Кавказская национальная одежда – многообразие стилей, красок, узоров и названий. Мужской костюм Как одеваются на кавказе

Одежда горцев Северного Кавказа во второй половине XVIII – XIX вв. обладала сходными чертами. Одежда мужчин состояла из рубашки, сшитой из хлопчатобумажной ткани или легкой красной тафты. Сверху на рубашку надевался шелковый жилет, обычно украшенный вышивкой. Рубашка заправлялась в широкие штаны, которые суживались книзу. Неотъемлемой частью национального костюма горцев (прежде всего адыгов) была черкеска. Она шилась в талию, с расклешенными полами и широким вырезом на груди. Длина ее, как правило, доходила до колен. Обычно черкески шили из черного, бурого или серого домотканого сукна. На груди по бокам располагались подгазырники, которые изготавливались из кожи или сафьяна. Первоначально гнезд для газырей было 4-5, но ко второй половине XIX века их число увеличилось до 8 с каждой стороны. Праздничные черкески делали из покупного сукна разных цветов и украшали галунами.

Обязательной деталью мужского костюма был пояс с металлическим набором. Носить черкеску без пояса считалось у адыгов неприличным. Верхней одеждой являлась бурка – длинная войлочная накидка без рукавов, колоколообразной, расширяющейся внизу формы (см. Приложение № 1).

Обувь представляла собой чувяки и туфли с высокими каблуками. Вместе с чувяками носили ноговицы из войлока, иногда из сукна или сафьяна.

Головными уборами служили папахи, войлочные шляпы, башлык – на случай ненастной погоды.

Непременным атрибутом мужского горского национального костюма являлось холодное оружие (кинжал, сабля, шашка), о котором более подробно будет рассказано ниже.

Одежда женщин мало отличалась от мужской за исключением цвета: женщины предпочитали белое, тогда как мужчины никогда не использовали ни красного цвета для своих колпаков, ни белого цвета в своей одежде.

Молодые женщины из знатных родов носили под покрывалом шапочку красного цвета, а волосы заплетали в несколько свободно ниспадающих косичек. Платья, как правило, были длинными, впереди открытыми, с застежками на груди до пояса. Кроме того, горянки носили широкие длинные штаны (шальвары), собранные у щиколоток. Праздничная одежда женщин состояла из полукафтана, сшитого из шелка или хлопка, поверх которого надевалась длинная одежда из сукна с открытыми рукавами. Чтобы сохранить фигуру, знатные горские женщины с 10 лет носили корсет до вступления в брак (в первую брачную ночь супруг вспарывал его кинжалом). Благодаря корсету, скромному питанию без излишеств, многие черкешенки долго сохраняли прекрасную фигуру. Вообще идеал красоты у адыгов и других народов Кавказа состоял в том, чтобы иметь тонкую фигуру (только у мужчин должны были быть широкие плечи). Европейские путешественники, посещавшие Кавказ в XVIII – XIX вв. неоднократно подчеркивали, что адыги были законодателями мод на Северном Кавказе, как французы в Европе. Действительно, одежда черкесов служила образцом для одежды других горских народов Кавказа.


Изготовление одежды было обязанностью женщин, которые достигали в своем деле замечательного искусства. Швейные изделия адыгских мастериц были известны далеко за пределами Кавказа. Украшения одежды и обуви, выполняемые из галуна, золотых и серебряных нитей, поражали своим совершенством. Русский офицер Ф.Ф. Торнау, наблюдавший быт адыгов, находясь у них в плену в 1864 году, лестно отзывался об изделиях адыгских мастериц: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах – скорее изорвется материал, чем шов, сделанный их рукой; серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они изготавливают, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление».

Как отмечали многие исследователи, в середине XIX века одежда абхазов была похожа на черкесскую. Они носили полукафтан, а под ним узкое платье, подбитое ватой (бешмет). Абхазы-мужчины носили узкие штаны, а поверх них одевали суконные чулки, которые подвязывали под коленями узорной тесьмой (ноговицы). На голове абхазы носили суконный капюшон (башлык). Князья и знатные люди носили небольшие суконные шапочки с меховой опушкой.

