Иван 4 боярская дума. Боярская дума в XVI — XVII вв. Смотреть что такое "Боярская дума" в других словарях

Боярская дума - высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Являлась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояреприговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Историк Степан Веселовский писал:

Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства - на Двину, в Архангельск, в Великий Новгород, Белгород,Казань, Астрахань и т. д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал» какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства.

Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.

Состав

Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых в точном смысле. Высший класс служилых именуется «боярами введенными», то есть введенными во дворец для постоянной помощи великому князю в делах управления. Другой низший разряд таких же дворовых слуг именуется путными боярами, или путниками, получившими «путь» - доход в заведование. Советниками князя, членами боярской думы могли быть только первые, то есть бояре введенные, именуемые иногда «бóльшими». Это и было переходом к образованию из боярства чина (дававшего потом право на заседание в думе).

Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это - князья , делавшиеся советниками великого князя по своему званию князей, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как считали свое звание выше боярского. Этот элемент преобладал в думе до конца XVI в., а с этого времени уже далеко не всякий князь попадал в думу; многочисленность служилых князей принудила сделать между ними выбор и проводить в думу лишь некоторых чрез чин боярина. Кроме этих двух элементов в состав думы входили и некоторые должностные лица; так, присутствовать в думе мог окольничий , звание, которое затем было обращено в чин. При Иоанне III право суда и управления принадлежало боярам и окольничим («Судити суд боярам и окольничим», Суд. 1497 г., ст. I).

В начале XVI в. великий князь начал вводить в думу людей худородных, простых дворян, которые и получили титул думных дворян , что опять превратилось в чин. Этот элемент особенно усилился во время борьбы Грозного с родовитым боярством. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков . При усилении письменного делопроизводства явилась и канцелярия при думе. Те дела, которые дума в полном объеме не могла вести, поручались думным дьякам, а именно: посольские, разрядные, наместные и быв. Казанского царства. Эти отрасли вверены дьякам, но как делегатам думы. Поэтому думных дьяков в XVI в. было обыкновенно четыре. Такое положение выводило их из разряда секретарей; они становились министрами и, каждый по своему ведомству, имели право голоса в заседаниях думы, хотя членами думы не считались. При Алексее Михайловиче число думных дьяков увеличилось, при Феодоре Алексеевиче их было 14. Такой исторически сложившийся состав думы оставался неизмененным и в XVII в.

Число членов думы только с XVI в. становится определеннее; со времен вел. кн. Василия Иоанновича ведутся уже списки членов думы; от Иоанна III к сыну его перешло д3 (Так в издании 1891 г. - Ред.) бояр, 6 окольничих, 1 дворецкий и 1 казначей. При Грозном число бояр понизилось вдвое, зато увеличилась неродовитая часть в составе думы: он оставил 10 бояр, 1 окольничьих, 1 крайчего, 1 казначея и 8 думных бояр. После Феодора Иоанновича число думных людей возрастает с каждым царствованием (за исключением Мих. Феодоровича). Так, при Борисе Годунове их было 30, в смутное время 47; при Мих. Феодор. - 19, при Алек. Мих. - 59, при Фед. Алек. - 167. Не всегда все члены думы собирались в заседания. Возможно полные заседания думы происходили в особо важных случаях, в частности при созыве земских соборов (которых непременную часть составляла дума). Заседания думы происходили в царском дворце - «На Верху» и в Золотой Палате. По свидетельству Маржерета время заседаний думы было от 1 часа до 6 часов дня (4-9 ч. утра). Бояре делили с царем все обыденные акты жизни: ходили в церковь, обедали и проч. По свидетельству Флетчера, собственно для обсуждения дел назначены были понедельник, среда и пятница, но в случае надобности бояре заседали и в другие дни.

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин - по местнической лестнице породы. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина - см. Дворц. разр.). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставляется несколько членов ее «для ведания Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нем боярам.

Полномочия

Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В области законодательной значение думы было указано в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, - и те дела в сем судебнике приписывати» (ст. 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили». Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историею законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: «Все бояре на Верху приговорили». Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

По вопросам внешней политики замечается такая же совместная деятельность царя и думы с конца XVI в., которая дополнялась еще участием земских соборов. Участие думы в делах внешней политики выражалось в постоянном учреждении т. н. «ответной палаты» при думе; дельцы посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами; с послом «в ответех (говорит Котошихин) бывают бояре» - два, окольничий один или два, да думный посольский дьяк; в 1586 г. война со шведами решена царем «со всеми бояры». Только во времена междуцарствия и при самом начале правления Мих. Федоровича дума сносится с иностранными государствами от своего имени. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Дума являлась собственно судебным органом только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно - своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.

История

Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. В XIV и XV вв. замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр.

Князь Димитрий, умирая, дал такое завещание детям: «Бояре своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничтоже не творите» (Воскр. лет., 1389 г.). При Иоанне III все важнейшие акты государственной деятельности совершались по соглашению с боярами: женитьбу на Софье Палеолог Иоанн III предпринял так: «Подумав о сем с митрополитом, матерью своею и бояры… послал к папе» (Воскр. лет., под 1469 г.). В X V I в. происходит борьба между самодержавною властью и боярами, начатая со стороны великого князя и продолженная со стороны бояр.

Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву; кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти.

В малолетство Грозного (1533-1546) обстоятельства склонили весы в пользу бояр, и в результате получились крайние злоупотребления власти боярами. Со времени воцарения Иоанна (1547), этот царь открыл сознательную борьбу с боярской партией, сначала мерами разумными, приблизив к себе людей худородных, обратившись к совету всей земли (Земскому собору) и предприняв несколько здравых законодательных мер, ограничивающих значение удельных князей и бояр; позднее он пустил в ход жестокие казни и гонения (1560-1584), вызванные б. ч. не мнимою изменою бояр, а сознательною целью «не держать при себе советников умнее себя». Одною из мер борьбы было разделение государства на опричнину и земщину . Земские дела были оставлены в руках бояр; даже ратные должны были решаться «государем, поговоря с бояры». В опричнине Иоанн надеялся осуществить вполне свой новый идеал. Но именно здесь обнаружилась неосуществимость и непрактичность его идей; в учреждении земщины он сам признал себя побежденным, отделил верховную власть от государства и предоставил последнее боярам. В полемике Грозного с кн. Курбским сказались воззрения двух борющихся сил. Курбский, не посягая на верховную власть, стоит за старину и доказывает только необходимость для царя «совета сигклитскаго», то есть совещаний с боярскою думою. Идеал Грозного: «Жаловати сами своих холопей вольны, а и казнити вольны есмы». Ничто не препятствовало Грозному обходиться без боярской думы, не прибегая к казням; но он сам нашел это неосуществимым.

Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI в. (с 1584 г.) и нач. XVII в. (1612 г.) - время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской.

В XVII в. господствует нормальное отношение боярской думы к власти царя, то есть нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой; государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.

Около 1700 года Пётр I уничтожил боярскую думу, как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так наз. Ближней канцелярии (упом. с 1704 г.), которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии - уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

По мере того как происходило усиление царской власти, снижалось значение Боярской думы. В течение XVI в. между Боярской думой и ве­ликокняжеской властью шла острая борьба за приоритет, за право уча­ствовать в управлении, ограничивать самовластье единодержавного монарха. Править единовластно, без Думы, пытался Василий III. Осо­бенно сильные опалы и казни члены Боярской думы и вообще родови­тое боярство пережили при Иване Грозном. Не случайно потом, во вре­мя Смуты, набравшая силу Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи («письма»), «чтобы им быти не жестокими и не опальчивыми и мыслити о всяких делах с бояры и с думными людь­ми сообща, а без ведома их тайно и явно никаких дел неделати». Такую «крестоцеловальную грамоту» подписал, например, Василий Шуйский. В 1549 г. была учреждена «Избранная рада» («Ближняя Дума») из осо­бо приближенных лиц. Она представляла собой совещательный орган царя по всем вопросам управления государством, т.е. выполняла функ­ции Боярской Думы. Тем не менее опричнина не уничтожила Боярскую думу как высший орган государственной власти, не поколебала местни­чества, закреплявшего привилегии знати.

После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы временно воз­росла. В 1610 г. в результате борьбы между различными группировка­ми боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйс­кого. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, госу­дарством фактически управляли семь влиятельных бояр («семибояр­щина»).

При первых Романовых правление царя без Думы и Думы без царя считалось явлением ненормальным. Решения правительства определялись формулой «царь указал, бояре приговорили». Боярская дума стала важной составной частью сословно-представительной монар­хии как постоянно действующий высший государственный орган и как верхняя палата Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Боярская дума включала введенных бояр, окольничих, думных дворян и думных дья­ков. Получение думного чина зависело от воли государя. Высокород­ные князья могли сразу получить высший чин - боярина, менее знат­ные начинали с окольничего, прочие, из «худородных» служилыхлю-дей, получали чин думного дворянина, введенный для них при Васи­лии III. Первоначально в XV в. численность думы была около 20 че­ловек, к концу XVII в. она разрослась, достигнув при Федоре Алексе­евиче 167 человек.

Права Боярской думы определялись обычным правом. В компе­тенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутрен­ней и внешней политики, контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монар­хом и всей системой административных учреждений - приказов и органов местного управления. Как орган верховной власти она обла­дала правом назначения центральных и местных начальников (вое­вод, судей, приказных чинов и др.). Боярская дума руководила прика­зами и другими органами управления, разрешала дела особой труд­ности, которые по тем или иным причинам не могли быть решены в приказах, активно участвовала в решении внешнеполитических воп­росов. Участие Думы в делах такого рода выразилось в учреждении постоянной «Ответной палаты» при Думе. Чины посольского прика­за не могли сами вести переговоры с иностранными послами, с по­слами «в ответех бывают бояре» - два, один или два окольничих и думный посольский дьяк. В Боярской думе сосредоточивались судеб­ные дела (по Докладу и по апелляции). Для ведения текущих судеб­ных дел при думе из ее членов была учреждена в XVII в. расправная палата. Дума иногда действовала в качестве суда первой инстанции в отношении своих членов, иногда ей поручались наиболее важные дела по политическим преступлениям. Она обладала законодательной ини­циативой, имела право принимать и утверждать законы. Статья 98 Судебника 1550 г. указывает: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати». Уложение 1649 г. своими законодательными источниками признало государевы указы и боярские приговоры.

