Красна речь пословицами. Образовательный портал Смысл пословицы красна речь поговоркой

  • Обобщить знания учащихся о народных пословицах.
  • Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
  • Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,
  • Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
  • Оборудование.

    Плакат с пословицами, карточки с пословицами у каждой группы, книги с пословицами.

    На доске:

    Красна речь пословицей.
    Без пословицы не проживешь.
    Старая пословица век не сломится.
    Пословица - всем делам помощница.

    Ход урока

    Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, урок-игру. Тема нашего урока-пословицы. Все вы знаете, как красив и образен наш родной язык, и пословицы, мудрые и красивые, обогащают его.

    Пословица - это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

    В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

    Класс делим на две команды. (Уч-ся придумывают названия команд)

    1 конкурс “Знатоки”.

    Теоретики и историки.Представители разных команд рассказывают об истории пословиц и дают теоретическую справку о пословице как о жанре фолклора.

    2 конкурс “Разминка”.

    Конверты с разрезанными на слова пословицами. Собрать как можно больше за 5 минут.

    3 конкурс “Добавь словечко”. Блиц-турнир капитанов. (До первой остановки)

    4 конкурс “ Магические цифры”.

    Каждая команда получает задание назвать пословицы с определёнными цифрами.

    Кто больше?

    5 конкурс Опять конверт! Распределить пословицы из конверта по темам и добавить свои.

    6 конкурс “Литературный” Пословицы в литературе. (Эпиграфы, названия произведений, крылатые выражения из произведений в пословицы).

    7 конкурс “Синонимы”. (Подбор синонимичных пословиц к данным каждой команде).

    (Можно пользоваться книгами)

    8 конкурс “Отгадай картинку”.

    (Реализация домашнего задания – обмен заранее заготовленными картинками, угадать пословицу)

    9 конкурс “ Вставь рисунок в пословицу”

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню)

    Когда... на горе свистнет. (Рак)

    Рубят – щепки летят. (Лес)

    Не..., так и не мычи. (Корова)

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец)

    Большому... – большое плавание. (Кораблю)

    Подведение итогов, награждение.

    Домашнее задание: написать сочинение-сказку с использованием пословиц.

    Материал к уроку.

    Закончите пословицу:

    Что с воза упало, то... (пропало).

    Век живи, ... (век учись).

    Один в поле... (не воин).

    Не зная броду, ... (не лезь в воду).

    Дело мастера... (боится).

    Когда я ем, ... (я глух и нем).

    Утро вечера... (мудренее).

    Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Семеро одного не ждут.

    Семеро по лавкам.

    За семь вёрст киселя хлебать.

    Седьмая вода на киселе.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Язык до Киева доведет.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Слезами горю не поможешь.

    Утро вечера мудренее. Тот не заблудится, кто не спрашивает.

    Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

    Один утренний час лучше двух вечерних.

    Бесполезно плакать над пролитым молоком.

    Собери части пословицы:

    – сколько волка ни корми

    – век живи

    – любишь кататься

    – лучше поздно

    – семь бед

    – за спрос

    – он все в лес смотрит

    – век учись

    – люби и саночки возить

    – чем никогда

    – один ответ

    Кладезем опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда» . Автором их, как правило, является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое… Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг… Но значение пословиц в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Итак. что же такое пословица?

    Красна речь пословицей

    Цели:

    – обобщение знаний учащихся о жанре фольклора – пословицах; обогащение словарного запаса учащихся;

    – воспитание уважения к истокам культуры своего народа, истории русского народа

    Ход занятия.

    « Все великие люди, от Пушкина до Суворова

    и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

    Н. В. Гоголь

    Учитель. Сегодня наше занятие посвящено пословицам. Пословица - крылатая мудрость любого народа. Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром в народе говорится: « Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Эпиграфом нашего занятия будут слова великого русского писателя Н.В. Гоголя. (слайд)

    Ученики

    1 . Пословицы – бесценное наследие нашего народа. Они накапливались веками, задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.

    2. Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность, во времена язычества или в те времена, когда появилась человеческая речь.

    3. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений и умозаключений. Для людей, не владеющих грамотой, пословицы наряду с поговорками, сказками, притчами стали своеобразной формой сохранения и передачи своих наблюдений, своего жизненного опыта, который передавался из уст в уста из поколения в поколение.

