Как подружиться в школе: простые советы для всех детей. У подростка нет друзей: советы психолога Как помочь ребенку найти друзей ваш комментарий

Раньше все было просто. Мы выходили гулять во двор, находили себе компанию, дружили, играли, ссорились, мирились, - так и проходило детство. Но времена поменялись: теперь отпустить ребенка гулять одного страшно. Да и современные дети не очень склонны лазить по деревьям и играть в салочки, им бы айпад в руки, и запустить новую игрушку. А порой вокруг просто нет других детей - скажем, если родители живут в коттеджном поселке. Они, может, и рады бы выпустить ребенка погулять и поиграть со сверстниками, но их рядом попросту нет. При этом дружба по-прежнему остается крайне важным элементом эмоционального здоровья ребенка.

Как же помочь ребенку завести друзей в современном мире, если у него самого не очень получается это сделать?

Школа

Самый банальный вариант - попробовать найти друзей там, где ребенок проводит довольно ощутимую часть своей жизни, - в школе. Если у него там нет приятелей, стоит попытаться узнать: почему? Спросите у самого ребенка, и обязательно внимательно выслушайте ответ, не пытаясь давать советы или критиковать. Если ребенок почувствует, что вы искренне интересуетесь его проблемами, возможно, он скажет, что местная публика ему просто не интересна, а может быть признается, что он пытался найти друзей, но другие дети его не принимают.

Также стоит поговорить с учителями. Что они думают об эмоциональной атмосфере в классе? Что они делают для того, чтобы дети общались и строили отношения?

Класс - это микрообщество, в котором собираются дети из разных социальных групп, воспитанные в разных традициях, с разными интересами и взглядами на жизнь. Поэтому, если ваш ребенок не видит в школе потенциальных друзей, не пытайтесь подружить его с кем-то насильно - это лишь испортит ваши отношения.

В конце концов, школа - не единственная возможность для ребенка найти друзей.

Кружки и секции

Социологи считают, что самый простой способ для ребенка найти друзей - через общие интересы. Поэтому, если в школе у вашего малыша не получается подружиться, это еще не значит, что у него есть трудности с социализацией. Попробуйте отвести его на кружок или в спортивную секцию: объединенные общим интересом, дети куда проще находят общий язык и заводят друзей.

Лучше всего для поиска друзей и преодоления трудностей в общении подойдет командный вид спорта вроде футбола, волейбола, баскетбола (индивидуальные занятия по плаванию вряд ли помогут развитию коммуникативных способностей). Ребенку не нужно будет искать повод, чтобы начать разговор с ровесниками, - сама ситуация будет подталкивать его к общению.

Если же у вас нет лишних средств или времени водить ребенка по кружкам и секциям, старайтесь просто почаще бывать там, где есть другие дети. Например, можно сходить в кафе, в котором есть специальная детская зона, в парк развлечений, на детский спектакль в театре или на мастер-класс по лепке глиняных горшков.

Устройте плейдейт

Плейдейты (от английского «play date» - что-то вроде «игрового свидания») - это одно из самых гениальных изобретений американцев. Их суть заключается в следующем: родители нескольких детей договариваются и устраивают своим чадам встречу, обычно у кого-то из них дома. Организатор плейдейта придумывает детям развлечения и игры и следит за порядком. В зависимости от договоренности, взрослые (чаще всего мамы) либо развлекаются параллельно с детьми, обсуждая свои взрослые вопросы, либо оставляют одного «ответственного» следить за малышами, а сами разъезжаются по своим делам. В выигрыше остаются все: дети отлично проводят время и получают свою порцию общения, мамы могут, наконец, дочитать любимую книжку, провести время в салоне красоты или просто поспать.

Ничто не мешает попробовать применить западную практику на наш лад. Вспомните о коллегах, знакомых, бывших одноклассниках, у которых есть дети примерно того же возраста, что и ваш. Пригласите их в гости, придумайте интересные занятия для детей (увлеченные одним делом, они быстрее найдут общий язык). Если ваши дети поладят - вы можете превратить такие встречи в традицию.

Найдите друзей себе

Если у вас нет приятелей с детьми того же возраста, самое время их завести! Современный мир дарит огромные возможности – например, на форуме Материнство вы без труда найдете . И, поверьте, у многих из них есть ровно те же проблемы, что и у вас: слишком много дел и слишком мало времени, чтобы все их переделать. Посмотрите их профили, выберите тех дам, с которыми у вас сходятся взгляды на жизнь и интересы, и у которых есть дети того же возраста (и желательно - того же пола), и по-честному напишите: «У моего ребенка мало друзей, я хочу ему помочь, поэтому ищу ему компанию. Мне кажется, Ваня отлично поладит с вашим Сашей - вижу по вашим фотографиям, что у них одинаковые коллекции конструкторов. Вы не хотите как-нибудь вместе с нами погулять в парке?»

Заводить новых друзей никогда не поздно, кто знает - может быть, помогая найти приятелей своему ребенку, вы и сами обретете много интересных знакомств.

Детские площадки

В спальных районах крупных городов России сейчас появляется все больше современных, интересных и бесплатных детских площадок. Погуляйте по своему району и по соседним: вы наверняка найдете «живые» площадки, где в большом количестве, особенно по выходным, играют дети. Если ваш ребенок - из активных, вам достаточно просто почаще приходить на площадку, и со временем он сам заведет себе друзей. И, что приятно, они почти наверняка окажутся жителями соседних районов. А значит, вы сможете познакомиться с родителями и договориться встречаться на площадке регулярно - а там, кто знает, может быть даже сможете довериться новым знакомым и «дежурить» на площадке по очереди.

