История российского флота: создание и великие победы. История флота История флота для 1

История Российского флота

Наша Родина - великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана.

Русские издавна славились искусством мореплавания и самобытного судостроения. О морских походах предков восточных славян на Черном, Мраморном и Средиземном морях документально известно с VII века. В Х веке на Русском (Черном) море никто, кроме руссов, не плавал. Древний водный путь "из варяг в греки" проходил через Новгород и Киев. Другой освоенный русскими великий торговый путь из Хвалынского (Каспийского) моря по Волге через Окско-Волжское междуречье также доходил до Варяжского (Балтийского) моря, а по Каме и далее по Северной Двине - до Белого моря. Одновременно русские спустились по рекам к Северному Ледовитому океану. Блестящий период освоения северных берегов Сибири был завершен подвигом Семена Дежнева, который в 1648 году, обогнув Чукотку, вышел на коче в Тихий океан.

Героическая история отечественного Военно-Морского Флота продолжается уже более трех столетий. Известно, что до середины XVI века наши предки плавали по Варяжскому, Студеному и Русскому морям, отстаивали свои интересы в морских походах на Царьград (Византия) и Сигтуну (Швеция), вели бои с иноземными захватчиками на своих торговых и промысловых парусно-весельных судах - ладьях, кочах и чайках.

Первый российский военный корабль "Орел" был построен в 1669 году в селе Дединово на Оке и по Волге спустился в Астрахань для охраны купеческих судов.

Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I, по настоянию которого 20 октября 1696 года боярская дума издала указ "морским судам быть". С 1696 по 1711 год для Азовского флота было построено 215 судов, в том числе корабли с вооружением от 44 до 64 пушек. С 1702 года начал создаваться Балтийский флот. Через 20 лет в его составе было 32 линейных 50-100-пушечных корабля, около 100 парусных и до 400 гребных судов. Русские парусные корабли, галеры и скампавеи показали отличные боевые и мореходные качества в сражениях Северной войны 1701 - 1721 гг. Одним из лучших кораблей петровского времени был "Ингерманланд".

Революционное движение в России неотделимо от действий военных моряков. Уже в декабре 1825 года моряки гвардейского флотского экипажа вышли на Сенатскую площадь Петербурга. В историю первой русской революции золотыми буквами вписаны имена боевых кораблей "Князь Потемкин-Таврический", "Память Азова", "Очаков", "Скорый" и других.

Корабли Балтийского флота еще до октября 1917 года стали на сторону революции. До конца сражались и выполнили свой долг перед революционным народом в сражении у Моонзунда с германскими оккупантами линейный корабль "Слава", канонерская лодка "Храбрый", эскадренный миноносец "Гром"... А 25 октября в Петроград для участия в вооруженном восстании прибыло 11 боевых кораблей, в их числе эскадренные миноносцы "Забияка" и "Самсон", посыльное судно "Ястреб", минный заградитель "Амур" и яхта "Зарница", тысячи матросов-балтийцев. Легендарный крейсер "Аврора" своим историческим выстрелом возвестил всему миру начало новой эры в развитии общества - эры крушения капитализма и утверждения нового социалистического строя.

Великий Октябрь положил начало истории советского Военно-Морского Флота. 29 января (11 февраля) 1918 года вслед за созданием Красной Армии декретом Совета Народных Комиссаров Республики было объявлено об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота страны.

Чтобы спасти от захвата интервентами корабли, революционные балтийцы в феврале- мае 1918 года совершили тяжелейший ледовый поход из Ревеля (Таллина), Гельсингфорса (Хельсинки), Котки и Выборга в Кронштадт. Колонны боевых кораблей, транспортных и вспомогательных судов вывели из ледового плена первый в мире линейный ледокол "Ермак", линейный корабль "Андрей Первозванный" и другие суда. 236 кораблей и судов стали основой для возрождения Красного Балтийского флота и создания многочисленных речных и озерных флотилий, которые в годы самоотверженно защищали завоевания Октября, оказали поддержку войскам Красной Армии в разгроме белогвардейцев и интервентов. В марте 1921 года X съезд Коммунистической партии принял решение, направленное на возрождение и укрепление Рабоче-Крестьянского Красного Флота, а 16 октября 1922 года V Всероссийский съезд комсомола принял шефство над Военно-Морским Флотом.

Благодаря заботам партии и правительства уже в 1922 году начали бороздить воды морей линкор "Марат", учебные крейсера "Коминтерн" и "Аврора", эскадренные миноносцы, тральщики и другие суда. Успехи, достигнутые нашей промышленностью, позволили уже с 1927 года развернуть строительство новых кораблей. Благодаря самоотверженному труду всего народа, рабочих-кораблестроителей флот стал пополняться подводными лодками, торпедными катерами, эскадренными миноносцами и другими современными кораблями, созданными на отечественных заводах.