    4. Они прочно вошли в жизнь человека, благодаря тому, что легко запоминаются, что красят речь, делая её выразительной и образной, благодаря своей краткости, меткости изложения. Поскольку зародились пословицы в простой народной речи, то и отразили они различные этапы народной жизни.

    5. Пословицы рождались из наблюдений над действительностью, на основе народного опыта, связи с трудом и бытом народа. Пословицы отображают жизнь народа той эпохи, когда создана эта пословица.

    6. Существует много пословиц на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности, воспитывают любовь к Родине, родителям, уважение к старшим. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц обогащает нашу речь, заостряет ум и развивает память.

    Учитель О самих пословицах народ сложил много пословиц. Вот некоторые из них. (чтение пословиц с доски).

    Так что же такое пословица? (слайд)

    Учитель Крупнейший собиратель фольклора В. И. Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы:

    « Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».

    Можно в Толковом словаре встретить и такое пояснение:

    Пословица – это краткое изречение, в которой выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости, имеющие законченное суждение.

    Примеры: Сделал дело – гуляй смело. Гусь свинье не товарищ.

    Учитель

    Сегодня на нашем занятии мы выявим лучших знатоков пословиц

    1.Конкурс

    «Закончи пословицу»

    1 команда.

    Труд человека кормит,(а лень портит).

    Кто много говорит,(тот мало делает).

    Повторенье – (мать ученья).

    Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).

    2 команда.

    Не спеши языком – (торопись делом).

    Сделал дело – (гуляй смело).

    Ученье-свет,(а неученье – тьма).

    Куй железо, (пока горячо).

    2 Конкурс

    « Вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах».

    (дети из мешка достают предметы)

    Книга . (С книгой жить – век не тужить.)

    Иголка . (Куда иголка, туда и нитка.)

    Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

    Яблоко . (Яблоко от яблони недалеко падает.)

    Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

    Перо . (Что написано пером – не вырубишь топором.)

    Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

    3 Конкурс

    «Магическая цифра».

    Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка.
    Большое значение числу семь придаёт христианская религия. «Бог создал мир за 7 дней», посвятив седьмой день отдыху. На Руси применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили больных приёмами многократного повторения «святой» семёрки. «Сделай настой из семи трав на семи водах, пей семь дней по семь ложек».
    - Назовите пословицы, в которых встречается число 7:

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    Семеро одного не ждут.
    Семь пятниц на неделе.
    Тайна за семью печатями.
    Семеро с ложкой, а один с сошкой.
    Семь бед – один ответ.
    У семи нянек дитя без глазу.
    Семеро – не один, в обиду не дадим.
    Лук от семи недуг.
    Семь ворот, да все в огород.

    4 конкурс

    «Собери части пословицы».

    – сколько волка ни корми
    – век живи
    – любишь кататься
    – лучше поздно
    – семь бед
    – за спрос
    – он все в лес смотрит
    – век учись
    – люби и саночки возить
    – чем никогда

    5 Конкурс

    «Угадайка…»

    В этом конкурсе вы должны по иллюстрации отгадать пословицу.(слайды)

    Домашнее задание: каждая команда иллюстрирует две пословицы

    6 Конкурс

    «Найди ошибку».

    1 команда.

    Два сапога – тара.

    Ус хорошо, а два лучше.

    Один в золе не воин.

    2 команда.

    Трус своей лени боится.

    Нашла коза на камень.

    Не зная броду, не суйся в моду.

    7.Конкурс

    Инсценирование пословицы

    Ведущий:

    На этом наше занятие заканчивается

    вы еще раз убедились:

    Пословицы недаром молвятся,

    Без них прожить никак нельзя!

    Они великие помощницы

    И в жизни верные друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают.