Если же ваш ребенок - не любитель лазить по лесенкам и кататься с горок, и не склонен общаться с незнакомыми детьми, возможно, перед тем, как пытаться активно погрузить его в мир социальных коммуникаций, вам стоит помочь ему развить навыки коммуникации.

Как это сделать?

Во-первых, поговорите с ребенком о дружбе.
Не все, что кажется нам, взрослым, банальным и очевидным, является таковым для детей. Спросите ребенка, кто такой, по его мнению, друг? Обсудите с ним, зачем нам нужны друзья и откуда они берутся. Составьте список «идеальных качеств» настоящего друга. Он должен быть добрым? Уметь веселиться? Делиться игрушками?

Во-вторых, научите ребенка поддерживать разговор.
Очень часто дети испытывают проблемы с поиском друзей просто потому, что не могут поддержать даже самый простой разговор. Они просто не знают, о чем говорить.

Расскажите ребенку, с чего начать разговор. Простого «привет, как дела?» достаточно для начала, но потом можно пойти дальше и, например, научить делать искренние комплименты - «Маша, ты построила такой красивый замок из песка!»

Учите ребенка прислушиваться к тому, что говорит другой человек, задавать наводящие вопросы, прокладывать «мостики» между тем, что они сказали до этого и что говорят теперь. Найдите темы, которые можно обсудить с потенциальными друзьями, - вашему ребенку будет, что сказать, даже если разговор зайдет в тупик.

Не навязывайте свое мнение, лучше интересуйтесь, что думает об этом сам ребенок и как он видит ситуацию, и поддерживайте его начинания. Не забывайте хвалить ребенка, если видите его успехи. «Я слышала, что вы с Мишей обсуждали, как прошли выходные. Здорово, что ты делишься с ним своими впечатлениями!»

В-третьих, помогите ребенку обнаружить свои сильные стороны.
Особенно важна помощь в познании себя для стеснительных и нерешительных детей. Объясните ребенку, что в мире нет черного и белого: на каждую слабость есть своя сила. Например, человек, который мало говорит, обычно очень хорошо умеет слушать.

В-четвертых, чаще включайте ребенка в свою социальную жизнь.
Дети перенимают от родителей куда больше, чем кажется, в том числе навыки коммуникации и социальных взаимодействий. Поэтому для вашего ребенка будет очень полезно, если он увидит, как вы общаетесь с самыми разными людьми. Хотя бы иногда берите ребенка с собой в гости, ходите вместе в магазин, в банк, в налоговую, в кафе. Наблюдая за тем, как вы общаетесь с окружающими, ваш ребенок будет учиться коммуницировать и, кроме того, убеждаться, что разговаривать с незнакомыми людьми совсем не страшно.

В-пятых, научите ребенка контролировать свои эмоции.
Мало кто захочет дружить с тем, кто обзывается или устраивает истерику, когда что-то идет не так, как ему хочется. Прошлогодние исследования австрийских психологов показали, что существует прямая зависимость между тем, насколько хорошо ребенок умеет контролировать свои эмоции, и количеством друзей.

Если в какой-то момент вы поймете, что сложности с построением отношений у вашего ребенка возникают из-за того, что он не умеет держать свои эмоции под контролем, объясните ему, что все мы время от времени испытываем самые разные эмоции. И это нормально - мы не можем их контролировать, они возникают помимо нашей воли. Но что мы можем контролировать - так это их проявления. Поэтому, если кто-то сломал твою игрушку, не нужно бросаться на него с кулаками, вполне достаточно сказать: «Я очень зол на тебя и расстроен, что ты сломал мою игрушку!»

Как бы сильно не было ваше желание найти своему ребенку друга, помните - умение дружить и контактировать с другими детьми не приходит сразу. Поэтому не торопите ребенка, позвольте ему накапливать социальные навыки в удобном для него темпе. И старайтесь чаще бывать в местах, где есть другие дети, чтобы он мог тренироваться в общении.

Фото - фотобанк Лори

Родителе с радостью наблюдают, как их дети заводят новых друзей, потому что знают, насколько это важно для самооценки, развития чувства собственной безопасности и хорошего самочувствия. Но отношения, которые строит ваш ребенок, не всегда дарят ему положительные . Как и во взаимоотношениях между взрослыми, здесь неизбежны ссоры, конфликты и оскорбленные чувства. Зачастую дети не только страдают от насмешек и подлостей товарищей, но и сами бывают несправедливы и становятся причиной слез и обид других детей.

Возможность познакомиться со всеми аспектами дружеских отношений - важная составляющая процесса социальной адаптации и развития ребенка. Вам, вероятно, больно за этим наблюдать, но это лучший способ для ребенка научиться настоящей дружбе и создать собственный круг общения. Родителям необязательно вмешиваться и пытаться помочь детям подружиться. Главное - помнить, что дети очень нуждаются в поддержке и понимании, когда старательно строят дружеские отношения с окружающими .

Развитие социальных навыков

Некоторые дети с самого младенчества ведут себя активно и легко заводят друзей. Другие же застенчивы и чувствуют себя неловко в компании, поэтому нуждаются в поощрении и поддержке родителей. Помогите малышу развить, навыки общения и поведения в обществе. К примеру:

  1. Ребенка следует научить здороваться и улыбаться тому, с кем он хочет познакомиться.
  2. Расскажите малышу, как лучше присоединиться к группе сверстников. Подойдя к группе, ребенок должен выбрать одного из детей и, глядя ему в глаза, спросить, может ли он присоединиться к ним. Если ответ будет отрицательным, малышу следует улыбнуться и отойти в сторону. А вам следует сказать ему, что в следующий раз обязательно получится. Если же группа разрешит, следует поблагодарить ее участников.
  3. Чаще напоминайте ребенку, как важно быть вежливым и доброжелательным с окружающими. В любой компании ценят жизнерадостных и оптимистичных людей - для ребенка это верный способ подружиться со многими.

