Н. Сладков. Из цикла «Лесные шорохи. Составление плана и пересказ текста


– А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!

Ястреб и Оляпка

– Ну, Оляпка, попадись: сейчас я тебя сцапаю!

– А я, Ястреб, от тебя в полынью нырну.

– А я тебя у полыньи подкараулю!

– А я во вторую полынью выскочу.

– А я у второй подкараулю!

– А я тогда в первую выскочу.

– А я… И долго ты так от полыньи к полынье будешь мотаться?

– Да пока тебе за мной гоняться не надоест!

Сорока и Волк

– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?

– От голода.

– И рёбра торчат, выпирают?

– От голода.

– А воешь чего?

– От голода.

– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока, – от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

– От голода.

Воробей и Синица

– Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

– Э-э, не угадала!

– Опять не угадала!

– Какое же тогда, Воробей?

– Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки – только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!

Сорока и Заяц

– Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

– Э-э, Сорока, всё равно плохо…

– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

– Э-э, Сорока, невелико счастье…

– Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

– Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…

Волк и Сова

– Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.

– А ты, Волк, что ешь-то?

– Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…

– Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!

Ласка, Белочка и Медведь

– Я, Ласочка, к зиме беленькой стала – как берёзка!

– А я, Белочка, серенькой – как осинка!

– Ну а я, Медведище, как ёлочки, – зимой и летом одним цветом!

Дятел и Тетерев

– Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?

– Летал я «над», спал «под».

– Что это за ребус такой: то «над», то «под»?

– Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.

– Ишь какая у тебя жизнь развесёлая! А я, горемыка, всё «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Ску-учно!

Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Тонут в белые волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба!

БЮРО ЛЕСНЫХ УСЛУГ

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.

Хорёк говорит:

– Спасайтесь кто как может!

А Сорока стрекочет:

– Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтобы нас сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно…

Тут Заяц ввязался:

– Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

– Есть-таки умная голова и в нашем лесу! – обрадовалась Сорока. – Кто следующий?

– Мы следующие! – закричали клесты. – Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!

«Заяц – копатель, клесты – бросатели», – записала Сорока.

– Кто следующий?

– Нас запиши, – проворчали бобры из своей хатки. – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!

И пошло, и пошло!

Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, во́роны приглашают на падаль, воро́ны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Ответы к стр. 58 — 59

Николай Сладков
Ивовый пир

Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё вокруг голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек, как пуховый жёлтый цыплёнок, сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд. Спешат гости на пир.
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.
Жуки какие-то копошатся.
Мухи жужжат.
Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный, как тигр.
Все гудят и торопятся.
И я там был, медовые барашки нюхал.
Вот отцветет ива, зазеленеет, потеряется среди других зеленых кустов. Тут и пиру конец…

1. Перечитай первый абзац рассказа «Ивовый пир». Найди и подчеркни сравнения.

Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё вокруг голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой . Каждый ивовый барашек, как пуховый жёлтый цыплёнок , сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд. Спешат гости на пир.

2 ∗ . Реши кроссворд. Найди ответы в рассказе «Ивовый пир».

1. У кого раздулись животы, как бочки?
2. Кто неуклюжий, как медведь?
3. Кто крылья распластал?
4. Кто похож на крошечный вертолётик?
5. Кто злой и голодный, как тигр?

3. Перечитай рассказ Н. Сладкова «Одуванчик и Дождь». Какими ты представляешь героев? Запиши или нарисуй.

Николай Сладков
Одуванчик и Дождь

— Ура! Караул! Ура! Караул!
— Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь жёлтый весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь?
— Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радёшеньки, всё «ура» кричат, а цветок «караул» кричит — боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся — ура, караул, ура, караул!

Когда я ещё не ходил в школу, я был очень жалостливый. Я совершенно не мог слушать про что-нибудь жалостное. Если кто кого убил, или бросил в огонь, или кто кого съел, я сразу начинал плакать. Например, злая старуха посадила в бочку царицу и царевича и бросила эту бочку в море. Я реву. Или волки съели серого козлика, и от него остались рожки да ножки. Я опять реву.

Когда я слушал сказки, я заранее, ещё до страшного места, собирался плакать. У меня кривились губы и начинал дрожать голос. Мама просто не знала, что делать, потому что я всегда просил её пропускать страшное место. За две секунды до страшного места я просил дрожащим голосом:

Это место пропусти!

И это пропусти!