    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    Подведение итогов

    Лецких Л.А.
    учитель начальных классов
    МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
    З а н я т и я 13–14

    Ц е л и:
    1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
    2. Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить
    знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно
    употреблять пословицы и поговорки в речи.
    3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса
    образными выражениями: пословицами и поговорками.
    О б о р у д о в а н и е, м а т е р и а л ы, с р е д с т в а н а г л я д н о с т и: В. Даль
    «Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов, Н. Ю.
    Шведова «Толковый словарь русского языка»; карточки с заданием, рисунки к
    пословицам.
    Х о д з а н я т и я
    I. Сообщение темы занятия.
    а) В в о д н о е з а д а н и е.
    – Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском
    языке, которое называется… Ах, какая жалость – слово «рассыпалось». Ваша
    задача – «собрать» главное слово нашего занятия.
    Ц О В С П О А И Л (пословица).
    б) В ы с т а в к а к н и г с пословицами и поговорками.
    – Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана
    мудрость народа.
    II. Основная часть.
    1. П о н я т и я «пословица» и «поговорка».
    а) Уяснение понятия «пословица».
    – Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с
    назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С.
    И. Ожегова.)
    – Прочтите пословицу. (Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.)
    – Объясните смысл.
    б) Поговорки и пословицы обычно изучаются вместе. На практике их часто
    путают. Но очень важно видеть в них отличие.

    – Что же общего между пословицей и поговоркой?
     Краткость (лаконичность).
     Устойчивость.
     Связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании
    существуют только в речи).
     Принадлежность к искусству слова.
     Широкая употребляемость.
    – Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это изречение,
    народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определённый
    вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица –
    законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда
    имеет переносное значение. Назначение поговорки – как можно ярче,
    образнее,
    охарактеризовать то или иное явление или предмет
    действительности, украсить речь.)
    2. Р а з д е л и т е и з р е ч е н и я на две группы. Какие это группы? (Пословицы
    и поговорки.)
     Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица.)
     Как сыр в масле катается. (Поговорка.)
     Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
    (Пословица.)
     Готовь сани летом, а зимой телегу. (Пословица.)
     Говорит – что рублём дарит. (Поговорка.)
     Ему говорить – что к стенке горох лепить. (Поговорка.)
     Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица.)
     Решетом воду носит. (Поговорка.)
    3. Р у с с к и е п и с а т е л и высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот
    некоторые высказывания великих писателей.
    Зачитывают заранее подготовленные дети.
    а) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы
    и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом
    народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и
    укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и
    наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по
    обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и
    дедов».
    А. Н. Толстой
    которые
    запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён
    б) «Необозримо многообразие человеческих отношений,

    дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания
    людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда,
    честность и обман, красота истин и уродство предрассудков».
    М. А. Шолохов
    в) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых –
    не занятий, но наслаждений».
    Л. Н. Толстой
    г) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них
    отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, –
    словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина
    до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
    Н. В. Гоголь
    4. П о с л о в и ц ы о п о с л о в и ц а х.
    Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их
    смысл.
     Пословица недаром молвится.
     Пословица ведётся, словно веником метётся.
     Пословица – всем делам помощница.
    5. В л а д и м и р И в а н о в и ч Д а л ь – собиратель пословиц и поговорок.
    – Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ.)
    – Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления
    письменности.)
    – Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (Учёные, поэты,
    писатели.)
    – Таким писателем был Владимир Иванович Даль.
    Даль Владимир Иванович –
    известный русский писатель,
    лексикограф,
    член­
    корреспондент Петербургской АН.
    Родился 10 ноября 1801 г. в
    Екатеринославской губернии,
    в
    Луганском заводе. Умер в 1871
    году.
    этнограф,
    Окончив курс в морском
    корпусе, Даль несколько лет служил
    во флоте, но, не вынося моря, вышел
    в отставку и поступил в Дерпт­

    ский университет на медицинский
    факультет.
    Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала с жителями разных
    областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он
    начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863–1866) Даль
    был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863). В 1861–
    1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
    6. И г р ы, к о н к у р с ы, з а н и м а т е л ь н ы е з а д а н и я.
    Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз
    объясняют смысл пословицы.
    1) Р и с у н к и к п о с л о в и ц а м.
    – Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках (подготовленных дома
    учащимися заранее).
    2) И г р а «Перепутаница».
    – К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские
    пословицы и поговорки, и он быстро их выучил, но они почему­то перепутались.
    Помогите человеку, назовите пословицы правильно. (Пословицы задаются по
    одной каждой команде.)
     Что с возу упало, того не вырубишь топором. (Что с возу упало, то
    пропало. Что написано пером, того не вырубишь топором.)
     Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь. (Не плюй в колодец,
    пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
     Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра. (Хочешь есть калачи –
    не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)
     Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся. (Заставь дурака Богу
    молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся.)
    3) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
    За двумя зайцами
    погонишься – ни одного
    не поймаешь.