Хорошее поведение

Иногда дети при общении со сверстниками могут проявлять эмоциональную черствость. Если такое случается, объясните ребенку, в чем он не прав, и подчеркните, что он должен нести ответственность за свое поведение - нельзя сплетничать, а также бить, обижать, дразнить и прогонять других детей. Если вы стали свидетелем подобных действий своего чада, необходимо немедленно прекратить это и объяснить, почему такое поведение недопустимо.

Сочувствие и взаимная вежливость

Главное в дружеских отношениях, безусловно - способность посмотреть на вещи с точки зрения партнера и способность делиться. Без этого невозможно построить долгую и крепкую дружбу. Вы можете научить ребенка чувствовать эмоции других и корректно реагировать на них, если будете ежедневно практиковать это в собственной семье.

Помогайте ребенку дружить

Наблюдая со стороны за становлением дружбы вашего ребенка с другими детьми, вы, вероятно, чувствуете, что не можете разобраться в сложном устройстве их социального круга. Возможно, нас удивляет, почему некоторые союзы распадаются и почему ребенок предпочитает дружить с теми, а не иными детьми. Главное - будьте всегда готовы выслушать ребенка и помочь советом. Так вы гарантируете, что дети будут делиться с вами своими радостями и горестями по мере становления дружеских отношений.

Планируйте встречи

Один из способов научиться быть хорошим другом - планировать время следующей встречи для игр. Если друг малыша пришел к вам в гости, предоставьте им место для игр. Когда вы даете нашему ребенку возможность быть «хозяином» с гостем, тем самым формируете в детях уверенность, что они в состоянии сами, без вашей помощи, построить дружеские отношения. Разумеется, ребенок должен получить ваше разрешение, чтобы ходить играть в дом к другу. Разрешая это ребенку, вы показываете, что поощряете его стремление подружиться с другими детьми.

Возможности дружбы

Убедитесь в том, что ваше чадо имеет возможность подружиться с кем-либо вне его школьного круга общения. Если в школе ваш ребенок не смог завести друзей, его способность сделать это в другой компании поможет стимулировать уверенность в себе и уменьшить чувство одиночества. Даже те дети, которые вполне удовлетворены общением в компании одноклассников, только выиграют, если заведут вне школы друзей с другими интересами, такими как спорт, туристические походы, церковный хор или занятия искусством.

Причастность к общим интересам и взаимопомощь

Помогите ребенку понять главную цель любой дружбы - оказание взаимной помощи. Согласно исследованиям, те, кто пытается помочь другим, чаще вызывают симпатию окружающих. Научив ребенка понимать потребности друзей и предлагать свою помощь, вы поможете сформировать у него навыки дружбы. К тому же если ребенок разделяет интересы одноклассников, он тем самым показывает, что уважает их и дружеские отношения, связывающие их. Одним из способов практиковать сочувствие будет принести лакомство больному другу или пригласить на обед в ваш дом только что переехавшую семью соседей. Учась таким образом внимательно относиться к нуждам других, ваш ребенок, вероятно, окажет радушный прием любому новичку в классе.

Не тревожьтесь понапрасну

Ничто так не беспокоит и не выбивает родителей из колеи, как наблюдение за тем, как ребенок реагирует на проявления социальной несправедливости, с которыми он так или иначе сталкивается в процессе формирования дружеских отношений. Помните, что большинство детей легко сходятся с окружающими и строят социальную иерархию по собственным правилам. Когда дети неизбежно столкнутся с отторжением от группы и разочарованием, они, скорее всего, преодолеют это и благополучно забудут. Даже те дети, которые так или иначе пострадали от поведения друзей, вырастут, повзрослеют и найдут новые способы строить дружеские и теплые отношения.

Не слишком вмешивайтесь в дружеские отношения детей

Родители, воспитывая детей, часто вспоминают собственные детские разочарования и обиды и пытаются регулировать, с кем и как следует дружить их собственным детям для их же блага. Позвольте детям вначале самостоятельно справиться с возникающими разногласиями и конфликтами, держитесь в стороне. Конечно, если дети сами не могут принять решение, следует предложить выслушать, в чем спор, и спросить их мнение, прежде чем предлагать совет. Такое неназойливое управление отношениями поможет детям осознать, что вы им доверяете и считаете их достаточно самостоятельными, чтобы найти решение самостоятельно.

Учиться слушать

По мере взросления дети будут не раз радоваться и разочаровываться, находить и терять друзей. Не отказывайтесь выслушать ребенка, если он хочет обсудить с вами отношения в компании, и будьте готовы помочь советом, если потребуется. Покажите ребенку, что вы понимаете боль и разочарование, которые он испытывает, расскажите несколько историй из собственного детства и посоветуйте, как бороться с неприятными эмоциями в таких случаях. Конечно, проще всего предложить стратегию поведения или совет, как действовать дальше, но большинству детей больше всего нужны эмоциональное сочувствие, поддержка родителей в важный момент жизни.

Когда ребенок подвержен риску

Все наши советы призваны помочь детям усвоить навыки общения в коллективе и научиться быстро заводить друзей. В то же время родителям важно определить, в какой момент необходимо вмешаться, если у ребенка не получается находить друзей. Большинство детей имеют хотя бы одного друга, однако около 20% детей не имеют друзей вообще. Этих детей можно отнести к одной из трех категорий:

  1. заброшенные дети;
  2. дети со сложным характером;
  3. отвергнутые дети.

Заброшенных детей игнорируют не родители, а сверстники. В действительности для таких детей идеальными являются близкие доверительные отношения с родителями, но они очень застенчивы и социально неуклюжи. Если ваш ребенок подходит под это описание, помогите ему найти друзей среди других детей, помимо семьи. Вы, конечно, не сможете изменить характер ребенка, но можете помочь ему развить навыки общения в коллективе и поиска друзей.

