Культура Украины XVII века: История Украины. Украина. Хозяйство и материальная культура украинцев. Основные отрасли хозяйства и занятия населения Территория проживания украинцев в 17 веке

Во второй половине XIX - начале XX вв. Украина оставалась в основном аграрной, а сельское население, составлявшее подавляющее большинство, занималось хлебопашеством, животноводством, садоводством.

В течение XIX в. усиливается процесс обезземеливания не только в связи с захватом пахотных земель и лугов помещиками, но и в результате усиления социального расслоения государственных и крепостных крестьян. Накануне реформы 1861 г. на Левобережной Украине в пользовании у крестьян было только 38%, а в степных районах 15% обрабатываемых земель. Подобное положение было и в других районах.

В XIX - начале XX вв. в большинстве районов Украины основной системой земледелия было трехполье, а также перелог, известные у восточных славян еще со времен Киевской Руси. Огненно-подсечная и двухпольная система, развитые в прошлом, до XIX в., из-за малой эффективности и трудоемкости почти не применялись.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Было широко распространено удобрение полей навозом. Твердых правил применения системы севооборота не существовало. Очередность посева на различных участках поля к выбор сельскохозяйственной культуры определялись хозяином поля или арендатором.

В южных районах Украины, где еще в конце XIX в. были значительные площади целинных и передоговых земель, сразу же после поднятия целины трехполье применялось редко. Здесь в течение длительного времени высевались одни и те же культуры.

По традиции большая часть пахотных земель засевалась озимой я яровой рожью - основными злаковыми культурами на территории Украины с древнейших времен. Пшеницу сеяли не везде и шла она в основном на продажу. До революции на Украине били распространены сорта пшеницы: яровая - "полтавка", озимая - "банатка", "ледянка горькая". Пшеница издавна занимала основное место среди посевов зерновых в южных степных районах, в Закарпатье и частично в Лесостепной зоне, на богатых черноземах. На Слобожанщине и Полтавщине сеяли преимущественно яровую пшеницу, на Киевщине, Подолии и Волыни - озимую. Сеяли также ячмень, особенно на юге Украины, гречиху, просо, горох, фасоль, лен, коноплю. Волынь славилась хмелем.

В конце 17 в. на Украине в основном на юге появляется кукуруза, не получившая впрочем в дореволюционный период широкого распространения. С конца 18 в. выращиваются картофель и подсолнух.

Из овощных культур наиболее распространенными были свекла, морковь, огурцы, капуста, лук, чеснок, петрушка и бахчевые. Одной из характерных черт украинского села, которую отмечали многие путешественники еще в 16-17 вв., было обилие садов (яблони, груши, сливы, вишни). Сады выращивались преимущественно при усадьбах. 1ироко применялись народные методы прививки лучших сортов: разведение молодых деревьев "из пня", отсадка присыпанных ранее веток и т.д. В бедняцких хозяйствах вследствие малоземелья сад был нередко одновременно лугом, сенокосом и огородом.

Важное место в сельском хозяйстве Украины занимало животноводство. Разводили преимущественно коров красной степной породы, холмогорку, ярославскую и пр. Выращивали также породистых лошадей: степную украинскую , русскую рысистую, орловскую и т.д. Издавна на Украине было развито овцеводство. Среди множества пород овец предпочтение отдавалось решетиловскоя (черной) и сокольской (серой). Разводили также свиней, коз, домашнюю птицу, занимались пчеловодством. Пчел держали в ульях-дуплянках, "соломянках", "мазанках". К концу XIX в. появляются рамочные ульи.

Во многих районах Украины была развито рыболовство, преимущественно речное. Рыбу ловили плетеными из лозы вершами, а также сетями, ятерями, подсаками, саками, переметами и т.д.

Охота большого значения в хозяйстве украинцев не имела. Орудия охоты были такими же, как у русских и белорусов. Применялись "тенета" и "перевисищи" - сети для ловли птиц и мелких животных, использовалось и огнестрельное оружие. В лесах Карпат и Полесья охотились на оленей, косуль, диких свиней, волков.

В тяжелейших социально-экономических условиях феодального, а позднее капиталистического гнета крестьянство Украины развивало и совершенствовало орудия труда, создавало различные приемы обработки почвы, обогащаю сельское хозяйство новыми сортам и видами полевых, огородных и садовых культур, развивало животноводство.

Хозяйственному и культурному обмену между Россией и Украиной, а также Левобережьем и Правобережьем заметно содействовало воссоединение Украины с Россией. Для хозяйства Украины открылись широкие возможности использования достижений русской земледельческой культуры, в частности разведения новых овощных культур и культурных трав.

Этнокультурные связи в сфере сельского хозяйства имели характер взаимовлияний. Так, пшеница "полтавская" была исходным сортом "саратовской", в то же время метод добычи масла из семян подсолнуха украинцы переняли у русских; на Украине разводили завезенных из русских и белорусских губерний лошадей и крупный рогатый скот.

На Украине издавна известны три вида тягловых пахотных орудий: плуг, рало и соха. Для большинства районов Украины характерны плодородные, но тяжелые для обработки почвы. Наиболее распространенным пахотным орудием здесь издавна были плуг и рало.