Боя́рская ду́ма - высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии . Являлась продолжением и развитием княжеской думы X-XI века в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного совета, она всегда действовала вместе с царём , составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно ярко проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства - на Двину, в Архангельск , в Великий Новгород , Белгород , Казань , Астрахань и т. д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал » какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства.

Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат [ ] .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Потомучка 95. Боярская дума. История России 10 век

    ✪ Англичане учились демократии у русских

    ✪ История| МЕСТНИЧЕСТВО: что это такое?

    ✪ Политическая история России. Лекция 5. Правление первых Романовых

    Субтитры

Состав

Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Аристократический характер думы проявлялся в том, что большинство её членов почти до конца XVII в. принадлежало к узкому кругу знатных фамилий и назначалось в думу монархом в соответствии с местническим старшинством. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых в точном смысле. Высший класс служилых именуется «боярами введёнными», то есть введёнными во дворец для постоянной помощи великому князю в делах управления. Другой низший разряд таких же дворовых слуг именуется путными боярами, или путниками, получившими «путь» - доход в заведование. Советниками князя, членами боярской думы могли быть только бояре введённые, именуемые иногда «бóльшими». Это и было переходом к образованию из боярства чина (дававшего потом право на заседание в думе).

Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это - князья , делавшиеся советниками великого князя благодаря своему титулу, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как они считали своё звание выше боярского. Князья преобладали в думе до конца XVI века , а с этого времени уже далеко не всякий князь попадал в думу; многочисленность служилых князей принудила сделать между ними выбор и проводить в думу лишь некоторых чрез чин боярина. Кроме того, в состав думы входили и некоторые должностные лица; так, присутствовать в думе мог окольничий , звание, которое затем превратилось в чин. При Иване III право суда и управления принадлежало боярам и окольничим («Судити суд боярам и окольничим», Суд. г., ст. I).

В начале XVI века великий князь начал вводить в думу простых дворян , которые получали звание думных дворян . Особенно много людей этого звания появилось во время борьбы Ивана Грозного с родовитым боярством. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков . При усилении письменного делопроизводства появилась и канцелярия при думе. Думным дьякам поручались те дела, которые дума не могла вести в полном объёме (посольские, разрядные, наместные, дела бывшего Казанского царства). Поэтому думных дьяков в XVI в. было, как правило, четверо. В результате дьяки из секретарей превратились в обладателей статуса, схожего с министерским, и, каждый по своему ведомству, получили право голоса на заседаниях думы, хотя формально не считались её членами. При Алексее Михайловиче число думных дьяков увеличилось; при Фёдоре Алексеевиче их было уже 14.

Только с XVI в. дума имеет чёткий состав. Со времён Василия III ведутся списки её членов. В 1505 году в думе было 23 боярина, 6 окольничих, 1 дворецкий и 1 казначей. При Иване Грозном бояр стало меньше, зато стало больше неродотовитых членов думы: в 1584 году было 10 бояр, 1 окольничий, 1 крайчий, 1 казначей и 8 думных бояр. После Фёдора Ивановича число думных людей возрастает с каждым царствованием (за исключением Михаила Фёдоровича). Так, при Борисе Годунове их было 30, в смутное время 47, при Михаиле 19, при Алексее Михайловиче 59, при Фёдоре Алексеевиче - 167. Не всегда все члены думы собирались в заседания. Возможно, полные заседания думы происходили в особо важных случаях, в частности при созыве земских соборов. Заседания думы происходили в царском дворце - «На Верху» и в Золотой Палате. По свидетельству Маржерета, время заседаний думы было от 1 часа до 6 часов дня (4-9 часов утра). Бояре делили с царем все обыденные акты жизни: ходили в церковь, обедали и проч. По свидетельству Флетчера, для обсуждения дел назначены были понедельник, среда и пятница, но в случае надобности бояре заседали и в другие дни.

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин - по местническому счёту. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина - см. Дворц. разр.). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставалось несколько членов думы «для ведания Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нём боярам.

Полномочия

Права думы основывались не на законах, а на обычном праве . Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В законодательной сфере значение думы оговаривалось в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, - и те дела в сем судебнике приписывати» (статья 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны указы монарха и «приговоры» бояр, согласно стандартной формуле «Государь указал, и бояре приговорили». Но из этого правила были исключения: царские указы без боярских приговоров и, с другой стороны, законодательные акты, изданные в форме боярского приговора без царского указа («Все бояре на Верху приговорили»). Царские указы без боярских приговоров могли появляться или во время борьбы царя с боярством (при Иване Грозном), или при решении незначительных вопросов, не требовавших коллегиального решения, или в случае спешки. Боярские же приговоры без царских указов издавались либо при наличии у бояр специальных полномочий, полученных от царя, или во время междуцарствия. Таким образом, эти случаи не дают оснований говорить о раздельных законодательных правах царя и думы.