В 1932 году был создан Тихоокеанский флот, а в 1933 году - Северный. В годы предвоенных пятилеток было построено 312 боевых кораблей, 211 находилось в достройке. Новые подводные лодки и надводные корабли обладали мощным оружием и хорошими мореходными качествами. На флотах и флотилиях проводилась интенсивная боевая и политическая подготовка.

В результате всенародной заботы Военно-Морской Флот к началу Великой Отечественной войны занял достойное место в боевом строю Советских Вооруженных Сил. Он включал Северный, Краснознаменный Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты. Амурскую Краснознаменную, Дунайскую, Каспийскую и Пинскую флотилии. В его состав входили 3 линкора, 7 крейсеров, 7 лидеров и 52 эскадренных миноносца, 218 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 7 канонерских лодок, 18 минных заградителей, 80 тральщиков, 269 торпедных катеров...

Выдающиеся подвиги совершили военные моряки в годы Великой Отечественной войны, сыграли важную роль в достижении общей победы над врагом. Военно-Морской Флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских, приозерных и речных направлениях. Флоты и флотилии надежно обеспечивали фланги сухопутных войск, участвовали в героической обороне Лиепаи, Риги, Таллина, Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска и других городов, полуострова Ханко и Моонзундских островов. Северного Кавказа и советского Заполярья...

Высадкой более 110 десантов, по общей численности равных тридцати дивизиям, мощной артиллерийской и авиационной поддержкой, а также героическим участием 500 тысяч краснофлотцев, старшин и офицеров в боях на суше советский Военно-морской Флот оказал существенную помощь войскам фронтов и армий.

Флоты и флотилии уничтожили за годы войны более 2500 кораблей и судов противника, обеспечили перевозку по водным путям около 10 миллионов человек и более 100 миллионов тонн грузов.

Во время войны с империалистической Японией моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии участвовали в освобождении Маньчжурии, Кореи, Курильских островов и Южного Сахалина, в овладении Порт-Артуром.

Боевая деятельность моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, смелостью, отвагой, высоким воинским мастерством.

Большую роль в разгроме врага сыграли корабли речных и озерных флотилий. Они участвовали в форсировании Днепра, Березины, Припяти, Западного Буга, Вислы, Одера, Шпрее, Дуная, Амура, Уссури и десятков других рек.

Военно-морской Флот в Великую Отечественную войну с честью выполнил свой долг перед Родиной. За выдающиеся боевые заслуги более 350 тысяч моряков награждены орденами и медалями, 520 человек стали Героями Советского Союза, а семеро из них дважды удостоены этого высокого звания. Список кораблей-героев отечественного флота пополнили в годы Великой Отечественной войны гвардейские и орденоносные надводные корабли, подводные лодки, соединения боевых катеров. В боевую летопись советского Военно-Морского Флота навечно занесены имена линейных кораблей "Октябрьская революция" и "Севастополь", крейсеров "Красный Кавказ", "Красный Крым", "Киров" и "Максим Горький", эскадренных миноносцев "Гремящий", "Сообразительный" и "Незаможник", лидеров "Ташкент" и "Баку", подводных лодок "Д-3", "К-22", "Л-3", "М-172", "С-13", "С-56" и "Лембит", минных заградителей "Марти" и "Охотск", мониторов "Свердлов" и "Железняков", тральщиков "Гафель" и "Змей", десятков и сотен других кораблей, боевых катеров и судов.

Послевоенные годы - годы коренного, качественного изменения флота. В его Достав вошли надводные и подводные корабли и самолеты новейшей конструкции, оснащенные ракетным и ядерным оружием, современной артиллерией и торпедами, ядерной энергетикой, первоклассными навигационными, связными и радиотехническими комплексами, обладающие отличными мореходными качествами. Все это значительно расширило боевые возможности нашего Военно-морского Флота, превратило его в стратегическую силу, в один из важнейших видов Советских Вооруженных Сил.

Во имя мира и счастья народа бдительно несут вахту на морях и океанах корабли советского Военно-морского Флота.

Хорошо знаешь морскую военную историю?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

«Всякий потентат [правитель], который едино войско сухопутное имеет, одну руку
имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.»
Петр I.

Петр I вошел в историю как реформатор, полководец и флотоводец, первый император России. Но особенно заметна его роль в создании флота молодой империи. Петр понимал что без флота его страна не сможет войти в «клуб» великих держав. И он принялся всеми силами исправлять положение. Таким образом сперва появляется Азовский флот , историческое значение которого недооценить просто невозможно, а спустя 7 лет, в 1703 году, создается Балтийский флот — сильнейшее морское соединение современной России.

Первые шаги Российского флота

Нельзя сказать, что до Петра не было попыток создания военно-морских сил. Были, но очень уж неорганизованные, бессистемные и как следствие - неудачные. Иван Грозный, например, в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот.