Сложные дети ведут себя вызывающе, и обычно это правится сверстникам. Однако в их поведении также много грубых и раздражающих черт, что вызывает неудовольствие других детей. Такие дети любят дразнить младших, часто не заботятся о своей физической форме и личной гигиене. Им полезно прививать хорошие привычки и отучать их от дурных, это поможет им находить общий язык со сверстниками.

Наконец, отвергнутые дети отличаются повышенной агрессией и склонностью к депрессии, замкнуты и угрюмы. Если ваш ребенок проявляет агрессию или становится необычно замкнутым, ему необходимо помочь и посоветовать другие способы выплескивания отрицательных эмоций. Помогая ребенку советом, вы сможете определить, являются ли замкнутость и агрессия действительно признаками депрессии.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок относится к одной из перечисленных групп, не стоит закрывать глаза на изменения в поведении и надеяться, что все пройдет без вашего вмешательства. Дети, у которых нет друзей, рискуют остаться в одиночестве в будущем и приобрести множество психологических и поведенческих расстройств. Ребенка важно подстраховывать, когда он пытается строить дружеские отношения со сверстниками, но если вы видите, что он начинает замыкаться в себе, ваше вмешательство становится необходимым.

Опекать ребенка по мере того, как он заводит друзей, довольно сложно и ответственно. Существует очень тонкая грань между ситуациями, когда необходимо вмешаться и помочь, и ситуациями, когда надо отойти в сторону и предоставить детям разобраться самостоятельно. Ориентируясь и участвуя в школьной жизни вашего ребенка, его внеклассных занятиях, жизни его друзей и сверстников, вы тем самым определяете собственное место в его круге общения. Лучшее, что вы можете делать в этот период, - выслушивать ребенка, понимая, что в любых дружеских отношениях есть взлеты и падения, и привыкать к ним следует с самого детства.

Настоящая дружба – взаимоотношения сродни настоящей любви. Дружба – это то, что вместе с любовью делает жизнь человека наполненной смыслом, яркой и насыщенной. Можно даже сказать, что настоящая дружба – составная часть любви, влечение умов и душ. Человек, который не научился дружить, вряд ли способен и на любовь. А если все-таки он сможет любить и хранить свою любовь, значит, автоматически он научится и дружить. Т.к. любовь без дружбы только лишь на чувственной основе – это не вполне любовь. Поэтому дружба для маленького человека – это не просто способность занять себя и «убить время» с кем-то еще. Это еще и закладывание в нем самых лучших качеств. Ведь невозможно долго дружить с откровенно плохим человеком. Дружба, как и любовь, меняет людей в лучшую сторону, мотивирует их порой на настоящий героизм. Родители, считающие, что друзья в жизни их ребенка – далеко не самое важное - был бы здоров, уроки сделаны и поведение хорошее - глубоко ошибаются. Часто они и сами склонны не доверять людям, до сих пор не нашли гармонию с самими собой, полны комплексов и страхов. И передают детям свои жизненные установки на дружбу, на любовь и отношения в целом и к миру и к себе самим. Люди не стремятся к дружбе, когда воспринимают мир и людей как источник зла. Или потому, что смертельно устают на работе. Им не до «роскоши общения» - быть бы живу. Таким папам и мамам очень важно вовремя переосмыслить свои негативные установки и если себя менять уже поздно, то хотя бы не передавать ребенку свой скепсис циничными и едкими высказываниями на тему любви и дружбы, избегать попыток изолировать его от общения, не злоупотреблять критикой, снижающей его самооценку и т.п.

А что поможет подрастающему человечку выстраивать отношения с окружающими и приобретать друзей и что для этого должны сделать родители?

1. Научить его адекватно воспринимать самого себя. Не считать себя лучше и хуже других, принимать себя таким, какой есть, одновременно мотивируя его, стремится и к чему-то большему. Адекватно воспринимать себя – это также означает, что ребенок не будет пытаться самоутверждаться, обижая других или, напротив, быть мишенью для унижения со стороны своих сверстников. Поскольку у него здоровая самооценка, он не позволит никому обижать себя и сам не станет задирать других. Девочке важно подсказать, как следить за собой, уметь «себя преподносить», быть аккуратной, доброжелательной и воспитанной. Мальчика научить держать свое слово, преодолевать свои страхи, защищать слабых и, если надо, дать сдачи задире. К слову, дать сдачи – это не совет «бить сразу в глаз и как можно сильнее». Напротив, уметь дать сдачи обидчику – это значит применять физическую силу по минимуму и только в исключительных случаях, но так, чтобы до забияки «дошло», что драка – не лучший способ решения конфликта. Хотят взрослые того или нет, но ребенок, особенно мальчик, непременно столкнется рано или поздно с подобной ситуацией. И если он не даст отпор одному назойливому забияке, то потом уже каждый второй будет норовить как-то его задеть, толкнуть или обидеть. Это обычная практика в детском коллективе. А трагедии случаются чаще всего, когда робкий и тихий ребенок, не рассчитав свои силы, впервые в жизни кого-то ударит или толкнет. Лучше постараться научить его не накапливать в себе обиды, а разрешать их сразу же. Если на агрессивного одноклассника не действуют слова, можно применить к нему его же метод. Очень важно подчеркивать сильные стороны ребенка, а какие-то дефекты пытаться сгладить и компенсировать. Тогда ребенок будет расти дружелюбным и уверенным в себе. Ведь агрессия – это замаскированные страхи и комплексы. Счастливые и уверенные дети вряд ли будут обижать более слабых.