Рало является одним из древнейших пахотных орудий. Железные наральники выявлены археологами на территории современной Украины в поселениях первых веков нашей эры. Если же учесть, что для некоторых видов рала, распространенных в прошлом на территории Украины , Белоруссии и Литвы, наральник делался из твердых, обожженных для прочности пород дерева, то вполне вероятно, что рало могло появиться намного раньше. В процессе эволюции от простейших форм к более сложным рало приобрело некоторые специфические конструктивные черты. Варианты рала, бытовавшие на Украине в ХУШ-ХІХ вв., сводятся к двум основным разновидностям: однозубые и многозубые. Однозубое делалось без полоза и с полозом. Рало с полозом отличалось от бесполезного положением ральника, его формой, способом соединения с грядильо ("стебло"). В первом случае ральник забивали в грядиль, а во втором - грядиль забивали в отверстие в ручке, составлявшей единое целое с ральником. Широко распространены были также типы рала, переходные между полозовым и бесполозовым. Однозубим ралом в XIX в. пахали, как правило, мягкий грунт, пар под озимые, землю для баштана, гречихи, картофеля, проса, конопли. Тягловой силой была пара волов «воловье рало», или один вол, которого запрягали в ярмо «бовкун», а также пара лошадей «киньске рало», запряженных в шлею «до штельваги з орчиками». Запрягали и одного коня

с хомутом или дугой. В бедняцких хозяйствах рало, требующее меньшей тягловой силе было основным пехотным орудием. В зажиточных хозяйствах для повторной обработки почвы как культиватор использовалось более производительное многозубое рало. В зависимости от тягловой силы это рало делали большим (воловое) или меньшим (лошадиное). По конструктивным особенностям различались три основных типа многозубого рала: граблеподобное с прямоугольной раной и боронообразное. Граблеподобное рало по форме напоминало грабли, хотя и отличалось от них размерами, количеством зубьев -колышков (от 2 до 20) и их формой. Рало с треугольной рамой находилось в генетической связи с граблеподобнык ралом, представляя собой его более поздний тип. Древнейший тип бороноподобного рала был конструктивно сходен с бороной-смыком. Он сформировался, очевидно, на основе бесполозового рала и бороны.

В каждой этнографической зоне Украины были распространены свои варианты рала. В южных и западных районах Полесья и Лесостепи бытовали древнейшие типы бесполозового однозубого и многозубого рала с прямоугольной рамой; на Подолни - однозубое с полозом-, сходное с ралом молдаван, южных и западных славян. Ег Украины был районом распространения преимущественно нногозубых типов рала (граблеподобного о треугольной рамой). На Левобережье и Слобожанщяне бытовали разные виды и однозубого и многозубого рала. На севере Полесья и в некоторых районах центральной Украины пахали сохой (литовка, украинка, одноконха, паро-конка и т.д.). Д.К.Зеленин указывал на неточность названия сохи "литовка", поскольку эта соха не характерна для литовцев, предложил назвать эту соху "полесской".

Вторым важнейшим пахотным орудием украинцев бнл деревянный плуг с железным лемехом и череслом.

До революции на Украине в основном применялись плуги трех видов: традиционные деревянные на колесном передке с железным лемехом и череслом, различные модификации традиционного плуга и фабричные. Последние получили распространение с конца XIX в. Все разнообразие вариантов традиционного плуга украинские этнографы сводят к двуя типам: с неподвижной и передвижной полицей. Второй из них был меньше распространен, только в горных районах Карпат. Плуги были разных размеров и в зависимости от этого в них запрягали от 2 до 4 пар волов. Более тяжелыми пахали в степных районах, а легкие применяли в зоне лесостепи и в южных районах Полесья. На стыке зон применялись плуг и соха.

Бытовавшие на Украине в конце XIX - начале XX вв. традиционнее сохи по конструктивным признакам подразделяются на два " типа: I) беспередковая соха с непереставной полицей, в которой грядиль отсутствовала, а рассоха (кусок дерева с развилиной на конце, служившей для надевания сошников) забивалась задним концом в отверстие поперечного валика; 2) передковая соха - рассоха забивалась снизу в отверстие на грядиле. Каждый из этих типов сох имел ряд названий. Первый тип называли московской, односторонкой, плашкой и пр. Наиболее приемлем; очевидно, термий "односторонка", так как подобные сохи, с непереставной полицей, отвал земли производили только на одну сторону. Другой тип известен под названием полесская, "двухпалицева", "п1дляськая в т.д. Крестьяне часто называли ее сохой-рогачом или паристой сохой. Соха-рогач или же полесская была распространена на правобережном украинском Полесье. Для Левобережья более характерна сохводносторовка. Оба типа сохи были двузубые.

В каждом из этих типов сох можно выделить ряд вариантов. На Левобережье и Слобожанщине, в районе, где помещики вводили соху принудительно, крестьяне вносили в ее конструкцию ряд изменения, заимствуя некоторые детали из плуга. В результате возникли переходные формы и варианты от сохи к плугу.

Одновременно с тягловыми украинское крестьянство применяло и разнообразные ручные орудия обработки земле - мотыгу; сапу, заступ и т.д. В ХУ1-Х1Х вв. эти орудия использовались главным образом для обработки огородных участков.

Традиционным способом сеяния у украинцев как и у других земледельческих народов Восточной и Центральной Европы, было сеяние вручную. На большинстве территории Украины полевые культуры сеял из мешка ("сіва"). На Полесье, в некоторых районах Лесостепи, Левобережья украинцы как и русские и белорусы сеяли из специальных сеялок - коробок из дерева, коры, лозы или соломы ("сіваньки", "сіяника", "сенника"). На Буковине для этой цели употреблялось деревянное ведро с длинной дужкой ("скокец").

Огородные и пропашные культуры сажали в борозды или в небольшие ямки, бросая в них семена или сажая рассаду. Это делали обычно женщины.