Позже, во время войны со шведами 1656-1661 гг., в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота, способного действовать в акватории Балтики. Особенно в его создании отличился воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира, подписанного в 1661 году, русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Потерпев неудачу на севере, Ордин-Нащекин обратил внимание государя Алексея Михайловича на юг царства.

А тем временем в мире…

Рождается Алексей Петрович - старший сын Петра I

Спускают на воду первый военный корабль на Руси — Ботик Петра I

Петр I строит в Архангельске первую государственную верфь

Самое интересное для Вас!

Там было решено строить флотилию для Каспийского моря и даже положено начало этому амбициозному проекту - в 1667-1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», «прадедушка» русского парусного флота (водоизмещение 250 тонн, длина 24,5 метра, ширина 6,5 метра).

На нем было две палубы, артиллерийское вооружение состояло из 22 пушек, об испытаниях которых сохранилась заметка:

«пушкам прострел был и по прострелу пушки все целы и на корабль годны ».

К сожалению, судьба корабля сложилась трагично - он служил мало, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина прямо в гавани. Создание настоящего флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

«Дедушка русского флота»

Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. 16-летний Петр в старом амбаре нашел небольшой ботик (длина 6 метров, ширина 1 метр). Это суденышко привезли из Англии в подарок царю Алексею. Об удивительной находке Петр впоследствии писал:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях - для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно ».

Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».

Первая поездка к морю

В 1689 году разрешился внутренний кризис - царевна София была отстранена от власти и пострижена в монахини. Петр фактически стал правителем целой страны. К этому моменту идея организации флота целиком завладела царем. Он прилежно трудился, изучал все, что могло пригодиться для царя-военачальника - геометрию, навигацию, плотницкое дело, литье пушек и другие науки. И все это время он не оставлял свое увлечение флотом. Но озера молодому царю явно не хватало и он решает ехать в Архангельск, к Белому морю.

В 1693 году дорога из Москвы в Архангельск занимала целых 24 дня - с 6 по 30 июля Петр был в дороге. Несмотря на обещание матери не покидать берега, молодой царь без всяких зазрений совести его нарушил. По разным данным, то ли в первый же день по приезду, то ли ближе к концу визита, он на 12-пушечной яхте «Святой Петр» выходит в море чтобы сопроводить голландские и английские торговые суда. Это путешествие заняло целых 6 дней и произвело на царя огромное впечатление.

В том же 1693 году он строит в Архангельске первую государственную верфь - Соломбальскую. И сразу закладывает там 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел». Этого Петру показалось мало и он покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». Поездка в Архангельск была важной вехой в становлении увлечений молодого правителя. Настоящее море, иностранные суда и моряки, строительство верфи - все это производило сильнейшее впечатление. Но пора было возвращаться - отсутствуя без малого три месяца, 1 октября царь вернулся в Москву.

Однако в январе 1694 года умирает мать Петра. Безусловно, это было сильной эмоциональной встряской для царя. Но уже в этом возрасте он показал свою натуру - не предаваясь излишней печали, 1 мая Петр во второй раз выезжает а Архангельск, к началу летней навигации. В этот раз его сопровождали солдаты Семеновского и Преображенского полков, которые по задумке государя должны были стать матросами на его кораблях.

По прибытию Петр лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывший из Голландии фрегат «Святое пророчество» (позже оба корабля были переоборудованы в торговые). Вообще царь очень много времени проводил «в полевых условиях» - он постоянно находился на кораблях, участвовал в ремонтных и такелажных работах, общался с иностранными моряками.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО ФЛОТА ПЕТРОМ I

Петр I вошел в историю как реформатор, полководец и флотоводец, первый император России. Но особенно заметна его роль в создании флота молодой империи. Петр понимал, что без флота его страна не сможет войти в «клуб» великих держав. И он принялся всеми силами исправлять положение. Таким образом сперва появляется Азовский флот, историческое значение которого недооценить просто невозможно, а спустя 7 лет, в 1703 году, создаётся Балтийский флот — сильнейшее морское соединение современной России.

Нельзя сказать, что до Петра не было попыток создания военно-морских сил. Были, но очень уж неорганизованные, бессистемные и как следствие — неудачные. Иван Грозный, например, в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот. Позже, во время войны со шведами 1656-1661 гг., в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота, способного действовать в акватории Балтики. Особенно в его создании отличился воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира, подписанного в 1661 году, русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Потерпев неудачу на севере, Ордин-Нащекин обратил внимание государя Алексея Михайловича на юг царства.

Там было решено строить флотилию для Каспийского моря и даже положено начало этому амбициозному проекту — в 1667-1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», «прадедушка» русского парусного флота (водоизмещение 250 тонн, длина 24,5 метра, ширина 6,5 метра). На нем было две палубы, артиллерийское вооружение состояло из 22 пушек, об испытаниях которых сохранилась заметка:

«пушкам прострел был и по прострелу пушки все целы и на корабль годны ».