Вопросами внешней политики царь и дума также занимались совместно, периодически привлекая к решению важных проблем земские соборы. При думе постоянно существовала «ответная палата»; служащие посольского приказа могли вести переговоры с иностранными послами только совместно с членами думы (согласно Котошихину, с послом «в ответех бывают бояре»). Во времена междуцарствия и в начале правления Михаила Фёдоровича дума вела переговоры с другими государствами от своего имени.

В вопросах суда и управления дума была не одной из инстанций, а органом верховной власти, указывающим закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. во II Собр. Законов, № ). Собственно судебным органом дума была только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно - своих собственных членов. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и сами приказы.

История

Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями её к верховной власти. В XIV и XV вв. замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр.

Князь Димитрий, умирая, дал такое завещание детям: «Бояре своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничтоже не творите» (Воскр. лет., г.). При Иоанне III все важнейшие акты государственной деятельности совершались по соглашению с боярами: женитьбу на Софье Палеолог Иоанн III предпринял так: «Подумав о сем с митрополитом, матерью своею и бояры… послал к папе» (Воскр. лет., под г.). В XVI в. происходит борьба между самодержавною властью и боярами, начатая со стороны великого князя и продолженная со стороны бояр.

Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву ; кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти.

В малолетство Грозного (1533-1546) обстоятельства склонили весы в пользу бояр, и в результате получились крайние злоупотребления власти боярами. Со времени воцарения Иоанна (), этот царь открыл сознательную борьбу с боярской партией, сначала мерами разумными, приблизив к себе людей худородных, обратившись к совету всей земли (Земскому собору) и предприняв несколько здравых законодательных мер, ограничивающих значение удельных князей и бояр; позднее он пустил в ход жестокие казни и гонения (1560-1584), вызванные б. ч. не мнимою изменою бояр, а сознательною целью «не держать при себе советников умнее себя». Одною из мер борьбы было разделение государства на опричнину и земщину . Земские дела были оставлены в руках бояр; даже ратные должны были решаться «государем, поговоря с бояры». В опричнине Иоанн надеялся осуществить вполне свой новый идеал. Но именно здесь обнаружилась неосуществимость и непрактичность его идей; в учреждении земщины он сам признал себя побежденным, отделил верховную власть от государства и предоставил последнее боярам. В полемике Грозного с кн. Курбским сказались воззрения двух борющихся сил. Курбский, не посягая на верховную власть, стоит за старину и доказывает только необходимость для царя «совета сигклитскаго», то есть совещаний с боярскою думою. Идеал Грозного: «Жаловати сами своих холопей вольны, а и казнити вольны есмы». Ничто не препятствовало Грозному обходиться без боярской думы, не прибегая к казням; но он сам нашёл это неосуществимым.

Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI в. (с г.) и нач. XVII в. (1612 г.) - время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской.

В XVII в. господствует нормальное отношение боярской думы к власти царя, то есть нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой; государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.

Около 1700 года Пётр I уничтожил боярскую думу, как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так наз. Ближней канцелярии (упом. с г.), которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии - уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом , который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

Начиная с X по XVIII век боярская дума играла ключевую роль в правительственном аппарате русского государства. В своей политической значимости она знала и взлеты, и падения, но она была тем механизмом, с которым вынуждены были считаться, в том числе и князья-государи. При этом вся организация ее работы была такой, что боярскую думу трудно было уловить в правительственной деятельности. Она оставалась в тени для тех, кем управляла, не представляясь перед обществом открыто.

Вторые после князя

Вопрос происхождения слова «бояре» является дискуссионным среди историков и лингвистов. Есть предположение, что оно пришло из тюркского языка, но некоторые склоняются к его болгарскому происхождению. Впервые упоминания о боярах фиксируется в 882 году, чуть позднее они также отмечаются в договоре князя Олега с Византией.

Возникновение боярства на Руси относят к VI—IX вв., распаду славянских племенных союзов. Бояре являлись высшим слоем феодального общества и занимали ведущую позицию после князя. Такая схема правления была во всех областях, от Новгорода до Чернигова. Также историки сходятся во мнении, что примерно в период X-XI века боярство разделяется на княжеских и земских бояр. А в XIV веке появляются бояре путные, управляющие отдельными подразделениями княжеского хозяйства.

По сравнению с остальным населением бояре были очень богатыми людьми: владели крупными наделами земли и имели в подчинении множество слуг. В военных походах они возглавляли полки воинства князя и выставляли собственные отряды.

Точные функции бояр исследователи затрудняются определить, но, бесспорно, их политическое влияние и значимость в обществе того времени: управление городами и территориями от имени князя, решение важных государственных дел. Наряду с усилением политической власти бояр росло и их стремление к большей самостоятельности. И, как показывает в дальнейшем история, в некоторых областях влияние бояр было настолько сильным, что стало серьезным препятствием княжеской власти.