Осетины также одевались как черкесы, только одежда у них была более длинной и скроена с меньшим вкусом. На тело они одевали короткую рубаху и штаны, сверху черкесскую одежду из грубого сукна, которую делали сами или покупали у своих соседей. Как и все горцы, они также пришивали на грудь к верхней одежде два кармана, разделенных на маленькие отделения, в которых размещали от 5 до 8 патронов.

Одежда женщин была похожа на одежду черкешенок, однако осетинки не носили шальвары, и прическа их отличалась от причесок черкесских женщин (они носили под покрывалом распущенные волосы или одну косу).

Изготовление одежды являлось широко распространенным промыслом и основным занятием горских женщин Кавказа в изучаемый период (середина XVIII – конец XIX вв.). Женским трудом производилась вся одежда и обувь (в том числе черкески, бурки, ноговицы, перчатки), все кожаные принадлежности военного снаряжения (подушки для седел, ножны для шашек и кинжалов, налучья и колчаны для луков и стрел, а впоследствии – с распространением огнестрельного оружия – чехлы для ружей, кобуры для пистолетов).

Что касается изготовления оружия, то она являлось сугубо мужским

промыслом и основным занятием профессионалов-мастеров оружейного дела. У адыгов особенно славились оружейные мастера, которые умели изготавливать даже дамасскую сталь, секрет изготовления которой в настоящее время, к сожалению, утрачен.

Здесь необходимо подчеркнуть, что изготовление оружия издавна было одним из важнейших промыслов народов Кавказа. Военный уклад жизни горцев требовал постоянного ношения оружия ввиду постоянной опасности, возникавшей в силу разных причин (внешние войны, феодальные усобицы, набеги соседних племен и т.д.).

Кроме того, по понятиям горцев военное дело было единственным делом, достойным мужчины. Джигитом считался удалой наездник, меткий стрелок, удачливый в набегах. В результате все мужчины горского населения Кавказа прекрасно владели оружием, хорошо знали военное дело и были готовы к отражению опасности в любое время.

В силу этих причин значение оружия в жизни горца невозможно переоценить. Никогда черкес не выходил из своей сакли без оружия и даже, находясь дома, никогда не снимал кинжал с пояса. Оружие было единственным украшением стен жилища горца. Так как оружие имело высокую материальную ценность, то оно играло большую роль при жизненно важных расчетах. Например, в уплату за невесту (калым) всегда входило оружие.

И. Бларамберг подробно отмечал, из каких видов оружия состоит калым. У князей и дворян были обязательны кольчуга, шлем, боевые перчатки и налокотники, шашка, ружье, пистолет. Кроме того, полагалось отдать отцу невесты мальчика-раба, восемь быков, коня и лошадей.

У простолюдинов обязательную часть калыма составляли ружья, украшенные серебряной насечкой, две лошади, два быка, десять баранов и коз. Оружие играло большую роль и при свадебном обряде (во время свадьбы устраивались скачки и стрельба в цель). Свадебный поезд (арбу с невестой) сопровождали всадники с песнями и стрельбой из ружей и пистолетов. Мастерски исполненный танец в знак одобрения сопровождался пальбой.

Оружие входило также и в уплату штрафа за убитого. Например, в плату за кровь дворянина включались панцирь, шлем, шашка, налокотники, ружье, серебряный кубок, хороший конь, 23 лошади, быки и мелкий рогатый скот.

Рассмотрим кавказское холодное и огнестрельное оружие.

Холодное оружие является средством нападения и активной защиты, приводимым в действие рукой человека. Клинковое оружие – один из видов холодного оружия. На Кавказе в XVIII – XIX веках употреблялось холодное оружие с длинным и коротким клинком.

К оружию с длинным прямым клинком относились мечи и палаши (различие между ними состояло в том, что у меча были заточены обе стороны лезвия клинка, а у палаша только одна). Данный вид оружия был наиболее распространен в XVI – XVII веках.