К сожалению, судьба корабля сложилась трагично — он служил мало, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина прямо в гавани. Создание настоящего флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. 16-летний Петр в старом амбаре нашел небольшой ботик (длина 6 метров, ширина 1 метр). Это суденышко привезли из Англии в подарок царю Алексею. Об удивительной находке Петр впоследствии писал:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно ».


Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».

В 1689 году разрешился внутренний кризис — царевна София была отстранена от власти и пострижена в монахини. Петр фактически стал правителем целой страны. К этому моменту идея организации флота целиком завладела царем. Он прилежно трудился, изучал все, что могло пригодиться для царя-военачальника — геометрию, навигацию, плотницкое дело, литье пушек и другие науки. И все это время он не оставлял свое увлечение флотом. Но озера молодому царю явно не хватало и он решает ехать в Архангельск, к Белому морю.


В 1693 году дорога из Москвы в Архангельск занимала целых 24 дня — с 6 по 30 июля Петр был в дороге. Несмотря на обещание матери не покидать берега, молодой царь без всяких зазрений совести его нарушил. По разным данным, то ли в первый же день по приезду, то ли ближе к концу визита, он на 12-пушечной яхте «Святой Петр» выходит в море чтобы сопроводить голландские и английские торговые суда. Это путешествие заняло целых 6 дней и произвело на царя огромное впечатление.

В том же 1693 году он строит в Архангельске первую государственную верфь — Соломбальскую. И сразу закладывает там 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел». Этого Петру показалось мало и он покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». Поездка в Архангельск была важной вехой в становлении увлечений молодого правителя. Настоящее море, иностранные суда и моряки, строительство верфи — все это производило сильнейшее впечатление. Но пора было возвращаться — отсутствуя без малого три месяца, 1 октября царь вернулся в Москву.

Однако в январе 1694 года умирает мать Петра. Безусловно, это было сильной эмоциональной встряской для царя. Но уже в этом возрасте он показал свою натуру — не предаваясь излишней печали, 1 мая Петр во второй раз выезжает а Архангельск, к началу летней навигации. В этот раз его сопровождали солдаты Семеновского и Преображенского полков, которые по задумке государя должны были стать матросами на его кораблях. По прибытию Петр лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывший из Голландии фрегат «Святое пророчество» (позже оба корабля были переоборудованы в торговые). Вообще царь очень много времени проводил «в полевых условиях» — он постоянно находился на кораблях, участвовал в ремонтных и такелажных работах, общался с иностранными моряками.

В составе эскадры из трех кораблей («Св. апостол Павел», «Св. Пророчество» и «Святой Петр») Петр провожал торговую эскадру до выхода из Белого моря. К сожалению, этот поход прошел не слишком радужно. Во время достаточно короткого перехода стал очевиден дефицит морских офицеров — все сподвижники Петра были хороши для Потешной флотилии, но с трудом ходили на настоящих судах. Если «адмирал» Ромодановский и «вице-адмирал» Бутурлин худо-бедно справились с обязанностями, то «контр-адмирал» Гордон только по счастливой случайности не посадил на скалы яхту «Свя той Петр».

На этой же яхте Петр решил посетить Соловецкий монастырь, но в пути корабль застала сильная буря. В наше время наострове БольшойСоловецкий находитсяморскоймузей. . Если верить некоторым источникам, священники уговаривали царя принять причастие чтобы умереть с чистой совестью. Но Петр только отмахнулся от предложения и сам встал за штурвал яхты. Все обошлось — пробыв некоторое время на Соловках, он вернулся в Архангельск.

По возвращении в Архангельск Петр занялся вооружением и снаряжением корабля «Апостол Павел», а после прибытия купленного в Голландии корабля «Св. Пророчество» принял его под команду и совершил плавание в Белом море до Св. Носа в эскадре под флагом Ромодановского. Из второго путешествия по Белому морю Петр возвратился с неукротимым желанием приступить к строительству русского флота. России в то время принадлежало два морских побережья - Беломорское и Каспийское.

Естественным было устремление к Белому, которое связывало страну с Англией, Голландией и дру-гими странами. В Москве далеко не все понимали эти устремления. Петр же понимал, что великая страна, ее экономика требовали выхода к морю. Он не мог тогда бо-роться за возврат Балтийского побережья России, там господствовала мощная держава. И повернул свои взоры на юг, к Азовскому и Черному морям.

Россия искала выход к морю. Начинать было решено с юга… В феврале 1695 г. царь Петр Iприказал собирать войско - отвоёвывать у турок город Азов в устье Дона. Под именем бомбардира Петра Михайлова царь отправился в путь вместе с первыми полками западного образца: Преображенским, Семёновским и Лефортовым . Крепость Азов после долгой осады решили взять штурмом. Множество русских солдат и офицеров погибло, но город взять не удалось. Турки подво-зили морем свежие войска и продовольствие. Первый азовский поход 1695 г. закончился бесславно…

Пётр тяжело переживал неудачу, однако об отступлении не думал. Без военного флота приморскую крепость взять было сложно. Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты, шить паруса и лить пушки.