При обработке земли значительную роль играла борона. Борову использовали для разрыхления пахоты, очищения почвы от сорняков перед посевом ("скородіння") к прикрывания семян после посева (волочіння). На Украине делали преимущественно трапецевидные бороны с прямой или округлой передней планкой. В бедняцких хозяйствах, вплоть до революции, пользовались простевшей бороной волокушей ("гілляка") - деревом, которое волочили комлем вперед, и "вершалиною" - верхушкой дерева с обрубленными ветками. В некоторых районах Юга Украины и Закарпатья в качестве бороны применялись ветки терна, привязанные к палкам или соединенные вместе. На севере Украины применялась борона из лозин, перевязанных "калачиками" в виде рамы ("лозоватка"). В месте перевязки вставлялись деревянные колья ("чопи"). На Полесье даже в брусковую борову колья не всегда вбивали, а привязывали лозою. Более совершенной была брусковая борона, которая делалась в виде рамы с бруском с забитыми в них деревянными гвоздями. Этот тип бороны, известный славянам еще со времен Древней Руси, в XIX в. был наиболее распространен на территории Украины. При бороновании украинцы , в отличие от западных славян, брусковую борову обычно цепляли углом вперед, что уменьшало нагрузку на лошадь и обеспечивало более широкий захват. При одновременном боронованяя несколькими боронами применялись различные приемы их крепления: при одноконной упряжке (Левобережье и Восточное полесье) - "ключом", на Правобережье - в ряд, углом вперед.

Основным орудием уборки колосовых у украинцев , как и у других европейских народов, был серп. В XIX в. серпами жали рожь, пшеницу, ячмень, реже - просо, остальные злаки собирались преимущественно косой, оборудованной "грабками", прикрепленными к косе зубьями в виде грабель. Сено косилось без грабок. В конце XIX в. все больнее распространение получает коса "литовка", хотя серп еще длительное время бытовал в ряде районов, особенно на Полесье и Лесостепи, для ковения камыша и некоторых зерновых.. В некоторых районах Подолии и Юга Украины применялся "тирпан" -самодельное орудие с коротким держаком из укороченной косы. На Украине зафиксировано три способа самодельных приспособлений к косам: коса с грабками, "на крюк" и "на лучок".

Повсеместно в сельском хозяйстве применялись разнообразные грабли, вилы, мач, сохар, грибачки, сукачки.

Скошенный хлеб - рожь, пшеницу, ячмень, а также гречиху, просо, овес на Украине вязали в снопы. Для перевесел использовалась влажная солома. Сноп был как бы единицей измерения зажиточности. Снопами расплачивались с бедняками за работу на поле. Складывались снопы в копны по 10, 30 и более снопов, преимущественно крестом. Бобовые культуры в снопы не вязали. Подсохшие в, поле снопы доставлялись на глиняные утрамбованные токи. Первый обмолот у бедных крестьян был особенно долгожданным для изголодавшейся семьи.

Основным орудием обмолота у украинцев , как и у большинства европейских народов, был цеп ("ціп"). В разных районах Украины его размеры и название отдельных частей были различны. Держак, например, назывался на Закарпатье "ручник", "держано",бич назывался "бичук" - на Сумщине и Черниговщине, "билень на Винничине и Житомирщине, "биях", "ціпець" - на Закарпатье, "б"ях" - на Волыни я т.д.

Наиболее распространенным на Украине в 18-19 вв. был цеп с ременной связью (капици, увязь). Капица крепилась на биче, как правило неподвижно, рипица на держаке двигалась вокруг "узголовья". На Юге Украины применялась молотьба чаще деревянным или каменным катком ("гарман") с продольными ребрами, который волочили лошади. На Юге применялась также молотьба гоном ~ ногами домашних животных и молотильной доской ("чертка", "деканка").

При веянии зерно обычно подбрасывали лопатой на ветру.

Зимой веяли на лед, чтобы зерно было чистым. Мололи хлеб на ручных жорнах (беднейшее крестьянство) или на мельницах. В XIX в, на Украине были распространены преимущественно стержневые ветряные мельницы с 1, 6 или 8 крыльями ("раменами"), а на реках водяные ("млини"). В конце XIX в. появляются у богатых крестьян паровые мельницы.

В этот же период прежде всего У зажиточных крестьян а частично середняков, появляется и другая сельскохозяйственная техника фабричного производства: культиваторы, конные молотилки, сеялки, веялки и т.д. При этой модификация и усовершенствование сельскохозяйственных орудий и машин проходили в тесной связи с развитием традиционных орудий и использованием многовекового народного опыта. Примером народной переработки фабричных плугов может служить так называемый "беспередковый" полесский плуг. Он имел деревянную прямую или выгнутую грядиль, деревянную или железную подошву и железный лемех треугольной формы.

Из фабричных плугов наиболее приемлемым среди крестьян считались плуги Вржесинского и Васильчикова, культурный Ь I, Рязанского общества. Гене, "ОКС" и др. Выбор плуга во многой зависел от качества грунта. Например, пахота тучных черноземов с большим эффектом проводилась тяжелыми плугами. Распространение на Украине в конце XIX в. фабричных культиваторов (экстирпаторов, грубберов и др.), дорогих и малодоступных для широких крестьянских масс, содействовало усовершенствованию традиционного многозубого рала. Изготовленные в мастерских и сельских кузницах культиваторы, сконструированные на основе рала, пользовались большим спросом.