2. Создать своему чаду условия для развития. Интересный человек всегда привлекает внимание. С ним хотят общаться. Чтобы ребенок стал интересным человеком, надо помочь ему отыскать свои таланты, наклонности, интересы и развивать их. Чему-то он научится, посещая различные кружки и секции, чему-то можно обучить и в домашних условиях самостоятельно. Чаще всего родители передают свой опыт – умение отлично рисовать, шить, петь или играть в шахматы. Должно быть хоть что-то, что ребенок умеет делать очень хорошо. Это будет лучшей защитой от комплексов, страхов, через которые проходят в свое время почти все дети. Особенно уязвимой становится психика в пору взросления, начиная с 13 лет. Гормональные бури, делают иногда из успешных и уверенных детей закомплексованных, нервных подростков. Какие-то реальные способности и умения, конечно, не сгладят полностью все трудности взросления, но помогут подростку пройти через эти трудности намного легче и увереннее.

3. Предоставить ему разные круги общения, где он мог бы найти друзей, что называется, «по душе». Ведь как часто бывает, когда дети «дружат» с теми, с кем на самом деле они совершенно разные и противоположные. Даже с теми, кто им вовсе не нравится или причиняет неприятности, обижает их. Это происходит от безысходности, когда потребность в общении, присущая каждому человеку, у ребенка есть, а общаться не с кем. Очень важно, чтобы ребенок по возможности посещал не только школу, но еще имел возможность общаться где-то еще. Для этого идеально подходят различные кружки или секции. Важно расширять круг общения маленького человечка, чтобы он не ограничивался двумя-тремя десятками его одноклассников, с которыми по случайному недоразумению могут отношения и не сложится изначально. И если ребенок, который привык общаться много и с разными людьми, легко это переживет, т.к. компенсирует недостаток взаимопонимания с одноклассниками на занятиях бальными танцами или единоборствами, то тот, для которого его класс – единственная среда общения, воспримет себя самого как изгоя, а ситуацию - как настоящую трагедию. Более того спокойствие самого ребенка в сложившейся ситуации в классе, почти наверняка заставит сверстников переменить к нему отношение в лучшую сторону. Ведь любой человек, принимающий самого себя, не суетящийся по поводу впечатления, которое он производит на окружающих, способный в случае неудачи прекрасно общаться где-то еще, просто не может не вызывать симпатии.

4. Сделать свой дом открытым для друзей. Чтобы ребенок рос дружелюбным общительным и открытым человеком, родителям хорошо бы и самим уметь находить время для общения. Если не с друзьями, так хотя бы с самыми близкими родственниками или соседями. Вместо того чтобы проводить свой досуг перед телевизором, лишний раз зайти в гости к соседке или позвать на ужин сестру с детьми. Если это не всегда возможно по причине занятости (что сплошь и рядом в наше время), то как минимум надо создать условия в доме для ребенка, предполагающие, что в этот дом будут приходить его друзья, и им будет, чем заняться. Важно, чтобы дом был уютным, чистым, чтобы у ребенка была, если не своя комната, то хотя бы свой уголок. Чтобы родители с уважением относились к его интересам. Детям нравится, когда есть, что рассмотреть, во что поиграть, чтобы всё это можно было трогать руками, немножко пошуметь и создать ту суету и беспорядок, которые так не любят родители. Но тут уж надо выбирать – или не мешать ребенку, выстраивать свои первые дружеские отношения с ровесниками, или трепетно хранить чистоту и тишину в доме.

5. Соблюдать режим сна и отдыха. Иногда именно недостаток сна делает человека вялым и мечтающим лишь добраться до подушки. Хронический недосып взрослых, которые ни за что не променяют единственный выходной на диване на встречу с друзьями очень схож и с состоянием ребенка, для которого школа – его работа, а одноклассники – коллеги. И слишком утомляясь в школе, зачастую из-за того, что он не успевает выспаться ночью, приводит к тому, что школьник не хочет видеть своих одноклассников не только в школе, но и за ее пределами. Он вообще желает отвлечься от школьных мыслей. Такой недосып в детском возрасте приводит к накапливающемуся стрессу. Ребенок становится нервным, плаксивым, апатичным. А эти факторы и провоцируют реальное и закрепляющееся за ним положение изгоя или в лучшем случае незаметного тихони. Надо во что бы то ни стало укладывать ребенка спать во время. Не всем детям хватает 8-9 часового сна. Это связано с определенными скачками роста.

Время от времени на детей нападает сонливость, не связанная с состоянием здоровья, а лишь сигнализирующая, что ребенок в этот период интенсивно растет, вытягивается и ему надо больше времени для сна. Если ребенку надо 11-12 часов, пусть это не пугает родителей. Всегда так не будет. И вместо того, чтобы укорять его – «всю жизнь проспишь!»- и называть его соней, лучше уложить спать пораньше (в 20.00, а то и в 19.00). Родители же часто укладывают детей спать, когда и сами уже валятся с ног, забывая о том, что детям нужно куда больше времени на сон. Ребенок может отдыхать после обеда. Для этого надо затемнить свет в комнате, задернуть шторы, выключить телевизор, погладить его по голове. Можно оставить детское радио, аудиокнигу или тихую приятную музыку. Ничто не должно нарушать детский сон. Запоздниться с выполнением домашних заданий можно раз в неделю, а в остальное время – укладывать ребенка спать в одно и то же время. Что-то можно доделать утром, что-то не сделать вовсе. Но не пытаться сделать из своего чада отличника за счет его здоровья и вообще желания жить. А ведь именно так недостаток сна влияет на психику. Человек проживает день как бы на автопилоте. Ждет, когда же он закончится. А еще и «уроки дома делать» и снова до поздней ночи. И так изо дня в день.