Что касается XVIII века и особенно XIX, то в данный период на Кавказе было наиболее распространено оружие с изогнутым клинком (сабли и шашки). Особое назначение кривизны клинка состоит в том, чтобы придать центральной линии рубящего оружия линию направления удара, то есть чтобы обе эти линии (рубящего оружия и направления удара) совпадали. У некоторых клинков конец делали обоюдоострым.

Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает «длинный нож» . Сабля была наиболее ранним вариантом оружия с изогнутым клинком, шашка – более поздним. Дело в том, что сабли с длинным клинком и мощным штыковым концом были рассчитаны на прокол кольчуги. В XIX веке по мере всё более широкого распространения огнестрельного оружия, все меньше пользовались кольчугой, вследствие этого исчезала потребность в сабле со штыковым концом. Шашка являлась более легким оружием, ее всегда носили на поясе; таким образом, горец в случае внезапного нападения одним движением вынимал ее из ножен и, не меняя положения руки, наносил удар.

Для черкесских шашек характерен небольшой изгиб клинка, для кабардинских – легкость. Согласно кабардинской формуле «шашка должна быть легкая, как перо, упругая, как лоза, острая, как бритва».

Декор черкесских шашек таков: в центре головки рукояти помещалась 4-х или 6-ти лепестковая розетка. Ее окружали замкнутые круги и овалы, образующие двойные или тройные рамки. Черенок рукояти нередко украшался полосками, расположенными наискосок, которые заполнялись надписями и запятообразными лепестками.

Другой разновидностью черкесского орнамента является орнамент, состоящий из густых стеблей с крупными листьями и бутонами, внутри которых помещен белый рисунок (завитки и запятые). Этот орнамент всегда выполнен гладкой чернью, окаймленной линией вторичной гравировки.

Наиболее распространенным видом холодного оружия, который носили буквально все без исключения горцы, являлся кинжал. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне, Кабарде кинжалы носились мужчинами постоянно, начиная с подросткового возраста.

Кавказские кинжалы имели свои характерные черты. Их клинок прямой, с двумя лезвиями. Клинок заканчивался вытянутым четырехгранным острием, и в разрезе имел форму ромба. Такой конец был приспособлен к колющему удару. Средняя длина клинка 33-35 см, ширина – от 3-х до 3,2 см. Рукояти кинжалов прямые, их делали из различных материалов (кости, рога, железа и т.д.). Многие клинки кинжалов имели надписи, содержащие имена мастеров, владельцев, дату изготовления, клеймо, какие-либо изречения. Эти надписи, а также украшения клинков, помогают определить место их производства.

Во второй половине XIX века кинжалов производилось значительно больше, чем других видов холодного оружия, по той причине, что после окончания Кавказской войны сабли и шашки могли иметь только те жители Кавказа, кто шел служить в русскую армию, кинжалы же по обычаю имел каждый горец.

Следующий вид оружия, который мы рассмотрим, это огнестрельное оружие. Появление у черкесов огнестрельного оружия, согласно многим письменным источникам, относится ко второй половине XVII века. Согласно свидетельству турецкого путешественника Эвлия Челеби (1660-е гг.) в честь праздника, на котором он присутствовал, черкесы палили залпами из ружей. Доля воинов, вооруженных огнестрельным оружием (согласно данным путешественника) составляла от одной трети (у бжедугов) до одной шестой (в Малой Кабарде).

XVIII век – время сосуществования огнестрельного оружия с луком и стрелами. В этот период вся пехота была вооружена ружьями, а всадники – преимущественно луком, стрелами и копьями.

Однако огнестрельное оружие в горах Кавказа постепенно вытесняло архаическое (лук и стрелы) и XIX век уже можно считать временем повсеместного распространения огнестрельного оружия. Как отмечал черкесский ученый А. Хан-Гирей (1830-е гг.): «Нет почти ни одного черкеса, который не имел бы огнестрельного оружия». Он также свидетельствовал, что в Черкессии «в каждом ауле в небольшом количестве приготавливают порох».