Выстроили верфи, амбары, бараки. Заложили на стапелях два 36-пушечных корабля, двадцать две галеры и четыре брандера. К весне всё было готово. Начался второй Азовский поход. В мае 1696 года на новой 34-вёсельной галере «Принцимпиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска, пополненные и отдохнув-шие, снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи.

На этот раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно. Русский флот препятствовал подвозу к осаждённой крепости боеприпасов и продовольствия. Туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Произошло это 18 июля 1696 г. С этого дня и открылся свободный выход в Азовское море.

Надо было утверждаться на всем Азовском море, вы-двигаться к Черному. А для этого следовало продолжать создавать флот и построить гавани, ибо, как говорил Петр I, «гавань - это начало и конец флота, без нее есть ли флот или нет - его все равно нет». 27 июля, после взятия Азова, Петр стал на лодках объезжать побережье. Как гласит легенда, на одном из мысов, или, как их здесь называли, рогов, вечером горели костры - то пастухи на таганах варили пищу. Здесь, на таганьем рогу, и решили соорудить гавань (будущий Таганрог) для первого в России регулярного военно-морского флота.

Позднее в предисловии к Морскому уставу Пётр напишет: «…государи морского флота не имущие токмо одну руку имеют, а имеющие флот - обе!» Вскоре после взятия Азова, 20 октября 1696 г., Боярская Дума по предложению Петра приняла постановление:«Морским судам быть!» Этот день считается днём рождения Российского Военно-Морского Флота.

В 1697 г. для изучения кораблестроения и морского дела Петр I отправился волонтером при Великом посольстве в Голландию. Работал он сначала в Саардаме на частной верфи, затем в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании, где участвовал в постройке корабля от закладки до окончания и получил от мастера Класса Поля аттестат о знании корабельной архитектуры. Одновременно царь жадно впитывал знания разного рода, которые в будущем он использовал для проведения преобразований в России.

В 1698 г., заметив, что у голландских кораблестроителей не хватает теоретических знаний и они более руководствуются опытом и практикой, Петр отправился в Англию и в Дептфорде изучал теорию кораблестроения. Будущий адмирал плавал на английском флоте до острова Уайт, присутствовал на устроенных в честь него морских маневрах, посещал музеи, арсеналы и другие интересовавшие его места. Во время поездки за границу были наняты на русскую службу моряки и других специалисты, в том числе вице-адмирал Корнелиус Крюйс и шаутбенахт (контр-адмирал) Рез, которые взялись за приведение в порядок администрации флота.

Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям. Тем не менее царь продолжал сооружение Азовского флота. По возвращении из заграничного путешествия Петр Михайлов, как царь себя называл, принял звание корабельного мастера и стал получать жалованья по 366 рублей в год. 19 ноября 1698 года он заложил в Воронеже 58-пушечный корабль. Но всё-таки путь на широкие, мировые морские просторы был для русских кораблей затруднён: Керченский пролив контро-лировался Турцией, так же как Босфор и Дарданеллы - проливы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря.

Основная нацеленность интересов русского государя изменилась, Пётр I обратил свои взоры на Балтику. Но там уже господствовал сильный флот только что взошедшего на престол юного и отчаянного шведского короля Карла XII. Опираясь на под-держку двух других признанных морских дер-жав - Англии и Голландии, он угрожал не только своим прибалтийским соседям - Дании и Польше, но и намеревался захватить русские города:Псков, Новгород и Архангельск .

«Король мечтает только об одной войне, - писал о Карле XII французский посланник, - ему слишком много насказали о подвигах и походах его предков. Сердце и голова наполнены этим, и он считает себя непобедимым…» Такую уверенность придавало Карлу обладание не только флотом, насчиты-вавшим 50 кораблей, но и 150-тысячной армией, набиравшейся из шведских крестьян, которые в мирное время жили на полученной от государства земле. Эта армия превосходила по своим боевым качествам многие западноевропейские наёмные армии.

Против Швеции в 1699 г. был создан антишведский воен-ный Северный союз. Каждое государство антишведской коалиции имело свои интересы: датский король Фридрих IV хотел вернуть области, утраченные его страной в 1660 и 1689 гг., в частности Шлезвиг (область на границе Дании и Германии); саксонского курфюрста Августа II , который одновременно был и королём Польши, привлекали земли Лифляндии и Эстляндии (При-балтики); Пётр Iстремился не только выйти к морю, но и вернуть России её исконные территории с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям и Ивангород, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г.