Иногда не зазорным будет и вовсе отпросить ребенка на день-два, если с ним твориться что-то неладное – все выпадает из рук, он постоянно плачет, ничего не хочет и на лицо – переутомление и недосып. Конечно, чаще с этим сталкиваются дети, посещающие продленку, когда возможности прилечь и отдохнуть днем, у них нет, а также старшеклассники, не справляющиеся с объемом учебного материала. Но зачем доводить проблему до масштабов, когда ребенок начнет болеть и, все равно, придется искать возможность, чтобы оставить его дома на пару дней, если проще предотвратить и не доводить до этого.

Подростковый возраст довольно нелегкая пора, детская психика в переходный период становится хрупкой. Ребенок взрослеет, подсознательно настраивается на новую взрослую жизнь, которая ждет впереди. В связи с этим у подростка могут возникнуть проблемы, главной из которых является отсутствие друзей.

Друзья в жизни подростка в период взросления играют важную роль. Но некоторые ребята не могут подружиться со сверстниками, несмотря на свое искреннее желание общаться и нравиться.

Среди подростков обычно есть дети, которые могут показаться неуклюжими, неуверенными в себе. Такие ребята становятся насмешкой для большинства в коллективе. Как правило, это дети, которые не тщательно следят за внешним видом, возможно, недостаточно хорошо соблюдают правила личной гигиены или просто одеваются не так как все. Это также могут быть полные девочки или мальчики.

Следует помнить о том, что дети неравнодушны к красоте. В первую очередь они оценивают собеседника взглядом, тщательно рассматривают его, приглядываясь к малейшим деталям. Возникает определенное впечатление о сверстнике, ребенок делает вывод о том, как себя с ним вести. Как правило, подростки хотят соответствовать моде и неохотно воспринимают детей, которые одеты просто. Ребенок может быть из небогатой семьи, родители стараются не баловать его, дорогой одеждой, так как не в состоянии себе этого позволить. И тогда невзрачно одетый ребенок может стать объектом насмешек в коллективе. Дети в подростковом возрасте не могут осознать, что поступают неправильно. Учителя и родители должны тщательно следить за их поведением, препятствовать конфликтам между детьми, стараться помочь тем, кто нуждается в совете, поддержке.

Униженный ребенок чувствует себя очень плохо. Если же он от природы стеснительный, насмешки и обиды делают его еще более уязвимым. Подросток боится говорить со сверстниками, с учителями, не может отвечать на уроках, от чего страдает также его успеваемость. К сожалению, у такого ребенка сильно понижается самооценка, он начинает не любить и себя, и окружающих.

Некоторые дети также страдают от недостатка внимания в коллективе. Сверстники их не дразнят, а попросту не замечают. Такие ребята тихие, спокойные, неразговорчивые, внешне не бросаются в глаза, выглядят обычно и аккуратно. Детскому коллективу не интересны застенчивые, неприметные ребята. Такие как они не дают повода ни для насмешек, ни для заинтересованности и дружбы. Им также приходится очень тяжело находиться в коллективе. Ребенок очень хочет проявить себя, заслужить внимание, уважение, однако не может это сделать, из-за сильной застенчивости подросток не знает, как вести себя. Родителям следует уделять подростку больше времени, проводить беседы. Иногда можно обратиться к психологу. Специалист выявит основные причины застенчивости и даст необходимые рекомендации для преодоления этого чувства.

Иногда даже неблагоприятная компания подростков считает себя лучшим кругом общения. Дети в ней могут курить, ругаться матом, издеваться над сверстниками. Ребенку, у которого серьезные проблемы с общением, следует держаться подальше от таких детей, иначе дело может дойти до серьезных конфликтов, и, в крайних случаях, до драки.

Среди подростков бывают также дети, которых уважают сверстники. Эти ребята приветливы, жизнерадостны, легко идут на контакт с окружающими. Однако и уних также может не быть друзей. Одна из причин - нехватка времени на общение. К примеру, занятость уроками, домашним заданием, посещением огромного количества кружков и курсов, занятия спортом. Такие дети неплохо чувствуют себя в семейном кругу, они окружены любовью и заботой. Но родители могут даже не заметить, что подростку не достает общения со сверстниками.

Проблема того, что у подростка нет друзей, должна вызвать у родителей желание помочь ребенку. В первую очередь необходимо понять, что от того, как родители себя ведут по отношению друг ко другу, к окружающим и к своему ребенку, зависит мировосприятие подростка, формируется его собственная модель поведения. Поэтому надо найти найти золотую середину между чрезмерной опекой и полным равнодушием. Необходимо приучать ребенка к самостоятельности с самых ранних лет. Самостоятельные дети способны обойтись без поддержки родителей в ситуациях, когда избалованные подростки теряются. Чрезмерная опека, как известно, губит детскую психику. Ребенок становится зависимым от помощи мамы и папы, что негативно сказывается на адаптации в новых условиях и на общении с другими ребятами.

Порой родители задумываются, как подростку найти друзей. Для того чтобы ребенок смог завязать дружбу со сверстниками, необходимо объяснить, что он смело может проявлять инициативу в общении, но не навязываться. При этом нужно быть настроенным на радостные эмоции и дальнейшую дружбу.

Застенчивость - одна из основных причин нехватки друзей у ребенка. Для преодоления этого необходимо постараться убедить ребенка, что дети все разные. Одна неудача в общении не способна породить следующую. Подростку не следует бояться идти на контакт со сверстниками. Проявив инициативу один раз, у ребенка появится уверенность в себе и общение с новым другом непременно принесет радостные эмоции.

«Мой ребенок ни с кем не играет», «он всегда один, к нему никто не подходит», «дочь тянется к детям, но они ее прогоняют» – если у ребенка проблемы с общением со сверстниками, родители пытаются ему помочь. Как сделать это максимально эффективно?