Здесь необходимо подчеркнуть, что, как и большинство других кавказских народов, в данный период черкесы сами производили порох, для этого они в горах добывали селитру – «пороховую соль».

Производство огнестрельного оружия на Кавказе имеет свою историю. Зародившись в Дагестане, предположительно в конце XVI века, оно успешно развивалось в последующие два с половиной столетия. Первоначальными образцами огнестрельного оружия послужили турецкие ружья XVI – XVII веков. К середине XVIII века на Кавказе сложился свой тип кавказского кремневого ружья, имеющего несколько разновидностей. Высшей точкой в развитии производства огнестрельного оружия был период Кавказской войны, когда имело место массовое производство. К концу XIX века кустарное производство кавказского кремневого ружья постепенно сошло на нет, вытесненное фабричным производством и распространением более современного оружия европейского происхождения.

Приведем описание ружья черкесского производства, высоко ценимого на Кавказе в указанный период. Как правило, ружье имело длинный, массивный, большей частью круглый ствол, украшенный растительным орнаментом и не имеющий какого-либо клейма или надписи. Замки у подобных ружей были такими же, как и у крымских (имеют турецкий прототип). Ложи были изготовлены из орехового дерева. Широкие обоймицы сделаны из серебра. Обоймицы и накладки украшены орнаментом, выполненным гладкой чернью по серебру. Орнамент имеет несколько вариантов: извивающиеся ветки с круглыми листьями; круг, заполненный черненым штриховым узором «сито», а также расположенные в кругах солярные розетки с рогообразными завитками.

В связи с рассмотрением характерных черт кавказского оружия, как огнестрельного, так и холодного, необходимо отметить кавказские центры производства оружия.

Прославленным центром производства и украшения холодного оружия на Кавказе были Кубачи (Дагестан). Неповторимой оригинальностью и своеобразием отличался также лакский орнамент, украшавший сабли, шашки, кинжалы (лакские мастера жили в Казикумухском округе Дагестана). Орнамент на серебряных деталях лакского оружия, как правило, состоит из основного симметричного рисунка, создающего общую композицию, и из дополнительного, заполняющего свободное пространство фона. Основной рисунок выполнялся гравировкой с чернью, а дополнительный – гравировкой без черни, отличающийся от поверхности фона только выпуклостью рисунка.

Искусство кубачинских мастеров проявилось не только в украшении, но и в производстве, как холодного, так и огнестрельного оружия. Кроме Кубачей в Дагестане существовали и другие центры – Верхнее Казанище, Кадар, Тарки, Унцукуль, Гоцатль.

В заключение необходимо подчеркнуть, что тип кавказского ружья второй половины XVIII – XIX вв., в общих чертах одинаков для всех областей Кавказа. Ему свойственны следующие черты: длинные (круглые или граненые) как правило, нарезные стволы, украшенные у казны и дула золотой или серебряной насечкой. Замки принадлежат к средиземноморскому типу кремневого замка. Если принять его за кавказский вид, то его можно подразделить на черкесский, кубачинский и закавказский образцы.

Замки обычно украшались золотой насечкой, растительным орнаментом. Орнамент различался и представлял собой важный показатель при определении происхождения ружья. Ложа у кавказского ружья тонкая с длинным узким прикладом. Серебряные накладки и обоймицы украшены гравировкой и чернью.

В период Кавказской войны, не только горское, но и русское казачье население приобретало оружие у дагестанских мастеров, так как это оружие славилось своими достоинствами (прочностью, легкостью и силой боя).