Мама опять пропускала какое-нибудь преступление, и я успокаивался. И так мы с остановками и сокращениями быстро добирались до счастливого конца.

Конечно, я понимал, что сказки от этого становятся не очень интересные: во-первых, очень короткие, а во-вторых, в них почти совсем не было приключений. Но зато я мог слушать их спокойно, без слёз, и потом ночью можно было спать и не бояться.

Такие сокращённые сказки мне очень нравились. Они становились очень спокойные, как прохладный сладкий чай. Например, сказка про Красную Шапочку.

Мы с мамой так много в этой сказке пропустили, что она стала самой короткой сказкой в мире и самой счастливой. Мама так её рассказывала:

«Жила-была Красная Шапочка. Раз она напекла пирожков и пошла навестить свою бабушку. И стали они жить-поживать и добра наживать».

И я был рад, что у них всё хорошо получилось.

Особенно я переживал из-за другой сказки, про зайца. Это короткая сказка, как считалка, её все на свете знают.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять;

Вдруг охотник выбегает…

И вот тут у меня уже начинало щипать в носу а губы ехали в разные стороны: верхняя - направо, нижняя - налево.

А сказка в это время продолжалась:

Прямо в зайчика стреляет!

Пиф! Паф!

Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой!

Тут у меня сердце останавливалось. Я не мог понять, как же это получается. Почему этот жестокий охотник стреляет прямо в зайчика? Что зайчик ему плохого сделал? Что он - первый начал? Ведь нет! Он просто вышел погулять! А этот злодей прямо, без разговоров: пиф-паф! Из своего тяжёлого ружья! И тут из меня начинали течь слёзы, как из крана. Потому что раненный в живот зайчик кричал: ой-ой-ой!

Он кричал: «Ой-ой-ой! Прощайте, мой детки! Прощай, моя весёлая лёгкая жизнь! Прощай, красная морковка и капустка! Прощай, моя полянка, и цветы, и лес!»

Я как будто видел, как серый зайчик ложится под берёзку и умирает. Я заливался слезами и портил настроение всем, потому что меня надо было успокаивать, а я ревел и ревел…

И вот однажды ночью я лежал и думал, как было бы хорошо, если бы с ним этого не случилось! Как было бы хорошо! И я так долго думал об этом, что вдруг переделал эту историю!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять;

Вдруг охотник выбегает…

Прямо в зайчика

Не стреляет!!!

Не пиф! Не паф!

Не ой-ой-ой!

Не умирает зайчик мой!!!

Вот как хорошо! Я даже засмеялся. Как всё удачно получилось! Это было настоящее чудо. Не пиф! Не паф! Я поставил одно только «НЕ», и охотник спокойно прошёл в своих валенках мимо зайчика. И зайчик остался жить! Он опять будет утром играть на поляне, скакать и прыгать! И я лежал и улыбался в темноте и хотел рассказать маме, но боялся её разбудить. И потом заснул. А когда я проснулся, я уже знал, что никогда не буду плакать в жалостных местах, потому что в любую минуту я могу переделать всё по-своему, и всё будет хорошо. Надо только сказать: «Не пиф! Не паф!»

НИКОЛАЙ СЛАДКОВ (1920–1996). Лесные шорохи

СОРОКА И МЕДВЕДЬ

Эй, Медведь, ты днём что делаешь?

Я-то? Да ем.

А ночью?

И ночью ем.

А утром?

И утром.

А вечером?

И вечером ем.

Когда же ты тогда не ешь?

Когда сыт бываю.

А когда же ты сытым бываешь?

Да никогда…

СОРОКА И ЗАЯЦ

Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

Э-э, Сорока, всё равно плохо…

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Э-э, Сорока, невелико счастье…

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…

ЛИСА И МЫШЬ

Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Ни крошечки не боюсь.

А громкого топота?

Ни капельки не боюсь!

А страшного рёва?

Нисколечко не боюсь!

А чего ж ты тогда боишься?

Да тихого шороха…

КТО КАК СПИТ

Ты, Заяц, как спишь?

Как положено - лёжа.

А ты, Тетёрка, как?

А я сидя.

А ты, Цапля?

А я стоя.

Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!

А как же ты, Летучая мышь, спишь-отдыхаешь?

Да вниз головой…

ЛИСИЦА И ЁЖ

Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Да не то чтоб некрасивый…

Может, я с колючками неуклюжий?

Да не то чтоб неуклюжий!

Ну так какой же я такой с колючками-то?!

Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…

СОРОКА И ЗАЯЦ

Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!

А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!

ОДУВАНЧИК И ДОЖДЬ

Ура! Караул! Ура! Караул!

Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь жёлтый весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь?

Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радёшеньки, всё «ура» кричат, а цветок «караул» кричит - боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся - ура, караул, ура, караул!

КРОТ И ФИЛИН

Слушай, Филин, неужели ты меня проглотить можешь?

Могу, Крот, могу. Я такой.

Неужто и зайчонка протолкнёшь?

И зайчонка протолкну.

Ну а ежа? Хе-хе…

И ежа проглочу.

Ишь ты! А как же колючки?

А колючки выплюну.

Смотри какой молодец! А медведь вон на ежа даже сесть боится…

Организация: МБДОУ № 53

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.
  2. Развивать коммуникативные способности, диалогическую речь..
  3. Расширить представления детей о зимовке диких животных наших лесов. Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.
  4. Уточнить, чем питаются дикие животные, как добывают себе пищу, как называется их жилище.
  5. Развивать умение выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние.
  6. Развивать фантазию, творческое воображение, мимические и пантомимические способности.

Предшествующая работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, загадок о животных, рассматривание иллюстраций, заучивание слов для сценок «Лиса» и «Заяц», "Лесные шорохи" Н.Сладкова.

Материал: Елочки, снежинки, игрушки диких животных и их следов, для медведя сделана берлога, в ней спит медведь, аудиозапись “Зимняя мелодия”, мелодии, характеризующие характерные особенности животных (заяц, лиса,).

Ход занятия

I. Приветствие “Здравствуйте”

Под тихую музыку дети заходят в зал. Воспитатель читает стихотворение:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!

II. Беседа о зиме.

Звучит аудиозапись “Зимняя мелодия”.

Воспитатель: Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовем… (зима).

Да, правильно, наступила зима.

– Ребята, зима принесла нам холод, снег, ветер. Как дует ветер зимой? (Дети делают глубокий вдох носом и, надув щеки, с силой выдыхают воздух на четыре счета. 3-4 раза.)

III. Игра-имитация «Снежинки».

Ветер принес снежинки. Они полетели, закружились! (Воспитатель предлагает детям «превратиться» в снежинки и полетать под музыку.)

Проводится физкультминутка «Снежинки».

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок

Получается снежок.

Мы деревья побелили –

Крыши пухом замели.

Землю бархатцем укрыли

И от стужи сберегли.

– Ветер утихает, снежинки медленно опускаются на землю. (Дети в произвольных позах садятся или ложатся на ковер).

– Снег укрыл теплым одеялом дороги, поля, лес. А кто же в лесу зимой не спит? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить прогулку по зимнему лесу, и самим увидеть какие животные зимой не спят. Хотите отправиться вместе со мной? Тогда пора собираться в дорогу.

IV. Игра с воображаемыми предметами.

Воспитатель обращается к детям:

– Мы наденем валенки, шапки, шубки, застегнем их на все пуговички, завяжем шарфы и обязательно наденем рукавички. (Дети, подражая воспитателю, имитируют движения.)

Теперь мы все одеты, и можно идти на улицу.

V. Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам”

Мы шагаем по сугробам, (Дети идут, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
И в лесу мы оказались.

Деревья змейкой обойдем,

К пушистой елочке придем.

В центр круга выходит девочка в костюме елки.

ДЕТИ: - Елочка, елка, колкая иголка!

Где ты выросла?

ЕЛКА: В лесу.

ДЕТИ: Что ты видела?

ЕЛКА: Лису.

ДЕТИ: Что в лесу?

ЕЛКА: Морозы, голые березы,

Волки да медведи вот и все соседи!

Но, что это, ребята? Я вижу какие-то отпечатки на снегу. Как вы думаете, что это? Правильно, это следы. А вы знаете, чьи они? (нет) Сейчас мы пойдем по следу, и все вместе попробуем отгадать, кто же оставил этот след.

VI. Дидактическое упражнение “Узнай животное по следу, отгадав загадку”

Ой, ребята, здесь какая-то записка. Читаю загадку.

Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

Правильно, это медведь. А вот и его дом. Кто скажет, как он называется? (берлога). Правильно, медведь уже лег в спячку в своей берлоге.

Посмотрите, какие у него большие следы. Они немножко похожи на следы человека, только у медведя длинные, острые когти.