Почему ребенок не может найти друзей

Чем младше малыш, тем меньше у него навыков общения. Если он слишком пассивен или, наоборот, напорист, это может вызвать раздражение, агрессию и другие негативные эмоции со стороны окружающих детей.

Если вы недавно переехали, и все друзья остались на старом месте, помогите ребенку поскорее завести новых приятелей. Старайтесь гулять во дворе или на детской площадке в одно время с другими детьми. Для ребенка, который не ходит в , можно найти интересные занятия, кружки, секции. У малыша старше пяти лет уже должна быть своя среда, компания, приятели, общение. Одной только мамы ему уже недостаточно, он же не младенец!

Вы много гуляете, ходите на танцы, футбол и рисование, а ребенок все равно ни с кем не подружился? Возможно, дети чувствуют его замкнутость, внутреннее нежелание общаться. Такую проблему лучше решать индивидуально с . Если ребенок не смотрит в лицо собеседника, не улыбается в ответ на улыбку близкого человека, не пытается разговаривать, непременно обратитесь к специалисту, чтобы исключить ранний детский аутизм.

Ребенку, который выгодно выделяется на фоне других детей – в саду или в школе, также бывает непросто найти друзей. Например, малыш отлично поет, лучше всех решает арифметические задачки, рисует, танцует. В этом случае дети могут ему завидовать, считать (обоснованно или нет), что он задается.

Навыки общения

Научные исследования, где сравнивались стратегии детей в песочнице и принятие их группой сверстников, дали интересные результаты. Оказывается, малыши, которые сразу же пытались включиться в общую деятельность и проходили в самый центр песочницы, встречали сопротивление других детей, и возникал конфликт. Детей, которые оставались у края песочницы, никто не замечал. Успеха добивались те ребята, которые сначала пристраивались у краешка группы, начинали копировать то, что делали другие, и понемногу продвигались к центру группы. Постепенно они достигали центра и прекрасно там себя чувствовали.

Таким образом, чтобы включиться в совместную деятельность, ребенку нужно, во-первых, быть острожным, уметь подстраиваться под ситуацию, но при этом быть достаточно настойчивым, уметь справиться с возникающими сложностями. Для того, чтобы тебя приняли, нужно овладеть настоящим искусством дружбы. Например, научиться преодолевать возможные конфликты. Дети не любят ровесников, которые критикуют и высмеивают других. Однако не всегда дружелюбие вызывает ответное дружелюбие. Если некоторым детям надо научиться вести более открыто, то другим, наоборот, надо стараться сдерживать себя, так как из-за навязчивости и излишнего внимания к окружающим они вызывают неприязнь.

Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых. Детские сады необходимы как раз для того, чтобы дать малышу первый социальный опыт. Коммуникативные навыки дети приобретают, в первую очередь, от своих сверстников и только потом – от родителей.

Часто родительская гиперопека и повышенная тревожность приводит к тому, что ребенок становится пассивным, испуганным, нервным и, как следствие, не вызывает уважения у сверстников. Очень важно развивать ребенка не только интеллектуально, духовно, но и физически. Ребенок, который уверенно двигается, владеет своим телом, сразу же воспринимается положительно. Прекрасно заводить друзей в секциях, где дети занимаются общим делом. Однако бывают случаи, когда малышам необходима помощь взрослых, чтобы овладеть особыми навыками дружеского общения.

Если ваш ребенок задира, то лучше подобрать ему друга помладше, которого придется опекать. Если ребенок, наоборот, покладистый, желательно найти более активного товарища. Задира узнает, что можно заработать авторитет, не прибегая к агрессии, а ведомый ребенок, наоборот, переймет новые стратегии более активного друга.

Проблема общения для школьников даже более актуальна. Ведь даже многие взрослые люди не могут похвастаться владением коммуникативными навыками. К счастью, дети 3-5 классов прекрасно им учатся. Можно попросить школьного психолога или классного руководителя провести с ребятами тренинг. Детям нужно разделиться на пары и постараться проявить к товарищу больше внимания: похвалить, выслушать, высказать интерес, предложить помощь. Вы удивитесь, какой потрясающий эффект это даст.

Важно!

— Никогда не ругайте своего ребенка при сверстниках и не говорите плохо о его друзьях.

— Не стоит рассказывать при других родителях или детях, что считаете вашего ребенка застенчивым или пугливым, родители могут рассказать это дома, и завтра ваш ребенок услышит это от ровесников.

— Если педагог постоянно критикует ребенка, не видит в нем ни одной хорошей черты, не стоит верить каждому слову такого учителя.

— Внимательно вникайте в каждую ситуацию или проблему. Ребенку важно ваше участие.

— Если у вашего ребенка один друг, не переживайте – это нормально. Не навязывайте ему общение с большим количеством друзей, пусть ребенок сам решает.

— Хвалите ребенка за малейшие достижения. Говорите ему, что он нравится вашим друзьям и другим детям. Ваши слова поддержки особенно нужны ему перед тем, как он будет общаться с этими людьми. Это придаст ему уверенности, и встреча пройдет комфортнее.

Стихи про друзей для детей

Два соседа крепко дружат!
Корабли пускали в лужах…
В дом вошли – гадай хоть век:
Кто тут Петя,
Кто – Олег?
Тяжело вздохнули мамы:
— Поведем их в баню прямо, —
Смоет грязь с друзей вода,
Их узнаем мы тогда!

***
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
(Елена Стеквашова)

***
Я теперь большая
Громко хвастается Тая:
— Я теперь совсем большая!.. —
И, обняв подружку Асю,
Посмотрела на ребят:
— Я, заканчиваю ясли —
Поступаю в детский сад!
(И. Демьянов)
***
Такая дружба

Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе,
- Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.