В мае 1703 г. по приказуПетра I была заложена на берегу Невы, на острове Янни-Саари, крепость в шесть бастионов. Имя ей дали Петропавловская. Тысячи мужиков, свезённых со всей России, стоя по пояс в воде, дубовыми «бабами» забивали сваи в топкий берег. Всех воров-колодников по приказу Петра тоже пригоняли сюда на работу. Сотнями ложились люди в мокрую землю на краю света - не выдерживали трудов, да и хлеба не хватало. «Зело здесь болеют, а многие и померли», - писал Пётр в Москву, требуя прислать ещё людей. Так начался строиться Санкт-Петербург - новая столица России.

Столицу надо было защитить от шведов… Недалеко от устья Невы, в Финском заливе, лежал остров Котлин , заросший густым сосновым ле-сом. Только вблизи него можно было пройти к устью Невы, - в других местах мешали отмели. Скоро на отмели к югу от острова Котлин началась стройка нового русского форта Кроншлот , части будущей морской крепости Кронштадт. В инструкции ко-менданту крепости говорилось: «Содержать сию цитадель с божьей помощью ащо случится хотя до последнего человека».

Уже через год шведы начали нападать на новую крепость, да и на побережье тоже. Хотя все атаки были отбиты, но без кораблей надёжно защи-тить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, завизжали пилы. На берегах рек Сясь и Свирь, а за-тем и Невы возникали верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. Первый корабль Балтийского флота был построен в 1703 г. - 30-пушечный фрегат «Штандарт».

В мае 1703 г., начальствуя отрядом лодок с десантом гвардии, Петр взял на абордаж стоявшие в устье Невы шведские суда «Гедан» и «Астрильд», за что был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Оказавшись без поддержки, гарнизон крепости Ниеншанц капитулировал после обстрела. Все течение Невы оказалось в распоряжении Петра. В сентябре в звании капитана он привел с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург корабль «Штандарт».

К концу 1705 г. он насчитывал более двух десятков кораблей, фрегатов и галер. Триста орудий стояло на их палубах, ещё пахнувших свежим лесом, и две тысячи двести человек экипажей, матросов и пушкарей, ожидали приказа, чтобы тронуться в путь. Ко-мандующим флотом царь Пётр назначил вице-адмирала Корнелия Крюйса.

Борьба шла долго и не всегда с успехом! Более двадцати лет, с 1700 по 1721 г., шла Северная война между Швецией и странами Северного союза. Вос-пользовавшись тем, что Фридрих IV направился со своими главными силами отвоёвывать Шлезвиг, Карл XII при поддержке англо-голландского флота высадил десант на датский остров Зеландия и осадил Копенгаген . Угрожая сжечь столицу Да-нии, Карл XII заставил Фридриха IV капитулиро-вать и выйти из Северного союза. Это произошло 7 августа 1700 г.

Эта война делится современными истори-ками на два периода: первый - с осени 1700 г. (начало осады Нарвы) до лета 1709 г. (Полтавская битва); второй с середины 1709 г. до 1721 г. (заключение Ништадтского мира).

С началом Северной войны необходимым стал и Балтийский флот. В 1702-1704 гг. строительство кораблей развернулось сразу в нескольких местах: на реках Сясь, Свирь, Луга, Волхов, Ижора. Кроме семи фрегатов было построено 91 судно. В конце 1704 г. созданная Петром на острове Котлин крепость имела уже более 70 орудий. К 1710 г. в состав флота на Балтике входило уже 12 линейных кораблей. Сильный флот ускорил взятие русскими войсками Выборга, Риги, Ревеля.

В 1706 г. Петра I произвели в капитан-командоры. 30 ноября 1707 г. он заложил в Санкт-Петербурге 16-пушечную шняву «Лизет», спущенную им в 1708 г. С 29 октября 1708 г. по указу адмирала графа Апраксина Петр Алексеевич стал получать жалованья командорского по 600 рублей, корабельного мастера по 1200 рублей. С 14 февраля по 27 мая 1709 г. он находился при судостроении в Воронеже, обозревал азовские порты, плавал на бригантине в Азовском море и 7 апреля спустил в Воронеже 2 построенных им корабля: 50-пушечный «Ластка» и 80-пушечный «Старый Орел».

Хотя для русских моряков строилось много разных кораблей и галер, - до шведского флота было всё-таки далеко. Однако мало-помалу русские войска с помощью флота отбили у шведов Нарву, Выборг, Ригу и Ревель и, наконец, в июле 1713 г. Гельсингфорс. У шведов не осталось в Финском заливе ни одного опорного пункта. В июле 1714 г. русский флот одержал победу над шведами в Гангутском морском бою, разгромив и взяв в плен отряд шведских кораблей.

Следующий этап резкой активизации в строительстве новых кораблей наступает в 1711-1713 гг. На русских верфях уже строили мощные 52- и даже 60-пушечные корабли. В 1714 г. русский флот одержал 27 июля крупную морскую победу над шведами у полуострова Гангут (Ханко). Победа позволила русскому флоту контролировать Аландские шхеры и побережье. Стремясь перенести войну на территорию врага, российский царь наращивал численность и мощных линейных кораблей и шхерного флота. Окончательное утверждение на Балтийском море может быть приурочено к победе у Гренгама 27 июля 1720 г. К моменту окончания войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда.