А как медведь готовится к зиме? (Он накапливает много жира, и всю зиму спит в берлоге).

Педагог вносит игрушечного медведя.

Давайте ему расскажем.

VI i . Дидактическое упражнение “Медведь совсем не знает какой зима бывает”

В центре круга на детском стуле стоит игрушечный медведь и лежит деревянная палочка. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:

Медведь совсем не знает, какой зима бывает.

К кому палочка придет, тот ответ ему дает.

Ребенок, остановившийся напротив медведя, берет палочку и передает ее по кругу. При этом он называет приметы зимы, например: белая, холодная, снежная и т.д.

Пойдем, посмотрим, чей же следующий след. Читаю загадку.

Прыг да скок – исчез трусишка,
Это маленький …. (зайчишка)

Да, правильно, молодцы. Это зайчишка оставил свои следы.

Посмотрите, у него следы, похожие на овал. Большие – это задние лапы, а поменьше – передние.

Кто хочет рассказать, как зимует заяц? (К зиме меняет шубку на белую, прячется под кусточком, всех боится, кушает веточки деревьев.) А есть ли у зайчика свой дом? (нет, он спит под кустом)

Давайте представим, что мы с вами тоже лесные звери и вышли поиграть на полянке. Мы все превращаемся в зайцев.

VIII. Театрализованная игра-имитация «Зайка» (под музыку)

Воспитатель :

Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается…

Заяц:

Кто-то по лесу крадется!
Я запутаю следы, убегу я от беды.
Прыгну вбок и обернусь,
И под кустиком свернусь.
Словно беленький клубок,
Чтоб никто найти не смог.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какая история произошла с зайчишкой зимой в лесу?

IX .Драматизация по Н.Сладкову "Лесные шорохи".

Сорока и Заяц

Вначале сценку показывает воспитатель, затем разыгрывают дети по ролям. .

(Дети показывают ).

Снегирь: Заяц белый, куда бегал?

Заяц: На деревню.

Снегирь: Для чего?

Заяц:

Снегирь: Нашел?

Заяц:

Снегирь: А теперь ты куда?

Заяц: Осинку глодать.

Снегирь : Да она, поди, горькая?

Заяц:

Воспитатель: Чьи же еще следы остались на снегу? Читаю загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной?... (лиса)

Правильно, это лиса. Посмотрите, у нее следы похожи на цветок.

А, кто хочет рассказать, как зимует лиса? (Одевается в теплую шубку, живет в норе, охотится на мышек и зайчиков). Кто знает, как называется домик лисы? (нора).

Воспитатель: Мы все превращаемся в лисичек. (Один ребенок проговаривает слова и показывает, а другие дети изображают лисичек). (Звучит мелодия.)

X . Игра-имитация «Лиса»

Ребенок Лиса :

«Я хитрая лиса,
Леса темного краса,
По полянке пробегу,
Лисий след свой замету».

Педагог предлагает обыграть стихотворение «Лисичка-портниха». Дети становятся парами, повернувшись лицом друг к другу.

Что ты шьешь, лисичка? Спрашивает один ребенок, хлопая в ладоши.

Дочке рукавички. Другой ребенок отвечает, топая ногами.

Чтобы в день морозный Один ребенок стоит, вытянув руки вперед

ладонями вверх, другой ударяет своими

ладошками по его.

Лапки не замерзли. Второй ребенок стоит, вытянув руки вперед

ладонями вверх, первый ударяет по его

ладошкам своими.

Воспитатель: Ребята, а кто зимой холодной в лесу бродит злой голодный? ... (волк.)

Одна сорока - трещетка волка не боится. Подлетела к нему и спрашивает:

Сорока и Волк

От голода.

И рёбра торчат, выпирают?

От голода.

А воешь чего?

От голода.

От голода.

Дети разыгрываю сценку.

Воспитатель: Кто любит мой пушистый снег? Узоры на окне?

Кто любит санок быстрый бег, кто рад всегда зиме?

Мы любим зимушка тебя,

Твой иней и ледок,

И снег пушистый на ветвях,

И санки, и каток!

Сядем в санки детвора, покататься нам пора!

XI . Игра c движениями «Санки»

Дети становятся в круг и, выполняют предложенные движения со звучащими жестами, выразительно и артикуляционно четко декламируют текст

ДЕТИ: Ты, Мороз, Мороз, Мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой!