Одноклассницу Марину,

Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же – как горох об стену,
А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору,
- Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу –
Ей лишь кнопку подложу…

(Виктория Можная)

***
Мой друг

У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!
Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!

(Агния Барто)

***
Про дружбу

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

(Юрий Энтин)

***
Стихи о настоящей дружбе

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…

***
Двояшки

Мы друзья — два Яшки,
Прозвали нас «двояшки».
— Какие непохожие!-
Говорят прохожие.
И должен объяснять я,
Что мы совсем не братья,
Мы друзья — два Якова,
Зовут нас одинаково.

***
Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам.
Она - это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!
И скоро поймешь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!

***
Благородство

Может быть, тебе сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой табурет
И порвал две книжки?
Может, он и сам не рад,
Что так получилось? -
Столько шалостей подряд
У него случилось.
Ты заплачешь, закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно, побежишь
Жаловаться маме…
А давай его простим,
Никому не скажем,
Даже и не загрустим,
Вида не покажем.
Вам же по соседству жить
Значит, надобно дружить!

***
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.

***
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.

***
Мальчик с девочкой дружил
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
Как товарищ, как знакомый,
Как приятель, он не раз
Провожал ее до дома,
До калитки в поздний час.
Очень часто с нею вместе
Он ходил на стадион.
И о ней как о невесте
Никогда не думал он.
Но родители-мещане
Говорили так про них:
«Поглядите! К нашей Тане
Стал захаживать жених!»
Отворяют дверь соседи,
Улыбаются: «Привет!
Если ты за Таней, Федя,
То невесты дома нет!»
Даже в школе! Даже в школе
Разговоры шли порой:
«Что там смотрят, в комсомоле?
Эта дружба — ой-ой-ой!»
Стоит вместе появиться,
За спиной уже: «Хи-хи!
Иванов решил жениться.
Записался в женихи!»
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
И не думал он влюбляться
И не знал до этих пор,
Что он будет называться
Глупым словом «ухажер»!
Чистой, честной и открытой
Дружба мальчика бала.
А теперь она забыта!
Что с ней стало? Умерла!
Умерла от плоских шуток,
Злых смешков и шепотков,
От мещанских прибауток
Дураков и пошляков.

(Сергей Михалков)

***
Дружба - это тёплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар!

***
Друзей —
Людей, которых я люблю,-
Я никогда
Ничем
Не оскорблю.
Не для того
Наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга,
Я кричал: «Дурак!»,
Показывал язык
Или кулак
И корчил рожи
(Что одно и то же).
А злое слово
Я приберегу —
Пускай оно
Достанется врагу!

(Аким Я.Л.)

***
Мальчик дружит с девочкой,
Звёздочки с луной,
Море с пароходами,
Солнышко с травой.
Дождик дружит с лужами,
Червячок с землёй,
Бабочки с цветочками,
Ветерок с листвой.

Мухи дружат с братиком,
А ещё со мной,
Потому что дружим мы
С тортом и халвой.

***
Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе, -
Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же - как горох об стену,
А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору, -
Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу -
Ей лишь кнопку подложу…

***
Есть такие мальчики
Мы на мальчика глядим -
Он какой-то нелюдим!
Хмурится он, куксится,
Будто выпил уксуса.
В сад выходит Вовочка,
Хмурый, словно заспанный.
- Не хочу здороваться,-
Прячет руку за спину.
Мы на лавочке сидим,
Сел в сторонку нелюдим,
Не берет он мячика,
Он вот-вот расплачется.
Думали мы, думали,
Думали, придумали:
Будем мы, как Вовочка,
Хмурыми, угрюмыми.
Вышли мы на улицу -
Тоже стали хмуриться.
Даже маленькая Люба -
Ей всего-то года два -
Тоже выпятила губы
И надулась, как сова.
- Погляди!- кричим мы Вове.
Хорошо мы хмурим брови?
Он взглянул на наши лица,
Собирался рассердиться,
Вдруг как расхохочется.
Он не хочет, а хохочет
Звонче колокольчика.
Замахал на нас рукой:
- Неужели я такой?
- Ты такой!- кричим мы Вове,
Все сильнее хмурим брови.
Он пощады запросил:
- Ой, смеяться нету сил!
Он теперь неузнаваем.
С ним на лавочке сидим,
И его мы называем:
Вова - бывший нелюдим.
Он нахмуриться захочет,
Вспомнит нас и захохочет.

(Агния Барто)

***
Никогда не меняй друзей
Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней -
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать -
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

(Елена Карабеля)

***
Мне позвонил мой старый друг

С которым не хотел встречаться.
Мне позвонил мой старый друг,
И вовсе не читал нотаций.
Наверно, сам я виноват,
что дружба наша развалилась.
Сказал я что-то не в впопад,
И наша связь разъединилась
Я перезванивать не стал.
Зачем нам ворошить былое?
Но долго голос тот звучал,
Хоть вышло все само собою

***
Незабывайте друзей
Не забывай меня, пожалуйста, друг мой,
Друг, вспоминай обо мне иногда…
Ведь расставанья на то и даются,
Чтобы мы помнили встречи всегда.
Чтобы мы все понимали, как важно
Беречь и ценить друзей.
Чтобы мы не забыли напрасно
Минуты счастливых дней.
Чтоб мы знали, что рядом есть тот,
Для кого расстоянье – не пропасть.
Кто из каждого года в год
Руку сможет подать и не бросить.
Я о многом тебя не прошу,
Просто помни меня, не забудь.
Я разлуку перенесу,
Только вспомни меня как-нибудь…

***
Давай дружить
Дружат в небе облака
Дружит с берегом река
Ведь недаром говорят
Что для дружбы нет преград

Как помочь ребенку найти друзей – видеоматериалы

Как ребенку завести друзей