Представить себе кавказца без его традиционного костюма очень трудно. Некоторые элементы этнического наряда народов Закавказья известны всем: черкески, бурки и др. И хотя все горные народы берегут память, уважение и почитание к национальному костюму, увидеть его сейчас можно лишь в дальних селениях или же являются возможностью насладиться подобным изысканным нарядом

Какие же основные элементы традиционного кавказского одеяния были особенно любыми не только горными жителями Кавказа? Прежде всего, это черкески, бурки, папахи и платки. Вся одежда этой местности характеризуется несколькими общими чертами - универсальностью, удобством, она не сковывает движения, является и одеждой и защитным приспособлением. Нужно помнить, что это одежда воинов и пастухов, и исходя из этого, становится понятно, зачем на ней те или иные элементы. Сейчас же вся обыденная национальная одежда стала лишь выходным, торжественным нарядом.

Черкеска - роскошный приталенный кафтан с одним бортом и газырями, специальными деревянными или костяными гнездами для пороха, патронов и деревянных щепок на распил.

Ежедневный наряд был темных, маскирующих тонов. Длина - ниже колен, чтобы согревать коленные суставы всадника, но может варьировать. Одежда это приталенная, но не стесняющая движения благодаря складкам и сборам, подпоясывается узким ремнем с пряжкой-кресалом. Рукава - идеальные для боя, широкие и короткие. Если не одеяние шьется для старца, то рукава будут узкие и длинные, чтобы прогревались руки уважаемого старика. Праздничная черкеска светлых тонов, сильнее приталенная и длиннее.

Головной убор, сшитый из ткани, меха или войлока. Традиционный национальный наряд невозможен без этого олицетворения мужественности, чести и порядочности. Разновидностей этого убора очень много, плоские и цилиндрические, с ровным и скошенным верхом, с полосой и без, папахи отличались от народности и от назначения. Раньше, до конца 18 в., мужские и женские головные наряды не отличались, теперь же мужской вариант и считается истинной папахой.

Считалось, что каждый кавказский мужчина должен иметь у себя не менее 10 папах, на разные случаи. Хранились такие шапки только в чистых тканевых мешочках и очень трепетно оберегались, передаваясь по наследству. Без папахи раньше выйти из дому было дурным тоном и неуважением к другим, тем более явится на торжество или траурное мероприятие. Цвет папахи мог быть любой, но каждодневный убор был темным, а свадебная, праздничная папаха - белая или светлая. Снимался этот исключительно теплый и удобный головной убор лишь чтобы попросить о прекращении войны из-за кровной мести. Также парень забрасывал папаху в окно любимой девушке, словно спрашивая, примет ли она его ухаживания. Воины и пастухи использовали эту пышную и теплую шапку как подушку во время дальних походов.

Бурка - очень теплый, водонепроницаемый безрукавный плащ из овечьего или козьего войлока. Узкий в плечах и очень широкий книзу. Цвет обычно темный, но выходные одеяния были привычно белыми. У горловины и переднего разреза идет нашивка кожей, для нарядности, долговечности и практичности, плюс кожаные завязки.

Для всадников, воинов, изготавливались длинные, сшивные модели с широкими плечами и длинным ворсом. Они позволяли прикрыть не только наездника, но и лошадь. Также полами бурки прикрывали глаза лошади, если ее нужно было направить в реку или заставить прыгнуть через обрыв. Для пеших горцев - короткие, бесшовные и гладкие.

При весе в пару килограмм, настоящая войлочная бурка стоит на полу, настолько прочный и качественный материал используется. Изготавливается она только вручную, методом валяния шерсти женскими ручками, варки и пропитки, стирки, сушки и пришивания подкладки. Процесс очень тяжелый и трудоемкий, занимает от трех дней при одновременной работе трех женщин.

Этот традиционный наряд пастухов позволял защититься от любых погодных неприятностей. Ее можно было использовать как палатку, как одеяло и временное, защитное сооружение, она спасала от нападающего с кинжалом и позволяла под широкими полами спрятать свое оружие. Поэтому, как и большинство одежды кавказцев, бурка является не просто красивым нарядом, но и жизненной необходимостью. Сейчас же это становится лишь декоративным или празднично выходным одеянием. Теперь ее изготавливают и для маленьких детей, и для декора бутылок с напитками.