А мы саночки возьмем - дети идут в круг

И на улицу пойдем. - дети идут из круга

Сядем в саночки – самокаточки, - бегут по кругу, ускоряя

движение

С горки – у-ух! - в конце присесть.

Воспитатель: Какие еще развлечения бывают зимой? (Ответы детей).

Давайте поиграем:

XI . Игра c движениями «Зимние забавы»

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду летим,

И снегурку лепим мы,

Гостью-Зиму любим мы!

Воспитатель:

Снежинки в небе закружились
И к нам на плечи опустились.
Вокруг красота и покой,
Ну, а нам пора домой.

Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка по лесу, я предлагаю вернуться в детский сад и всем вместе сделать аппликацию о том, что мы с вами видели в лесу, согласны? Тогда в путь:

Тропка змейкой под ногами,
Мы домой вернемся с вами.

X II . Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась Саше? Чем Лизе? А Соне запомнилась?

Как можно сказать, какая прогулка получилась? (веселая, радостная, зимняя…)

Спасибо вам, ребята, за то, что вы согласились пойти со мной в лес.

Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее).

Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).

X III . Рисование «Зимний лес».

Ребята, давайте послушаем, о чем разговаривали заяц со снегирем до нашего прихода?(Дети показывают сценку: разговор зайца и снегиря ).

Снегирь: Заяц белый, куда бегал?

Заяц: На деревню.

Снегирь: Для чего?

Заяц: Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капусты найти.

Снегирь: Нашел?

Заяц: Как бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки кусачие.

Снегирь: А теперь ты куда?

Заяц: Осинку глодать.

Снегирь : Да она, поди, горькая?

Заяц: Сладкая. Вчера не поел, сегодня не ел, куда как осинка сладкая покажется.

Лесные шорохи

Лиса и Заяц

Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?

А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!

Сорока и Волк

Эй, Волк, чего ты хмурый такой?

От голода.

И рёбра торчат, выпирают?

От голода.

А воешь чего?

От голода.

Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

От голода.

Сорока и Заяц

Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

Э-э, Сорока, всё равно плохо...

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Э-э, Сорока, невелико счастье...

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья...

— Сорока и Волк; Медовый дождь; Рыбьи пляски!

Сорока и Волк

– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?

– От голода.

– И рёбра торчат, выпирают?

– От голода.

– А воешь отчего?

– От голода.

– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: «от голода», «от голода», «от голода»! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

– От голода…

Медовый дождь

На небе ни облачка, а по листьям дождь шуршит! Листья мокрые и блестящие, капельки с листьев скатываются в траву. И на лицо капли падают. Вытираю лицо ладонью и чувствую на губах… вкус мёда! Выставил под дождь ладонь, лизнул, понюхал – так и есть: мёд. Шуршит в лесу дождь медовый, на траве роса медвяная!

А пчёл не видно, и на небе ни облачка…

Смотрю растерянно по сторонам.

На мокрые листья садятся полосатые, как тигры, осы и шершни. По сырым травинкам карабкаются шустрые муравьи.

И муравьи, и осы сосут медовые капли.

И вдруг понимаю, что дождинки медовые не с неба падают, а с листьев клёна! Нависли клёны как туча зелёная, из-под каждого листа падают капли. А из-под дерева – дождь!

Оказалось, на изнанке листьев расселись тли, уткнули в лист хоботки и сосут сладкий кленовый сок. Неисчислимые стада тлей! И все сосут. Сок вытекает, тли роняют капельки – шумит сладкий древесный дождь!

Для всех сладкоежек июнь в лесу – медовый месяц.

Рыбьи пляски

До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солнце поднялось багровое, и всё – земля и небо – окрасилось в красный цвет.

Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крылья уток, и крылья у них снизу – розовые.

Необыкновенный рассвет!

Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной. Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплескивая снопы искр.

Всё ближе чайки, всё резче их крики.

И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в красную воду. Вот вылетел целый косячок и рассыпался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной!

Рыбьи пляски!

Гляжу во все глаза. Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это удивительное красное утро?

А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятнышко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой.

Вот нырнула, будто растаяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и заплясали: вверх-вниз, вверх-вниз!

Чайки увидали – упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.

Всё стало обыкновенным…

Солнце поднялось – и чёрные чайки стали белыми, чёрные рыбки – серебристыми, красная вода – серой. Лиловое облачко на горизонте шевельнулось и растаяло.

Хищники – чайки и выдра – вслед за пляшущими рыбками скрылись за поворотом реки.

А я сидел у коряги и записывал то, что видел.