С 1705 г. начались рекрутские наборы специально для флота. В дальнейшем до 1715 г. было 5 наборов, примерно по 1-1,5 тыс. человек каждый. Однако полностью комплектование флота стало реальностью только начиная с 1718 г. Первое мореходное училище было организовано еще в 1698 г. в Азове. В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигацких» наук, готовящая кадры и для армии, и для флота. Вначале она была рассчитана на 200, а с 1701 г. - уже на 500 человек. В 1715 г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров. В 1716 г. была организована так называемая гардемаринская рота.

В 1718 г. царственный вице-адмирал командовал авангардом флота Апраксина Ф.М. в плавании по Финскому заливу. 15 июля был спущен в Санкт-Петербурге построенный 90-пушечный корабль «Лесное». В 1719 г. царь начальствовал Балтийским флотом; флот ходил до Аланда, где простоял почти два месяца. В этом и предшествующем годах Петр усердно трудился над составлением морского устава, работая иногда по 14 часов в сутки.

Шведские сенаторы пробовали уговаривать своего короля Карла XII, чтобы он заключил мир с Россией. Однако Карл и слушать ничего не хотел. «Хотя бы вся Швеция пропала, - заявил он, - а миру не быть!» Пришлось опять объявлять новую мобилизацию по всей Швеции…

Ещё много побед над шведами одержал молодой Балтийский флот, и в 1721 го-ду шведы были вынуждены подписать Ништадтский мирный договор. По этому договору к России отошли: Ингерманландия, на землях которой возник Петербург, Эстляндия с городом Ревель, Лифляндия - с Ригой и часть Карелии - с Выбор-гом и Кексгольмом.

В честь Ништадтского мира Пётр приказал устроить большие празднества сначала осенью в Петербурге, а затем зимой 1722 г. в Москве. По московским улицам прошла не-обыкновенная процессия: множество больших макетов кораблей, поставленных на санные полозья, двигались к Кремлю.

На флагманском макете восседал сам Петр I, возглавлявший это шествие. А в Кремле его встретил старый друг. На пьедестале, украшенном картинами и надписями, стоял «Дедушка русского флота» - старый английский корабельный бот, на котором молодой русский царь плавал ещё по Яузе, и все «ко-рабли» отдавали «дедушке» честь…

К концу царствования Петра I русский военный флот был одним из самых мощных в Европе. Он имел в своем составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер и 26 кораблей других типов (Коробков Н.М. «Русский флот в Семилетней войне», М., 1946 г.). В его рядах было до 30 тысяч человек. Петербург, Кронштадт, Ревель, Архангельск - вот основные порты и базы его пребывания.

Понятно, что без труда многих и многих специалистов создать флот, способный побеждать исконных мореходов-шведов, было бы невозможно. Но столь же очевидно, что было бы невозможно свершить это великое дело в столь краткие для истории сроки без энтузиазма молодого Петра Великого, влюбившегося в морское дело, осознавшего в полной мере его важность для государства и заставившего приближенных также стать его энтузиастами.
Царь Петр стал редчайшим примером человека, обладавшего полнотой власти, но действовавшего не столько принуждением, сколько личным примером, особенно в области морского дела. Достойным памятником преобразователю служит созданный им флот.

Елена Карамушко
Знакомство дошкольников с историей возникновения русского флота. Конспект НОД в старшей группе «Морской флот»

НОД в старшей группе на тему : «Морской флот » .

Цели : Дать представление о морском флоте ; познакомить с историей возникновения русского флота ; с профессиями на корабле; вызвать интерес к морякам; вызвать чувство восхищения и гордости за наш флот . На заключительном этапе провести коллективное рисование : «Морской флот » .

Оборудование : картины морских кораблей , атрибуты для игр, листы бумаги, краски, карандаши для рисования.

Ход занятия.

На центральной стене - изображения военных судов, морские волны , чайки, Российский флаг.

Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.

В армии есть различные рода войск - такая армия сильная : она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Сегодня мы поговорим о морском флоте .

Ребята, посмотрите на картины. Что на них изображено?

Дети : Корабли, моряки.

Воспитатель : Ребята, почему флот называется морским ? А кто самый главный на корабле? (капитан) . Кто еще есть на корабле кроме капитана?

Дети : матросы.

Воспитатель : Правильно. Но кроме матросов, ребята, на корабле есть боцман, штурман, механик, радист, военврач, кок, сигнальщик. Знаете, что делает каждый из них?

Дети : Кок – готовит еду. Врач – лечит. Механик проводит ремонтные работы.