    Не рой яму другому,
    сам в неё попадёшь.
    4) Закончи пословицу. (Начало пословицы читается поочерёдно каждой
    команде.)
     Терпенье и труд … (всё перетрут).
     С волками жить – … (по­волчьи выть).
     Что посеешь, … (то и пожнёшь).
     Шила в мешке … (не утаишь).
     Ученье – свет, … (а неученье – тьма).
     Худой мир … (лучше доброй ссоры).
     Один в поле … (не воин).
     На безрыбье … (и рак рыба).
    5) Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы.
    Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь.
    (Волков бояться – в лес не ходить.)
    Тен адмы збе гняо.
    (Нет дыма без огня.)
    6) К о н к у р с «Магические числа».
    Назовите пословицы, где встречаются числа.
    Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. Не имей сто
    рублей, а имей сто друзей. Сто голов – сто умов. Семь раз отмерь, один раз
    отрежь. Семь бед, один ответ. Одной рукой узла не завяжешь. Один – за всех, и
    все – за одного. Одна пчела много мёду не натаскает.
    7) К о н к у р с «Замени пословицами».
     Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)
     Беречь время. (Делу – время, потехе – час.)
     Не ссорься. (Худой мир лучше доброй ссоры. Ссора до добра не доводит.)

     Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело.)
     Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши – держись.)
     Не торопись, делай всё аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь.
    Делано наспех, делано на смех.)
    8) К о н к у р с «Собери пословицу».
    Командам раздаются карточки со словами в начальной форме, из них надо
    сложить пословицу, изменив соответственно слова.
    Молодец, овца, против, а, сам, молодец, овца, против
    (Молодец против овец, а против молодца сам овца.)
    Язык, язык, мёд, лёд, на, под, а
    (На языке мёд, а под языком лёд.)
    9) К о н к у р с «Поле чудес».
    На доске чертятся квадратики. Число квадратиков по количеству букв в
    пословице. Командам предлагается назвать по 5–6 букв, а потом отгадать всю
    пословицу.
    1­я к о м а н д а.
    2­я к о м а н д а.
    (Язык до Киева доведёт.)
    (Повторенье – мать ученья.)
    10) К о н к у р с «Угадай».
    Командам задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о
    какой пословице идёт речь.
     Любишь … (кататься, люби саночки возить).
     Москва … (слезам не верит. Москва не сразу строилась).
     Дарёному … (коню в зубы не смотрят).
     Не в свои … (сани не садись).
     Жизнь... (прожить – не поле перейти).
     Овчинка … (выделки не стоит).
    11) К о н к у р с «Угадай пословицу».
    – Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть
    противоположны по смыслу: легкий – тяжелый, веселый – грустный. Перед

    вами пословицы­перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова
    не изменены.
    Н а д о с к е:
     Новый враг хуже старых двух.
     Всё плохо, что плохо начинается.
    За каждую правильно составленную пословицу дается один балл.
    12) Т е а т р а л ь н ы й к о н к у р с.
    Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны
    угадать, о чем идет речь.
    1­я к о м а н д а. Ученье – свет, неученье – тьма.
    Один ученик старательно учится, читает книгу, повторяет таблицу
    умножения или стихотворение, другой держит над ним макет солнца.
    Лентяй спит, а за ним ученик держит чёрную бумагу и накрывает ею
    лентяя.
    2­я к о м а н д а. Что написано пером, того не вырубишь топором.
    Один ученик пишет, другой подходит с топором и пытается вырубить, но
    не получается.
    III. Заключительная часть (рефлексия).
    П о д в е д е н и е и т о г о в.
    – Чему научились на занятиях?
    – Что было самым интересным?
    – Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

    Пословицы возникли в устной разговорной речи, и на эту тему русский народ сочинил особенно много изречений. В пословицах отражается высокое значение речи: «Видна птица по перьям, а человек - по речам», но в то же время народ предостерегает: «Язык до добра не доведет». Но и молчание — тоже не есть хорошо: «Молчаньем прав не будешь».