Бешме́т — нарядный кафтан, особенностью которого являлся стоячий воротник. Его надевали как основу под рубаху и халат, так и носили отдельно, дома. Шили из из разнообразных материалов, постепенно стали делать и утепленные модели, типа ватника, и укороченные.

Платок для кавказских женщин является такой же важной частью наряда, как и для любого другого народа. Но его носили и носят постоянно, даже сверху на косынку. Это способ прикрыть женскую красоту и фактор престижа. Важность и силу платка сложно переоценить. Брошенный на пол, между двумя бранящимися мужчинами способен прекратить спор и даже драку.

Исследователи выделяют больше 40 основных видов платков у народов Закавказья. Разноцветный и одноцветный, с бахромой и без, с вышивкой и без декора, маленький и шаль - разновидностей платка больше сотни. Они отличаются материалом, мотивами на нем и назначением. Особенно важный и роскошный свадебный платок. Он украшал красавцу невесту, мог закрывать лицо, защищал молодых от сглаза и порчи, скрывал от злых духов молодую семью. Такой защитный и магический платок был белого или красного цвета. Это всегда желанный и дорогой подарок для самого шикарного праздника и повода.

Украшение и пошив платка должны быть ручной работой, чтобы он нес ту энергетику, которую приписывают этому неизменному атрибуту кавказкой женщины и девушки.

Традиционное кавказское одеяние всегда было и будет частью культуры этих горных народов, но сейчас увидеть истинно национальный наряд можно лишь во время кавказских танцев или на гуляниях.

Особенности и традиции народов Северного Кавказа хорошо отражены в так называемом кавказском стиле одежды. Национальный костюм – это совокупность сходных черт культуры и быта народов Кавказа, которые сложились за длительное время.

Кавказская женская одежда

Одежда женщин Кавказа довольно разнообразна в зависимости от местности. По фасону женский костюм был похож на мужской – платье было сходно с мужской «черкеской», также и в верхней одежде – куртка на вате была похожа на мужской «бешмет».

Главная национальная кавказская одежда женщин называется, как и у большинства народностей, платьем. Верхняя одежда представлена кафтаном. В женском костюме, безусловно, присутствовало большее разнообразие, чем в мужском, да и декор более богатый.

По своей сути, национальная одежда кавказских народов носит много общих черт, что говорит об общности традиций и эстетического восприятия народов Кавказа.

Материалы и отделка

Для пошива платьев небогатые кавказские женщины использовали домотканое сукно, которое отличалось высоким качеством. Одежда кавказских девушек высшего сословия шилась из привезенных дорогих материалов – шелка, атласа, бархата. Так как фасон платья предполагал расширенную книзу пышную юбку, то на пошив одного платья уходило более пяти метров материала.

Девицы из богатых семей начинали обучаться искусству прикладного характера с пятилетнего возраста. Они учились вышивке золотом и жемчугом, плетению различных видов тесьмы.

К тому времени, как девушка была готова идти под венец, у нее уже было готово . С ручной вышивкой золотом помогали девушки, которые служили в прислуге.

Узоры и орнаменты на свадебном наряде могли быть как минималистичными, так и массивными – все зависело от личных предпочтений и богатства семьи невесты.

Кавказские народные костюмы разнообразны. Наряды не только у каждого народа, но и у каждого аула отличались по стилистике, форме и замыслу. Коренные жители до сих пор стараются всеми силами сберечь каждую деталь национальных нарядов. Многие празднества и ритуалы и сейчас проводятся в такой же одежде, какой её носили предки. Люди берегут традиции, которые всегда были свято чтимы на Кавказе.

Сохранённые традиции

У каждого кавказца в доме есть национальный костюм. На большое торжество, на свадьбу или национальный праздник, горцы стараются приходить одетыми по установившимся древним традициям. На такую одежду всегда есть спрос и в магазине «Этно-Шоп» есть что предложить.