На Югe Украины покупные машины распространялись в большей мере. Здесь (проникновение капитализма в сельское хозяйство шло интенсивнее, чем в других районах Украины, особенно в Полесье и Карпатах, где пережитки феодально-крепостнических отношений были особенно сильны. Однако и здесь бедняцкая часть крестьянства продолжала пользоваться в значительной мере примитивными сельскохозяйственными орудиями.

Итак, в XIX - начале XX вв., несмотря на ряд технологических нововведений я внедрение более совершенных земледельческих

машин, качественных изменений сельскохозяйственной техники у основной массы украинского крестьянства не произошло, вследствие сохранения значительных пережитков феодализма - малоземелье, отработки, тяжелые налоги и подати.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции национализация земли и другие социально-экономические преобразования оказали решающее влияние на подъем сельскохозяйственного производства, развитие и усовершенствование сельскохозяйственной техники. Процессы эти ускорились после проведенной в стране коллективизации сельского хозяйства. Колхозы и совхозы стали центрами распространения передовой агротехнической культуры и новой сельскохозяйственной техники.

Большую роль в социалистическом преобразовании украинского села сыграли рабочие, которые постепенно передавали крестьянству знания и опыт овладения техникой. Крестьянская молодежь сама активно взялась за учебу, стремясь овладеть новой техникой. Среди колхозного крестьянства особенно почетной становится профессия механизатора.

Если при капитализме, а тем более в феодальный период, конструкция земледельческих орудий в значительной степени зависела от характера почвы, то в наше время созданы благоприятные возможности для вспашки самых тяжелых почв современной сельскохозяйственной техникой. Достижения советской агрономической науки обеспечили значительное повышение качества почв даже в ранее малопригодных для земледелия районах.

Колхозный строй открыл путь к ведению хозяйства на основе достижений современной науки. Современное сельское хозяйство Украинской ССР многоотраслевое, его успехи определяются не только благоприятными природными и климатическими условиями республики, но и плановым развитием экономики.. В то же время сохраняется региональный аспект сельскохозяйственной специализации. Лесостепь - район, где в основном выращивают свеклу, озимую пшеницу, рожь, садовые культуры. Здесь развито птицеводство, полутонкорунное овцеводство. Южные и центральные районы специализируются на производстве товарного зерна (озимая пшеница, кукуруза). Важную роль здесь играют садоводство, выращивание бахчевых культур, винограда, животноводство и скотоводство. В Полесье развивается мясо-молочное животноводство, свиноводство.

Это основной район выращивания картофеля и льна-долгунца. В районах Карпат специализируется также на мясо-молочном животноводстве и разведении овец. В Закарпатье развиты садоводство и виноградарство. Несколько специализированных конных заводов Украинской ССР разводят лошадей, которые еще используются, в незначительно« количестве, в сельской хозяйстве. Наиболее распространены породы лошадей - рысистая, орловская, рысистая российская, буденовская, донская, тяжеловозы и т.д.

На Украине многие хозяйства специализируются на выращивании технических культур, сырья для парфюмерии. В колхозах и совхозах продолжает развиваться и такая высокодоходная отрасль хозяйства, как пчеловодство. На Юге культивируется новая для Украины отрасль хозяйства - шелководство.

Значительно развито рыболовство, особенно в искусственных морях - водохранилищах. На промышленную основу поставлено разведение пушного зверя. Проводятся крупные мероприятия по охране окружающей среды и животного мира. На Украине создана целая сеть заповедников - Аскания-Нова (Херсонская обл.), Хомутовская Степь (Сумская обл.). Каменная Могила (Запорожская обл.), Черногорский (Закарпатская, Львовская и Иввно-Франковская обл.), Велико-Анадольский лес, Стрилецкая степь (Донецкая обл.), Крымский государственный заповедник им.Куйбышева и др. Создано несколько дендрариев: Александрия (Киевская обл.), Софиевка (Черкасская обл.), Конча-Заспа (Киевская обл.), Конотопское (Сумская обл.), Печенеги (Киевская обл.), Диканкское(Полтавская обл.), Тростянецкий (Черниговская обл.) и др.

Народ, живущий "против солнца, головой к чумацкому возу, ногами к синему морю", как поется в старинной песне. Выбеленные хаты в окружении садов, прекрасные печные изразцы и глиняная посуда, яркие, веселые ярмарки - все это узнаваемые приметы богатой традиционной культуры украинцев...

Расселение и формирование этноса

Группа девушек и замужних женщин в праздничных нарядах

На юго-западе Восточной Европы "против солнца, головой к Чумацкому возу (Большая медведица), ногами к синему морю", - как пели в народе, - расположилась древняя славянская земля Украина.

Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией.

Основное занятие

Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилище

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения.

"Рушник" - полотенце. Конец XIX века. Харьковская губерния, Змеевский уезд

Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей.

Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову.

Внутреннее пространство хаты

Печь расписная и роспись на стене около печи

Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный", а пустое место под печью - "пидпичча" - служило для хранения топлива или туда помещали клеть для кур - "кучу".

Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками".

Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение. Пространство над дверью и верхней частью глухого угла занимала полка - "полыця", на которой стояли запасные горшки, перевернутые вверх дном. Ближе к углу в глиняной посуде хранились многочисленные женские украшения. Ниже располагались полки с постановленной на видном месте лучшей столовой посудой: расписными поливными глиняными и деревянными мисками, ложками, тарелками и флягами.

Гуцульская керамика

Миски керамические кандийки. Полтавская губ, Зеньковский у., м. Опашня.

Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями.

Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы.