    Максимум пословиц и поговорок на тему «Речь и язык», пословицы о русской речи авторы сайта постарались собраться на этой страничке. Источниками материала стали различные печатные издания — сборники пословиц, словари, книги. Данная статья особенно будет полезна при выполнения домашнего задания школьникам 5-го класса.

    Пословицы о речи

    Из сборника А. М. Жигулева «Русские народные пословицы и поговорки»:

    Умные речи приятно и слушать.
    Умные речи и в потемках слышно.
    Видна птица по перьям, а человек по речам.
    Хорошую речь хорошо и слушать.
    Людских речей не переслушаешь.
    Речи что мед, а дела что полынь.
    Язык мой, а речи не свои говорю.
    Речи, как снег, а дела, как сажа.
    Речами тих, да сердцем лих.
    От его словца не дождешься конца.
    Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.
    И платье чисто, и речь честна.
    Хорошая речь слаще меда.
    Речь вести - не лапти плести.
    Какова голова, такова и речь.
    По речи узнают человека.
    Слово по слову, что на лопате подает.
    Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
    Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
    У худого человека худые речи.
    Красна речь с пословицей.
    Говорит, как по писаному.
    Речи не речки - не текут.
    Можно много сказать и в короткой речи.
    Пень - не околица, а глупая речь - не пословица.
    Как борона бороздит (о нескладной речи).

    С умным разговориться, что меду напиться.
    Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди - по разговору.
    Не годится к страже вор, а дурак - на разговор.
    Из разговора щи не сваришь, нужны капуста и мясо.
    По животу и корм, по уму и разговор.
    На что вороне большие разговоры, знай ворона свое «кра».
    На большом разговоре не без промаха.

    До россказней охотник - плохой работник,
    С разговоров сыт не будешь.
    Красен разговор, да не спор.

    Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.
    Кто много говорит, тот мало делает.
    Говорить - не работать, торопиться не надо.

    Говорит прямо, а делает криво.

    Чье правое дело, тот говорит смело!
    Говорит, как река льется.
    Лишнее говорить, себе вредить.
    Лучше печатного не скажешь.

    Видна птица по перьям, а человек - по речам.
    Хорошие речи хорошо и слушать.
    Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.
    Умные речи и в потёмках слышно.
    Пустые речи и слушать неча.
    Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
    Денег ни гроша, да речь хороша.
    Говорит красиво, да слушать тоскливо.
    На словах густо, а в голове пусто.

    Пословицы о языке и речи

    Пословицы из раздела «Язык-речь» сборника В. И. Даля «Пословицы русского народа»:

    По разговорам всюды (годится), а по делам никуды.
    Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
    Говори с другими поменьше, а с собою побольше!
    Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
    Держи язык короче! Держи язык на привязи (на веревочке)!
    Блюди хлеб на обед, а слово на ответ!
    Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
    Кто языком штурмует, не много навоюет.
    Верти языком, что корова хвостом (что кочадыком)!
    Скоро то говорится, а не скоро делается.
    Мелет день до вечера, а послушать нечего.
    Говорит, ровно в стену горохом сыплет.

    Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
    Язык до добра не доведет.
    Лишнее говорить — себе вредить (болячку вередить).
    Большое вяканье доводит до бяканья.
    Язык телу якорь. Язык с Богом беседует.

    Язык мал, великим человеком ворочает.
    Мал язык — горами качает. Языком, что рогачом.
    Язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
    Язык языку весть подает.
    Язык языку ответ дает, а голова смекает.
    Язык голову кормит (он же и до побоев доводит).
    Язык поит и кормит, и спину порет.
    Язык хлебом кормит и дело портит.
    Язык один, и в будни и в праздник.
    Язык до Киева доведет.
    Язык доведет до кабака.

    Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем).
    Во многословии не без пустословия.
    Бог дал два уха, а один язык.

    Лучше не договорить, чем переговорить.
    Поменьше говори, побольше услышишь.
    Слушай больше, а говори меньше.
    Кто мало говорит, тот больше делает.
    Не спеши языком, торопись делом.
    Языком не торопись, а делом не ленись.
    Никто за язык не тянет.

    Язык лепечет, а голова не ведает.
    Язык болтает, а голова не знает.
    Язык наперед ума рыщет.
    Язык мягок: что хочет, то и лопочет (чего не хочет, и то лопочет).