Традиции пошива женской или мужской национальной одежды продолжают мастерицы Кавказа, которые сотрудничают с нашим магазином. Позвоните нам и наш консультант предложит вам фото вариантов кавказской одежды, объяснит как снять мерки, после чего будет объявлена цена. У нас в наличии есть готовые костюмы для тех, кто занимается кавказскими танцами. В соответствующем разделе сайта «Этно-Шоп», вы увидите фото костюмов для мужчин, женщин и для детей. Цена указана под фото.

Что такое кавказская национальная одежда

Национальный костюм у любых народов, как правило, состоит из комплекса одежды, обуви, головного убора и аксессуаров. К каждому случаю подбирался определённый набор составляющих, согласно событию, на которое предназначена одежда. У кавказцев и сегодня строго соблюдаются традиции ношения национальной одежды. Бывают повседневные, праздничные, свадебные костюмы.

В наше время появился термин «танцевальный костюм» или «кавказская одежда для танцев». Национальная одежда бывает для людей любого возраста, на нашем сайте вы можете посмотреть фото и заказать совсем маленький «костюм на выписку» для новорождённого.

Формироваться костюм народов Кавказа стал примерно в XI веке. С некоторыми различиями, кавказская одежда у разных народов выглядит примерно одинаково. Она скроена по сложной выкройке, всегда приталена. Верхнее платье и у мужчин, и у женщин распашное, сильно расклешено к низу от талии.

Мужской костюм, основные составляющие

  • Папаха - на голове мужчины носят папаху. Шьётся она из овечьих и козьих шкур разной расцветки и качества. У горцев принято носить длинноворсовые папахи из белой или чёрной козы. Казаки носят козьи папахи с коротким шелковистым ворсом чёрного цвета. Папахи из каракуля или овчины распространены в качестве головного убора не только на Кавказе, но и по всей России и стали частью обмундирования российских военных.
  • Рубаха - это нательная мужская одежда. По покрою она широкая, со стоячим воротником, со швами на плечах и выкройной проймой. Носили их навыпуск. Рубахи для каждодневного ношения обычно однотонного тёмного цвета. Для праздника шьются светлы, чаще белые рубахи. Ткани для холодного времени более плотные, шерстяные. В жаркие дни носили шёлк, хлопок и другие. Брюки - в начале XX века очень популярны стали брюки-галифе. Их можно купить в составе костюмов, продающихся в нашем магазине.
  • Черкеска - обязательная составляющая кавказской мужской национальной одежды. Черкеска с газырями одевается как верхняя одежда. Она приталена, поверх надевается кавказский пояс и кинжал. Черкески были очень распространены в России ещё в царские времена. Сейчас это часть казачьего обмундирования.
  • Бурка - накидная тёплая верхняя одежда. Как правило шьётся из козьей или овечьей шкуры чёрного или белого цвета. У бурок прямые широкие плечи, они длинные, распашные, без застёжки, закрепляются у горловины.

Женский костюм

  • Платье - сходно с мужской черкеской, но более длинное. Оно облегает фигуру сверху и сильно расклешено книзу. Материалы могут быть разнообразные и разных цветов. Платья украшаются вышивкой и могут быть расшиты жемчугом и камнями. Девушки умели плести тесьму, которой так же украшали платья.
  • Головной убор - кавказские женщины носят на голове шапочку, покрытую шарфом-палантином или платок. Шапочка считается обязательной в свадебном костюме, к ней прикрепляется фата.
  • Пояс - традиционно дополняет женскую кавказскую одежду.

Костюм дополняет обувь. В нашем магазине имеется выбор ичигов и сапог из натуральной кожи, которые шьются на заказ.

В ассортименте нашего магазина есть красивые металлические пояса, различные по цене. Вы можете заказать пояс по фото или по своему дизайну, рассказав свои пожелания нашему продавцу. У нас настоящие костюмы Наш магазин кавказских подарков предлагает вам сшить на заказ или купить готовую кавказскую национальную одежду. У нас красивый «шоу-рум», доставка в Москве, в СПБ и по всей России.