Сосуд. Восточная Галиция, с. Пистынь. Конец XIX века. Украинцы - гуцулы

Убранству печного камина были созвучны "мысник" - шкафчик из трех-четырех полочек, помещавшийся в простенке между дверью в хату и боковой стеной, и "намысник" - полочка над дверью, где стояла глиняная посуда: "глеки" ("дзбанки"), "черсаки" (горшки), баньки, сосуды для напитков - калачи, "плесканки", миски и др. Самые нарядные миски, служащие исключительно украшением интерьера, помещались на "намыснике", который по той же причине украшался резьбой и выжженными узорами.

Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.

Изготовлением керамики занимались гончары-гуцулы из Косова и Пистыня. Наиболее известные из них: И. Баранбк, О. Бахматюк, П. Цвилык, П. Кошак. Как правило, все они были потомственными гончарами, воплотившими в изделиях не только лучшие достижения предшественников, но, безусловно, раскрывшие свою индивидуальность.

Несмотря на то, что основными занятиями гуцулов были скотоводство и, в первую очередь, овцеводство, а также заготовка и сплав леса, многие из них занимались и промыслами, особенно те, что жили в местечках и не имели ни земли, ни скота. Для гуцульской девушки не было ничего почетнее, чем выйти замуж за ремесленника.

Украинская ярмарка

Ярмарка в селе Янковцы. Полтавская губерния, Лубенский уезд. Украинцы.

В большинстве украинских сел в большие храмовые праздники бывали ярмарки. Наиболее оживленные из них проходили осенью, после сбора урожая. Торжище располагалось на храмовой площади или на выгоне за селом.

Ярмарка для крестьян была своего рода "клубом", где поддерживались общественные связи и знакомства. Ярмарочные ряды располагались в строгой последовательности: в одном ряду торговали гончарными изделиями, фабричной посудой и иконами, здесь же располагались бакалейные и чайные лавки; в другом ряду - мануфактурой, галантереей, картузами, женскими платками, обувью; в следующем - изделиями из дерева - колесами, дугами, сундуками и т. д.; в последнем - дегтем и рыбой.

Отдельно располагались места, где продавали скот и лошадей. Здесь посредниками выступали цыгане. После удачной купли-продажи обычным делом было распитие магарыча: "Нищие костылями менялись, да и то три дня магарыч пили", - так говорили в народе.

На ярмарках народ веселили странствующие гимнасты или комедианты, но чаще исполнители народных песен под аккомпанемент лиры или слепые музыканты, игравшие на фисгармонии. Торговля длилась три-четыре часа, затем все убиралось, и к вечеру от пестрой шумной толпы и толчеи не оставалось и следа, кроме ярмарочного сора. Большая ярмарка продолжалась два-три дня.

Карта 2. Украина между Польшей и Россией

Польша, после подавление казацких восстаний 1637 и 1638 гг. получила десятилетний период спокойствия. Поляки, казалось бы, полностью подчинили себе украинских казаков.

Польша процветала. Украинские земли, особенно те, что на левом берегу Днепра, Северская земля и Полтава, где быстро разрастались земельные владения польских и преданных Польше украинских магнатов, стали хлебными закромами Речи Посполитой. Выход к Балтике позволил расширить торговлю украинской пшеницей и скотом, а также белорусской древесиной, дегтем и поташем. Это привело к росту городов, таких как Варшава, Вильно, Львов, Каменец и Киев. Это десятилетие часто называли эпохой «золотого мира». Процветание, однако, было построено на шатком фундаменте, поскольку польское правление украинским народом сталкивалось с конфликтами и противоречиями самыми разнообразными – политическими, национальными, экономическими, социальными и религиозными.

Анализируя польскую политику но отношению к Украине и отношение украинцев к польскому правлению, в первую очередь следует рассмотреть различия в статусе разных слоев украинского общества. К 1640 г. почти не осталось украинских магнатов, поскольку практически все украинские аристократические семьи были обращены в римско‑католическую веру. Выдающийся поборник греко‑православия в Западной Руси, князь Константин Константинович Острожский умер, в 1608 г. Его потомки стали католиками. Князь Иеремия Вишневецкий принял католицизм в 1632 г. Среди немногих греко‑православных вельмож, имевших, по крайней мере, какой‑то политический вес, более всего известен Адам Кисель. Но, хотя он и был русским. Кисель чувствовал себя поляком политически.

Чрезвычайно много представителей мелкого украинского дворянства (шляхты) оставались греко‑православными по вере, но русскими по духу, хотя и были верны польскому королю и были готовы служить Польше верой и правдой. Помимо того, на Украине существовало большое количества мелкопоместных землевладельцев, у которых не было официального статуса шляхты, но которые мало отличались от нее экономически и социально. Именно из этих двух групп польское правительство обычно набирало себе офицеров и рядовых в число реестровых (зарегистрированных) казаков.

Запорожские казаки, организованные вокруг своей Сечи, иногда принимали в свои ряды представителей русско‑украинского дворянства, во большинство составляли простые люди, изредка горожане, но большей частью – крестьяне, бежавшие с земельных угодий магнатов.

Таким образом, казаки представляли собой связующее звено как между дворянством и горожанами, так и между дворянством и крестьянами. Большая часть украинского народа в то время являлась крестьянами, чье положение как на Украине, так и в Белоруссии было равнозначно рабству.