Что такое боярская дума?

Верховная власть Древней Руси была сосредоточена в руках князя и его советников. Постоянные советники представляли собой лучших людей каждой области - бояре, которые постоянно находились при правителе. А их совещания назывались думой или думой бояр.

Давать однозначную формулировку боярской думе будет не совсем верно. В разные периоды истории она занимала отличающиеся друг от друга позиции. Условно ее правление можно поделить на два этапа. И первоначальное определение боярской думе можно дать такое: консультативный орган при князе. Но позднее, в XVI-XVII веках, ее роль значительно возрастает, она становится фактически высшим контрольным органом государственной власти.

Сам факт существования боярской думы в России дает повод думать об ограниченной власти монарха в системе управления. И некоторые исследователи с этим соглашаются. Взаимоотношения между думой и князем (царем) на протяжении всей истории складывались не совсем гладко. С сегодняшней позиции трудно безошибочно установить пределы власти и полномочия обеих сторон. На самом деле существенную роль всегда играли стечения обстоятельств, которые выдвигали и задвигали ту или иную ветвь власти. Но в то же время были времена, когда более слаженного «дуэта» было и не найти.

Первые упоминания

Точные сведения о создании боярской думы отсутствуют, но первые упоминания появляются в летописях конца X века. При киевском князе Владимире находился определенный круг людей, которые входят в его совет. С ними он решает различные вопросы военных дел и устройства земли. Советники называются дружиной князя или боярами и находятся постоянно при нем.

Каждое утро боярская дума собиралась на обсуждение насущных вопросов: отношения с соседями, суды и наказания, торговые дела с иноземцами, заключения договоров, гражданские вопросы. Древние источники не дают информации о совете бояр как постоянно пребывающем государственном учреждении, но есть намеки, что он был и до князя Владимира.

С принятием христианства в совете князя появляются новые лица, епископы, но они не играли никакой существенной роли в принятии важных решений. Также в определенных ситуациях в думу звали и городских старцев (земские бояре). Эта практика не была долгой, чуть позднее их присутствие было упразднено и далее в летописях о них ничего не слышно. Таким образом, после правления Владимира дума обретает более точные черты и имеет в своем составе только односословных представителей.

Общественное мнение того времени абсолютно доверяло боярскому совету и придавало ему большую политическую значимость. Княжеское управление считалось хорошим в том случае, если князь находился в постоянном сотрудничестве со своей дружиной.

Состав боярской думы

В XII-XIV вв. состав княжеской думы несколько изменяется. В юго-западной Руси помимо бояр в думу начинают входить представители областной администрации - воеводы, тысяцкие. А в северо-восточной Руси общественные отношения складываются несколько иначе. Здесь в совет князя призываются бояре-начальники из отдельных подразделений дворцовой администрации. Понятно, что такая боярская дума имела переменчивый характер из-за часто сменяющихся лиц. В основном заседания носили только формальный характер, решение князя было уже принято, и бояре становились просто свидетелями выдачи какого-либо акта.

С образованием русского централизованного государства в XV веке боярскую думу представляют два чина - родовитые бояре, включая бывших удельных князей, и окольничие, избирающиеся из близкого окружения царя. Но уже через какое-то время появляется третий чин - думные дьяки. Это не родовитые, но весьма образованные чиновники, которые становятся основными исполнителями царской власти, занимаются делопроизводством всего аппарата боярской думы.

Права и полномочия думных дьяков способствовали преобразованию органов управления: теперь это не территориальное, а функциональное распределение дел. Впервые в приказах появляются судьи из бояр: приказ Казанского дворца, Ямской приказ. Думные дьяки специализируются также на выполнении специфических поручений - военных, финансовых, дипломатических.

В XVII веке основной состав боярской думы изменился и пополнился, теперь он был представлен родственниками царя и менее родовитыми дворянами, выдвинувшимися за счет личных заслуг. Но в дальнейшем вместе с сокращением полномочий и функций органа его численность уменьшается.

Важный государственный орган

Становление и укрепление боярской думы как важного государственного органа происходит при правлении московского князя Ивана III. Собиратель русских земель придавал особое значение своему совету, охотно выслушивая возражения и несогласия со своими решениями. Успех его предприятий нередко объясняется именно этими встречами.

В дальнейшем функции боярской думы по мере сложности поставленных государственных задач значительно расширяются. Она в действительности становится соправительствующим органом при монархе. В XV-XVI вв. дума представляет собой высший контролирующий орган государства, в руках которого сосредоточено все.

Царский Судебник 1550 года тщательно излагает функции боярской думы, но по факту ее полномочия нередко превышались. Через думу проходило все: принятие законов, международные отношения, вопросы государственной безопасности, судебные разбирательства, управление приказами, земельные дела, контроль государственных расходов и налогов, а также контроль местного управления.

Думская канцелярия

Документированные следы деятельности думы практически не сохранились. Какие-то документы уничтожались сознательно, в целях сокрытия правды от народа или из-за различных дворцовых интриг, какие-то уничтожались за ненадобностью. Большинство важных бумаг было утеряно при стихийных бедствиях, пожарах и войнах.