    Говорит день до вечера, а слушать нечего.
    Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
    Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, а слово режет.
    Без языка и колокол нем.
    Живое слово дороже мертвой буквы.


    С тобой разговориться, что меду напиться.

    Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
    И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

    Сказанное слово в кадык назад не ворочается.
    Слово выпустишь, так и крюком (и валом) не втащишь.


    Сказанное словцо — серебряное, не сказанное — золотое.

    Из сборника О. Д. Ушаковой «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения»:

    Человек без языка - что корова без молока.
    Без языка и колокол нем.
    Язык до Киева доведёт.

    Востёр язык, да дурной голове достался.

    Язык на замок не запрёшь.

    Языку больше давай каши, нежели воли.
    Язык голову кормит, он же и до беды доводит.
    Длинный язык с умом не в родстве.
    Язык без костей, работает и на хозяина и на гостей.
    Язык без костей, во все стороны ворочается.
    Мельница мелет - мука будет, язык мелет - беда будет.
    Держи собаку на цепи, а язык - на семи.
    Языком не спеши, а делами не смеши.

    Из сборника пословиц А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки»:

    Язык дружину водит. Язык голову кормит.
    Язык иглы острее.
    Дай волю языку, скажет то, чего и не знает.
    Язык везде достанет.
    Иных язык способней рук кормит.
    Береги язык под старость - ребятам сказки рассказывать.
    Язык языку вести подает.
    Язык до Киева доведет.
    Язык мой - враг мой, прежде ума рыщет.
    Язык говорит, а голова и не ведает.
    Лучше ногою запнуться, чем языком.
    Не давай воли языку во хмелю, в беседе и в гневе.
    У дурака, что на уме, то и на языке.
    Языком мели, а руками не разводи.
    Язык ворочается, говорить хочется.
    Язык мягок: что хочет, то и лопочет.
    Язык мап, да горами качает.
    К старости зубы тупее, а язык острее.

    Пословицы о русской речи

    Русский терпелив до зачина.
    Русский человек добро помнит.
    Русская душа нараспашку.
    Русский в словах горд, в делах тверд.

    Без русского языка не сколотишь и сапога.
    Русский язык сила слабого!
    Велик и могуч русский язык.
    Без русского языка не одолеешь самого опасного врага.
    Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
    Мал язык, да всем телом владеет.
    Слово - серебро, молчание - золото.
    Острое словечко колет сердечко.
    Язык с Богом беседует.
    Язык - стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
    Язык языку весть подает.
    Один говорит – красно, двое говорят – пестро.
    Говорит, как река льется.
    Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем).
    Сижу у печи да слушаю людские речи.
    Много знай, да мало бай! Много баить не подобает.
    Чем завираться, лучше молча почесаться.
    Все мы говорим, да не все по-говореному выходит.
    Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
    За ветром в поле не угоняешься; за всякое слово не поверстаешься.
    Молчать, так и дело не скончать. Твой намек мне невдомек.
    Не пройми копьем, пройми языком!

    Живое слово дороже мертвой буквы.
    Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать.
    Сядем рядком да поговорим (да перетолкуем) ладком.
    И невелика беседа, да честна.
    Красно поле пшеном, а беседа умом.
    С тобой разговориться, что меду напиться.
    Твоими бы устами да мед пить.
    Что кого веселит, тот про то и говорит.
    Что у кого болит, тот о том и говорит.
    Есть, словко – как мед сладко; а нет, словко – как полынь горько.
    Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит.
    Короткие речи и слушать не́ча (нечего).
    Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
    Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
    Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
    Кстати промолчать, что большое слово сказать.
    От приветливых слов язык не отсохнет.
    Ласковое слово и кость ломит.
    Мелева много, да помолу нет (т. е. нет толку в речах).
    За словом в карман не полезет.
    Наговорил с три короба. Лепеталось бы, да не дремалось.
    Говоришь по совету (тайком, советно), а выйдет по всему свету.
    Свинья скажет борову, а боров всему городу.
    Знала б наседка, узнает и соседка.
    Речист, как наш Феклист. Лепетливее (крикливее) наседки.
    Коли один говорит, так двое глядят да двое слушают (т. е. два глаза, два уха и один рот).
    Сколько ни толковать, а всего не перетолковать.