Что касается религии, то компромисс 1632г. сильно упрочил статус греко‑православной церкви в Западной России. Хотя православные фактически и не получили всех оговоренных в условиях прав и привилегий, которые им были обещаны, русские священнослужители были удовлетворены своим положением. Мелкое духовенство, Однако, чей социальный уровень был ближе к крестьянству, подвергалось притеснениям и оскорблениям со стороны польских магнатов и чиновников, и вполне можно было ожидать, что оно примет сторону казаков и крестьян при любых грядущих волнениях.

Действительно, ситуация для подобных волнений на Украине созрела. Неудовлетворенность росла как среди крестьян, так и среди казаков. Взгляд на обстоятельства жизни крестьян обнажает странную, как это может показаться на первый взгляд, ситуацию: барщина была легче на недавно завоеванных приграничных землях, чем в северных районах Украины и Белоруссии. Тогда почему эти крестьяне с левого берега и пограничных районов правого берега Днепра в большей степени склонялись к мятежу, нежели остальные, чье положение было значительно более тяжелым? Причины были, главным образом, чисто психологическими. Новые поселенцы в большинстве случаев были людьми более энергичными и инициативными, нежели те, кто жил там постоянно. Помимо того, сама среда в приграничных землях была иной из‑за присутствия свободных людей – казаков. Любая попытка со стороны владельцев поместий отяготить своих крестьян, вызывала большее возмущение именно у новых поселенцев, нежели в тех районах, где зависимость существовала на протяжении долгого времени. Более того, в новых землях, на границе степной зоны, обиженному крестьянину было сравнительно легче бежать от своего господина и присоединиться к казакам «за [днепровскими] порогами». Крестьяне с левого берега могли бежать даже к донским казакам.

После подавления восстания 1638 г. несколько подразделений польских солдат расположили в украинских землях в целях предосторожности против возможных беспорядков. Поведение этих солдат раздражало население так же, как и притеснения господ. Всегда нуждающиеся в деньгах из‑за расточительного образа жизни, землевладельцы часто давали на откуп источники дохода со своих земель и различные сооружения на их землях, такие как водяные мельницы, винокурни, кабаки и речные паромы, евреям, которые в Польше и Литве традиционно оказывали финансовую поддержку королям и вельможам и давно стали необходимыми из‑за их деловой предприимчивости. В результате этого, для многих украинских крестьян евреи стали отождествляться с деспотическим польским режимом. Когда разразился революционный взрыв, евреи оказались между двумя противоборствующими силами (украинцами и поляками), их судьба оказалась трагична.

Недовольные тем, что под их властью находятся только крестьяне, магнаты после 1638 г. попытались обратить в крестьян «исключенных из реестра» казаков (выпищики). Сами реестровые казаки были подчинены строгой дисциплине и подвержены притеснениям со стороны как польских, так и своих собственных офицеров (старшин).

Несмотря на всё это, основание польского правления представлялось достаточно прочным. Однако, подспудное народное недовольство проявлялось в целом ряде крестьянских бунтов как в Западной, так и в Восточной Украине в 1639 г. и в последующие годы. Это пока еще не были симптомы глубинного возмущения на Украине. Таким бунтам не удалось вылиться в общее волнение только из‑за отсутствия взаимодействия между крестьянами в различных местностях, а также между казаками и крестьянами.

В 1646 г. повод для общего волнения, хотя и неумышленно, дал казакам король Польши. Владислав IV был человеком честолюбивым и его раздражало правление сейма. Он искал подходящего случая возвысить свои королевские полномочия и поднять уважение к короне.

Любовно лелеянным проектом Владислава была война против Турции. В этих планах его поддерживал канцлер Ежи Оссолинский, назначенный в 1643 г. В 1645 г. под давлением со стороны турок Венеция обратилась с просьбой о помощи к некоторым европейским странам, включая и Польшу. Не сообщая сейму о своих планах, Владислав согласился оказать Венеции поддержку в войне против турок, но потребовал солидных субсидий. Он намеревался использовать эти деньги для того, чтобы усилить польскую регулярную армию и мобилизовать казаков. В своих военных планах он намеревался сначала напасть на вассалов турецкого султана – крымских татар.

У Владислава было высокое мнение о казаках, как о боевой силе. Они оказывали ему поддержку, еще когда он, будучи кронпринцем, вел войну против Москвы в 1617‑1618 гг. и еще раз в при взятии Смоленска в 1632‑1634 гг. В апреле 1646 г. по приглашению короля четыре делегата от старшин реестровых казаков: три есаула – Иван Барабаш, Илья Караимович и Иван Нестеренко Бут – и чигиринский сотник Богдан Хмельницкий, – приехали в Варшаву и были совершенно секретно приняты королем и канцлером Оссолинским. Поскольку никаких протоколов их встречи не сохранилось, точное содержание этих переговоров неизвестно, однако из доступных источников можно предположить, что Владислав обещал увеличить число реестровых казаков с одной тысячи до значительно более крупной цифры (двенадцати, а может быть даже двадцати тысяч). Утверждалось, что король вручил Барабашу декрет подобного содержания, заверенный его собственной печатью (а не печатью государства).

Тайные планы Владислава и Оссолинского вскоре стали известны магнатам и вызвали большое негодование. На заседании 1646 г. сейм наложил запрет на какое бы то ни было увеличение состава регулярной польской армии и стал угрожать Оссолинскому отстранением от должности. Владислав вынужден был отказаться от этой части своего проекта.