Конечно, некоторые вопросы просто и не требовали документального оформления, если носили тайный или частный характер. Например, такие, как организация торжества при дворе. Но если обсуждались вопросы учредительного характера, то все детали тщательно готовились и прописывались - составлялись проекты, справки, постановления. Также существовала и конфиденциальная переписка, и специальные записи по особым государственным деятелям, что являлось прототипом досье.

Основная часть времени заседания боярской думы посвящалась слушанию докладов комиссий. В зависимости от важности вопроса дела на рассмотрение могли поступить следующими путями: царю с боярами, боярам без царя, царю без бояр и царю в присутствии бояр. Каким способом доклад будет предоставлен, окончательное решение принимал Большой московский разряд. Это отделение, через которое проходили все документы. И оно выступало в роли посредника между верховной властью и приказами.

Итоговыми документами собрания становились царский указ и приказы боярской думы. На важных документах обязательно ставилась государственная печать, изображающая двуглавого орла. Все протоколы заседания вносились в опись архива и тщательно хранились в специальных переплетах.

Эпоха Ивана Грозного

Отрочество Ивана IV проходило в среде ожесточенной борьбы боярских родов за политическое влияние и главенство в думе. Шуйские, Глинские, Бельские, Телепневы-Оболенские, не гнушаясь никакими методами, старались прорваться к власти. Этот период охарактеризовал боярство как антигосударственную силу: казна постоянно разворовывалась, многочисленные казни, ссылки, смещения с постов. Как следствие, международная позиция государства существенно ослабла, а на внешних границах шли войны.

Неспокойное время оставило отпечаток на юном государе и в дальнейшем определило его отношение к боярству. В начале своего правления Иван Грозный применяет меры, чтобы ослабить позиции бояр старой аристократии, значительно увеличивая состав боярской думы. Царь также выделяет из нее верных людей, с которыми решает самые важные дела правления. Этот круг лиц называют «ближней думой».

С 1547 по 1560 год при Иване IV действует неофициальный совет, с помощью которого он проводит значимые реформы и на какое-то время оттесняет боярскую думу от управления и законодательства.

Земский собор и дума

Во времена правления Ивана Грозного появляется новый государственный орган - Земские соборы. Есть предположение, что идея организации собора принадлежит духовенству близкого окружения царя. Достоверную информацию о цели созыва первого Земского собора 1549 года источники не раскрывают. Исходя из документированной речи царя можно сделать вывод, что он был призван для стабилизации общества после всех предшествующих неурядиц. Конечно, только этой задачей собор не ограничивался. Он должен был поддерживать действующую политику власти и служить своего рода проводником между ней и народом.

К середине XVI века Земский собор и боярская дума - это два важных государственных органа власти при царе. В отличие от боярской думы собор до 1598 года имеет совещательное значение с редкими исключениями. Но в эпоху Смутного времени его роль значительно возрастает, он обладает реальной политической силой со всеми полномочиями.

Если первоначально Земский собор и боярскую думу представляли одни и те же лица с небольшой разницей, то в дальнейшем в составе собора будут находиться уже представители всех слоев населения.

С 1613 по 1622 год в условиях восстановления государства Земские соборы становятся постоянным действующим органом власти. Но к концу XVII века их значение постепенно ослабевает, на смену приходят односословные комиссии. За всю историю своего существования Земский собор собирался более 50 раз.

Смутное время

Период времени конца XVI - начала XVII века, после кончины Ивана Грозного, отмечается тяжелым кризисом в государстве, который затем выливается в Великую Смуту. Среди бояр опять начинается жесткая борьба за власть. За короткий срок сменяются несколько правителей. Приходящие на трон не желали считаться с управлением боярской думы, поэтому долго там не задерживались. Все это сопровождается упадком хозяйства, продолжительными неурожаями, голодом, народными волнениями и погромами.

В 1610 году к власти приходит боярская дума. И правление государства сосредоточивается в руках семи думских лидеров, которые никак не могли определиться в отношениях друг с другом в борьбе за власть. Их управление носило весьма противоречивый характер: принятые постановления постоянно менялись, передергивались, перекраивались. Бояре не могли совместно работать и сотрудничать. В какой-то момент даже было принято решение о передаче российского престола полякам. И этот факт показал всю несостоятельность думы. Ее авторитет как органа власти был сломлен. У общества не могло быть доверия к такой боярской думе, что добровольно отдавала престол иноземцу ради соблюдения своих интересов.

Решением Земского собора в 1613 году на царство был избран Михаил Романов. Его избрание положило конец Смутному времени и стало компромиссом, который устроил всех.

Прекращение деятельности боярской думы

Ближе к середине XVII века боярская дума теряет свое былое значение и изживает себя. И если первый Романов на престоле еще как-то опирался на этот орган, то последующие цари все меньше прислушиваются к боярам и принимают самостоятельные решения. Россия становилась самодержавием. Таким образом, созданный царем Алексеем Михайловичем в 1654 году приказ «Тайных дел» не подчиняется боярской думе и связанные с ним вопросы решаются без ее участия. Это была царская тайная канцелярия, осуществлявшая надзор за гражданскими и военными делами.

