет! Вот те на, дрожки – и те захватили!.. Вишь, уселся на сундуках то. Батюшки!.. Подрались!..
– Так его по морде то, по морде! Этак до вечера не дождешься. Гляди, глядите… а это, верно, самого Наполеона. Видишь, лошади то какие! в вензелях с короной. Это дом складной. Уронил мешок, не видит. Опять подрались… Женщина с ребеночком, и недурна. Да, как же, так тебя и пропустят… Смотри, и конца нет. Девки русские, ей богу, девки! В колясках ведь как покойно уселись!
Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.
Пьер поужинал похлебкою из ржаной муки с лошадиным мясом и поговорил с товарищами.
Ни Пьер и никто из товарищей его не говорили ни о том, что они видели в Москве, ни о грубости обращения французов, ни о том распоряжении пристреливать, которое было объявлено им: все были, как бы в отпор ухудшающемуся положению, особенно оживлены и веселы. Говорили о личных воспоминаниях, о смешных сценах, виденных во время похода, и заминали разговоры о настоящем положении.
Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.