На следующем заседании (1647 г.) сейм обратил своё внимание на интерес Владислава к казакам и решил покончить с его военными приготовлениями раз и навсегда. Специально проголосовали, чтобы число реестровых казаков не могло быть увеличено без одобрения сейма. Из‑за этих решений старшие офицеры реестровых казаков – Барабаш и Караимович – оставили попытки увеличить казачий реестр на сегодняшний день и решили держать все дело в тайне. Однако для них оказалось невозможным остановить распространение слухов и сплетен среди рядового казачества, особенно потому, что их соратник по делегации к Владиславу, сотник Богдан Хмельницкий, не хотел упускать случая усилить казацкую армию.

Современная Украина занимает территории ряда княжеств, на которые распалась Киевская Русь в XII веке – Киевского, Волынского, Галицкого, Переяславского, Черниговского, Новгород-Северского, а также часть Дикого поля Половецкого.

Название "Украина" появляется в письменных источниках в конце XII века и применяется к окраинам ряда названных княжеств, граничащих с Диким полем. В XIV веке их земли входят в состав Великого княжества Литовского и также становятся «украйной» по отношению к нему (а после польско-литовской унии 1569 года – по отношению к Речи Посполитой). Летописи XV-XVI вв. знают «украйны» не только в нынешней Украине. Были, например, Рязанская Украйна, Псковская Украйна и др.

Длительное время слова "Украина", "украинец" имели не этническое, а чисто географическое значение. Православные жители Украины продолжали именовать себя русинами по меньшей мере до XVIII века, а в Западной Украине – до начала ХХ столетия. В договоре гетмана Выговского с Польшей от 1658 года, по которому Украина становилась самостоятельным государством в унии с Речью Посполитой, украинское государство официально названо «гетманство Русское Украинское».

В XIV же веке в Византии возник термин «Малая Русь», которым константинопольские патриархи обозначили для отличия от Московской митрополии новую митрополию с центром в Галиче, созданную для православных на землях нынешней Украины. Название "Малая Русь" употребляют время от времени в своём титуле последние независимые галицкие князья («короли Руси» или «Малой Руси»). Впоследствии противопоставление Малой и Великой Руси получило политическое обоснование: первая была под властью Польши и Литвы, а вторая – независимой. Однако пошли эти названия от того, что Малая Русь была историческим ядром Киевской Руси, а Великая Русь – территорией позднейшего расселения древнерусской народности (ср. в античности: Малая Греция – собственно Греция, Великая Греция – юг Италии и Сицилия).

Название "Малая Русь" (в Российской империи – Малороссия) для нынешней Украины было усвоено и царями. При этом сами жители Украины никогда себя малороссами не именовали. Это было определение, данное им российской администрацией. У них уживались два самоназвания – русины и украинцы (со временем предпочтение стали отдавать второму), хотя в XIX веке правительство активно насаждало мнение о том, что они – часть единого русского народа.

Было ещё одно название для части украинцев – черкасы. По поводу его происхождения существуют противоречивые гипотезы. Относилось оно не ко всем украинцам, а только к казакам. Первые сведения об украинских казаках относятся к концу XV века. Это были вольные люди, не подчинявшиеся господам и селившиеся на территориях Дикого поля. Черкасы совершали набеги на становища татар в степи, и сами порой подвергались нападению с их стороны. Но степная вольница манила в ряды казаков всё больше людей из поместий польских и литовских панов. Черкасами назывались не любые казаки, а только днепровские (тогда же были известны рязанские казаки, а в XVI веке – донские, терские и т.д.).

Украинская историография сделала казачество основой национального мифа. Однако на самом деле казакам долгое время было всё равно, кого грабить. Их нашествиям в XVI веке подвергались и Крымское ханство, и города Речи Посполитой, где жили православные украинцы. Только с начала XVII века в движении казаков против Речи Посполитой стали появляться проблески стремлений к независимости для всей Украины.

Казаки часто и охотно мирились с польскими королями, если те предоставляли им больше льгот. Основную массу польско-литовских войск, наводнивших Московское государство в Смутное время начала XVII века, составляли черкасы. Польша стремилась поставить казачество под свой контроль и включала часть казаков в т.н. реестр, которому платила жалованье за службу на границе с землями крымских татар. Большинство казаков при этом ставилось вне закона, что не останавливало желавших «казаковать» в независимой военной республике, основанной в Запорожской Сечи.

Богдан Хмельницкий, поднявший запорожцев в середине XVII столетия на освободительную войну, оказался не на высоте своей исторической задачи. Он больше рассчитывал на соглашение с королём, чем на украинское крестьянство, которое было готово выступить против польских панов, но так и не дождалось от казаков Хмельницкого поддержки. В результате Богдан не смог сохранить за собой большей части украинских земель и попросил покровительства у московского царя.

Различие в политических понятиях двух частей Руси выявилось сразу же, как только московское правительство взяло Хмельницкого (1653 г.) под свое начало. Казаки понимали союз с Москвой как двусторонний союз, при котором Украина не только сохраняет свои органы управления, финансы и войско, но и свободу внешних отношений, а Москва не вправе ставить на Украине своих наместников и воевод. Кроме того, казаки настаивали на том, чтобы царь лично присягнул в исполнении договора, как Хмельницкий присягнул царю.

Но бояре отвечали, что у них того не водится, чтобы царь кому-то клялся. Они рассматривали шаг Хмельницкого только как переход в подданство самодержцу, а оставленные Украине некоторые автономные права – как дарованную ей милость. Вслед за тем, пользуясь войною с Польшей, Москва назначила в главнейшие города Украины своих воевод, начавших творить суд и расправу, и разместила там гарнизоны. Это охладило рвение казаков к единоверной Москве. Уже сам Богдан Хмельницкий фактически отклонился от Москвы, завязав отношения с Швецией и Крымом против как Польши, так и России. При его преемниках измена части казацкой верхушки Москве стала явной.