После отмены местничества в 1682 году роль боярской думы в системе государственной власти бесповоротно снижается. Из законодательного органа она становится бюрократическим, и ее правление при царе носит уже только формальный характер.

Окончательно свое существование боярская дума прекратила при правлении Петра I, когда столица была переведена в Петербург. Появление Сената в 1711 году лишь подчеркнуло ее ненадобность. Отмирающий бюрократический орган не нашел себе места в прогрессивном новом государстве.

Учреждение, которое обозначается этим термином в настоящее время, не носило этого названия в древности, и вообще не имело определенного названия. Это были заседания, на которых глава государства «думал» со своими советниками-боярами о делах государства. Учреждение это стояло во главе древнерусской администрации с X по XVIII в., хотя очень редко выдвигалось на первый план.

Наши сведения о боярской думе при князьях восходят только ко времени Владимира Святого , хотя, несомненно, она существовала и при его предшественниках. По летописи, Владимир советуется с дружиной «о строи земленем и о ратех и о уставе земленем», в важных делах, выходивших из круга обычных, он созывает, кроме дружин , и «старцев градских» – представителей городского населения. С принятием христианства в думе появляется третий элемент – представители высшего духовенства – епископы.

Боярская дума при царе Михаиле Федоровиче Романове

После Владимира «градские старцы» исчезают из думы, духовенство также не играет в ней заметной роли и она становится учреждением односословным, собранием членов старшей дружины. Князь XII в. часто думает со своей дружиной: задумывая какое-нибудь предприятие, князь должен заручиться согласием своих ближайших сотрудников, которые вольны отказать ему в своем содействии, если данное дело задумано без них. Трудно сказать, кто из старшей дружины обычно заседал в думе, но можно думать, что здесь имели место важнейшие из должностных лиц, как дворский, печатник, стольник, меченоша, мечник, казначей; в юго-западной Руси в думе заседали и представители областной администрации (тысяцкие, воеводы). Во всяком случае, число членов думы было не велико. В обычное время дума собиралась ежедневно поутру. Она ведала военные дела, отношения к другим князьям, суд и расправу, договоры с иноземцами, вопросы о преемстве князей и т. п. Формальностей при обсуждении дел, видимо, не было. Формальные отношения между князем и думой не сложились, по-видимому, даже в Галицкой земле , где боярство пользовалось наибольшим значением.

В Северо-Восточной Руси XIII – XIV в. общественные отношения сложились иначе, чем в Руси Южной. Это отразилось и на боярской думе. Здесь князь приобретает характер наследственного владельца своего удела и его управление княжеством получает вид управления частным хозяйством. Теперь князь призывает для совета тех из своих бояр, которые являются начальниками отдельных ведомств дворцовой администрации (бояр введенных). Таким образом, число заседающих в думе меняется, меняются и самые лица. Часто бояре, заседающие в думе, являются просто свидетелями при выдаче князем различного рода актов. Иногда для участия в заседаниях думы призывается и духовенство.

В Московском княжестве характер думы опять изменяется. Дела важные, экстренные, выходящие из круга дел чисто хозяйственных, случаются здесь чаще, а решение их требует более многочисленного состава думы, в нее призываются все наличные бояре. По мере того, как увеличивалось количество чрезвычайных дел, которые ведала дума, дела обычные отходили к центральным ведомствам – приказам ; чем важнее были дела данного приказа, тем в более близком отношении стояли эти приказы к думе. Изменяется в московском княжестве и характер членов думы. Это уже не вольные, переходящие слуги удельных князей, служащие князю и не связанные с землей, это – люди оседлые, обладающие известными политическими традициями и составляющие плотный класс. Самая дума теперь не случайное собрание нескольких лиц, призванных князем для решения частного дела, а учреждение, имеющее задачей земское строение государства.

С середины XV столетия в составе московского боярства происходят большие изменения. С этого времени начинается усиленный прилив в Москву новых пришельцев. Удельные князья в большом числе вступают на службу к московским князьям и образуют верхний слой служилой аристократии, оттесняя старое московское боярство. В XVI веке в думе две трети членов составляли представители княжеских родов. В то же время члены думы распадаются на несколько групп: высшую группу составляют бояре, за ними идут окольничие, еще ниже стоять думные дворяне. При пожаловании в члены думы принималось во внимание происхождение, одни попадали прямо в бояре, другие должны были пройти через сан окольничего, наконец, третьи попадали только в думные дворяне. Старые московские роды, уступив приезжим князьям первенство в думе, нашли себе место в ней в санах окольничих, наряду с представителями менее знатных княжеских родов. Не все потомки старых московских родов достигали и звания окольничего, иные из них, вместе с потомками удельного боярства и новыми людьми, выделившимися из среднего дворянства, составили группу думных дворян. Но эти три слоя думы не были замкнутыми. Много знатных княжеских фамилий вымерло, другие захудали и потеряли свое положение среди боярства, их места заняли новые роды, выдвинувшиеся позднее. Низшим звеном в цепи думских чинов было думное дьячество. Дьяки первоначально заведовали письмоводством при начальниках дворцовых ведомств – введенных боярах, потом они являются управляющими отделениями думской канцелярии, которые выделились в приказы; дьяки важнейших из приказов и возводились в звание думных дьяков. Они имели только совещательный голос и были докладчиками по делам своих приказов, а также формулировали приговоры думы. Иногда они возводились в звание думных дворян, а затем и окольничих.

Число членов думы при московских государях постепенно увеличивается: в начале княжения Василия Ивановича в думе было 27 членов, в конце 23, кроме думных дьяков, в начале царствования Бориса Годунова в думе заседало 45 человек. Приговором боярской думы считалось только постановление, состоявшееся в обычном общем собрании постоянной думы. Боярская дума, таким образом, приобрела значение необходимого государственного учреждения. Это значение её не было закреплено никаким актом, но оно молчаливо признавалось московскими государями. Иван Грозный , боровшийся с боярами, предоставляет думе управление государством. Самый состав её определяется обычаем: государь волен жаловать в бояре, но жалует он только лиц известного круга, дума остается учреждением аристократическим; новые люди проникают в нее, но проникают медленно, в силу необходимости иметь в составе её дельцов.

В Смутное время среди бояр является мысль закрепить свое положение письменным актом, но к этому времени боярский класс уже значительно расшатался, его экономическое благосостояние поколебалось, ряды его сильно поредели. Попытки боярства оказались неудачными и в XVII в. Боярская дума теряет политическое значение, превращается в простой орган правительственного механизма. В начале XVII века в думе все еще преобладают родовитые фамилии, но состав её уже меняется, в нее все более и более проникают дельцы из финансового и дипломатического ведомств, люди с большим опытом и способностями, но с неблестящими родословными, – и к концу столетия число представителей старых фамилий уже значительно уменьшается.

В XVII столетии дума является учреждением по преимуществу законодательным. Поводом к изданию новых законов были частные случаи, когда для данного случая не оказывалось подходящего законоположения, или когда затруднялись, можно ли к данному случаю применить известный закон. Дело возбуждалось в думе или по государеву указу, или по приказному докладу или, наконец, по частной челобитной. В этих случаях дума справлялась, не было ли подобных случаев в предшествовавшей практике, и затем или утверждала прежнее постановление, или отменяла его и делала новое. Вершились дела или думской комиссией, или общим собранием без государя, или общим собранием с государем, или собором, т. е. думой с участием высшего духовенства. Помимо законодательства Дума вершила тяжебные дела, она же, вместе с государем вела внешнюю политику, военные дела и государственное хозяйство: администрация была также в ведении думы, она имела влияние и на личные назначения, ей принадлежал надзор за ходом управления; она производила следствие и суд по государственным преступлениям. При тесной связи светского и церковного правительства дума приглашала к участию в своих заседаниях духовных сановников, так как освященный собор, т. е. члены высшего церковного управления, были и членами думы, хотя не всегда присутствовали в ней, в то же время дума считала себя вправе вмешиваться в дела церкви.

Члены думы служили одновременно и по администрации, занимая различные правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручалось воеводство городовое и полковое. Таким образом, многие члены думы отсутствовали на заседаниях, и она редко собиралась в полном составе. Часто заседали только члены думы, управлявшие приказами и потому постоянно жившие в Москве, и в таком случае дума представляла как бы комитет министров.

О том, как велись дела в думе, мы знаем мало. Известно, что собирались в думу поутру, часов с 7-ми, после заседания шли к обедне и затем разъезжались по домам, вечером собирались снова и заседания тянулись часов до 11-ти вечера. Иноземец Флетчер сообщает, что заседания думы были три раза в неделю, в XVII в. заседания бывали, по-видимому, ежедневно. Председательствовал в думе царь, а в его отсутствие один из бояр – первосоветник. Рассаживались члены по степени знатности . Обыкновенно слушались доклады начальников приказов, докладчиками были сами начальники, преимущественно дьяки. Если предложение делал сам царь, то предлагал присутствующим высказаться. Прения иногда бывали очень оживленными. Приговоры думы записывались и скреплялись: более важные – всеми дьяками, а те, что имели частный характер – одним, к ведомству которого данный приговор относился.

Когда царь уезжал из Москвы, дума сопровождала его, но в городе оставались начальники приказов и еще несколько членов думы, составляя комиссию. Эта комиссия при Алексее Михайловиче разбирала текущие тяжебные дела и при Федоре Алексеевиче обратилась в постоянное учреждение, получившее название «Расправной Золотой или Разрядной палаты». При Петре I дума до учреждения сената заседала в Москве (под названием боярской или министерской консилии) и вела внутренние дела, собираясь чаще всего в ближней канцелярии, почему иногда и называлась этим именем. Но это был уже только обломок прежней думы. Скоро и она перестала действовать.

См. Ключевский, «Боярская дума древней Руси»; Владимирский-Буданов, «Обзор истории русского права»; Сергеевич, «Русские юридические древности».