На долгие годы Украина стала ареной борьбы России и Польши, а также самих казаков, поддерживавших ту или другую сторону. Это время получило в истории Украины название Руина. Наконец в 1667 году между Россией и Польшей было подписано перемирие, по которому Левобережная Украина и Киев отходили к России.

В эпоху Руины сотни тысяч людей бежали из Правобережной Украины на российский берег Днепра. Правобережная Украина, оставшаяся за Польшей, лишилась всякой тени автономии. По-иному обстояли дела в Левобережной Украине. Малороссийское гетманство было автономией в составе России до измены Мазепы в 1708 году. Там действовали свои законы и суд (в городах сохранялось самоуправление по магдебургскому праву), у гетманства была своя казна и ведомства. В мирное время цари не имели права посылать казаков служить за пределы Украины.

В 1727 году правительство князей Долгоруких при юном царе Петре II восстановило гетманство, но в 1737 году, в период бироновщины, оно снова было упразднено. Повторно гетманство было возрождено Елизаветой Петровной в 1750 году, а в 1764 году Екатерина II окончательно его ликвидировала.

В Восточной Европе расположено Украинское государство. Эта страна граничит с Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдавией и Россией. Имеет выход к Черному и Азовскому морям.

В древние времена нынешние украинцы назывались малороссы и русины. Украинская народность берет свое начало у восточных славян. Украинцы живут в основном на своих территориях. Но в некоторых странах все же можно встретить представителей этой народности: В России, США, Канаде и других государствах.

Полещуки, бойки, гуцулы, лемки - все эти этнографические группы относятся к украинской народности.

Народы, населяющие Украину


На сегодняшний день основным населением Украины являются сами украинцы и русские. Также на украинских территориях проживают белорусы, молдаване, татары, болгары, венгры, румыны и поляки.

Кроме этого, некоторые украинцы проживают на иностранных территориях: в Канаде, Казахстане, Молдавии, Румынии, Бразилии, Аргентине и Австралии.

Украинскую народность также составляют зарубежные русины - словаки, сербы, американцы и канадцы. Также на Украине проживает много гуцулов.

Современная Украина долгое время включала в себя славяноязычные и ираноязычные народы. Постепенно иранцы были выселены турками. Также некоторое время тут жили и германцы. Но дольше всех на украинских землях прожили греки, армяне и евреи.

В советские времена состав населения Украины несколько изменился - евреи, поляки, немцы, татары начали покидать территории Украины, и в это же время туда начал переезжать русский народ.

Этническая структура Украины менялась под воздействием как внешних, так и внутренних факторов - вероисповедание, различия в уровнях жизни, исторических событий и внешней политики.

Культура и быт Украины

Украинская жизнь полна красочности и религиозности. Туристы всегда восхищались красотами природы этих мест и характером народа.

Главной особенностью украинской народности является любовь к труду и сельскому хозяйству. Эта черта появилась еще в древние времена, ведь украинский народ всегда зависел от сельскохозяйственного года.

То, что во многих странах является традицией или обычаем, для украинцев обыденность и повседневность. Например, народные песнопения. Людям просто необходимо развлекать себя, работая на полях.

Если говорить о национальной одежде, то мужской наряд не сравнится в яркости и красоте с женским. Красивая сорочка с вышивкой подпоясывается поясом-кромкой. Поверх этого надевается бархатная или шелковая корсетка и вышитый фартук. Одежда украшается разноцветными лентами, придающими особую красочность наряду. Головной убор имеет особое значение - незамужние женщины носили цветочный венок, замужние - высокий очипок, прикрывающий волосы.

Мужской костюм выглядит намного проще женского: длинная рубаха, шаровары, безрукавка и длинный пояс.

Семья на Украине имеет большое значение. Поэтому украинцу соблюдают все правила бракосочетания и семейной жизни.

Традиции и обычаи в Украине

Украинцы всегда чтили и уважали традиции своих предков. И даже после принятия христианства, они смогли соединить свое прошлое с настоящим.

Говоря о религиозных традициях, стоит отметить Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и Ивана Купала.

Рождество на Украине начинается с празднования Святвечера 6 января. В этот день люди готовят кутю и узвар. А на Рождество каждая семья накрывает праздничный стол, переполненный мясными блюдами.

Одним из Рождественских обычаев являются колядки. Колядники ходят по домам и собирают подарки и гостинцы. Они распределяют между собой роли - береза, латковой, казначей, хлебоноша, звездарь, танцор и т.п.

Масленица является еще дохристианским праздником. Он проводится в честь окончания зимы и наступления теплых дней. Сегодня этот праздник проводится за неделю до Великого поста. Как правило, в эти дни люди готовят блины с различными начинками, угощают друг друга, сжигая чучело Зимы.

Пасхальный обычай - красить куриные яйца и печь куличи. Люди встречают друг друга словами: "Христос Воскрес!", а в ответ слышат: "Воистину воскрес!".

Праздник Троицы отмечается 3 дня. Зеленое воскресенье - это день, когда девушки проводят обряды гаданий. Считается, что в этот день предсказания сбываются. Клетчатый понедельник - день освящения полей от пожаров, града и неурожая. Третий день - Богодухов день. В этот день девушки проводят различные игры.

Праздник Ивана Купала славится своей мистикой. Говорят, что в этот день можно услышать разговоры нечисти. А если искупаться в источнике или выпить росы, то с человека смывается весь негатив.