Воспитатель : Радист передает сигналы по радио. Штурман стоит у штурвала. Сигнальщик передает сигналы флажками другим кораблям. Представляете, если кого-то не будет. Команда должна работать вместе и слаженно.

Воспитатель : Ребята, а знаете, как на Руси появился первый военный корабль? Его построил с помощью иностранных мастеров Петр Первый. Великий русский император . К концу царствования Петра Первого Россия стала одной из сильнейших морских держав Европы .

Выходят дети-«моряки»

1. Мы, ребята любим море.

По морям и по волнам

В боевом идем дозоре,

Нынче здесь, а завтра там.

2. Капитан прикажет строго

Дать машинам полный ход.

Здравствуй, синяя дорога!

Наш корабль идет в поход.

3. Бескозырка и тельняшка

И на лентах якоря,

На ремне большая пряжка

Моряку даны не зря!

Воспитатель : Вот какие у нас смелые моряки. А пословицы об армии вы знаете?

Дети :

Смелого враг не возьмет.

Смелый боец и в бою молодец.

Герой за Родину горой.

Жить – Родине служить.

Где смелость – там победа.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Со всеми заданиями,

Моряк должен справляться,

Быстро и ловко

В свою форму одеваться!

Игра : кто быстрее наденет рубашку, тельняшку и бескозырку.

Воспитатель : А теперь поиграем в игру «Один – много» .

Танкист – танкисты – много танкистов ; лётчик – лётчики – много лётчиков; моряк, солдат, воин, герой, ракета, шашка, пилотка, пехотинец, десантник, пограничник.

Воспитатель : Немножко отдохнем – отгадаем загадки.

1. Чтобы сильная волна

Корабль сдвинуть не смогла,

За борт быстро цепь бросаем,

В воду груз тот опускаем. (якорь)

2. Чтоб увидеть мне вдали,

Пароходы, корабли,

В него быстро погляжу.

Всей команде расскажу. (бинокль)

3. Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда. (компас)

Воспитатель :

Наша армия родная

Стережет покой страны,

Чтоб росли вы, бед не зная.

Чтобы не было войны!

А теперь нам всем пора

Крикнуть : «Армии – ура!»

Дети рисуют на тему : «Морской флот » .

Используемая литература.

Зацепина М. Б. Дни воинской славы : Патриотическое воспитание дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112 с.

Конспект занятия

«История русского флота»

Цель урока: Познакомить детей с историей возникновения русского флота.

Задачи урока:

Образовательные

– дать понятие о важных событиях истории русского флота, о линейном корабле, фрегате, галере. А также познакомить с понятием адмирал и рассказать о том, как непросто заслужить чин адмирала на примере Павле Степановиче Нахимова.

Развивающие

– развивать умение слушать, память, внимание, быстроту реакции.

Воспитательные

– воспитывать умение сопереживать, чувство патриотизма, гордости за людей, защищающих нашу страну.

Методы:

Рассказ, беседа, игры.

Дорогие коллеги, надеюсь, что моя разработка будет Вам полезна.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное морское путешествие по «океану незнания». Нам предстоит преодолеть много трудностей, но мы надеемся, что вместе мы сможем справиться.

А теперь устраивайтесь поудобнее. Итак, в нашем путешествии участвуют экипажи кораблей (по колонкам).

I – фрегат

II – галера

III – линейный корабль

В ходе путешествия, мы узнаем, что это за корабли. Мы отправляемся бороздить просторы океана незнания (на доске висит карта, путь кораблей отмечен пунктиром, моделькой корабля мы движемся по пунктиру к первому острову).

А вот и первая наша остановка, мы причаливаем к острову «история».

Первый азовский поход 1695 года кончился бесславно. Пётр тяжело переживал неудачу, ходил мрачный, не с кем не разговаривал, но об отступлении не думал. «Без военного флота приморскую крепость не взять», - резко сказал он, когда генералы собрались на военный совет. «Ишь понаставили у нашей земли» - думал Пётр, - «А у меня что? Шутейные кораблики при потёмном дворце.… Нет, господа иноземцы, будет у нас флот настоящим!»

Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты и лить пушки.

Выстроили верфи, амбары, бараки. К весне всё было готово.

В мае на новой 34 вёсельной галере «Принципиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска пополненные и отдохнувшие снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи. На сей раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно, но ведь турецкие корабли ничего не могли подвести к осажденному Азову – мешал русский флот. И когда кончились боеприпасы и продовольствие, туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Вскоре, после взятия Азова Боярская Дума по предложению Петра принимает постановление: «Морским судам быть». Этот день считается днём рождения Военно-морского Флота (20 октября 1696).

- «Англичане да Голландцы не могли перенести, что у нас свои корабли завелись. Боялись, чтоб в их морской торговле никакой помехи не вышло. И они стали заступаться за турок, помогать им». И тогда Пётр решил, что нужно выходить на Балтику, со шведами силой помериться. Да и встать надо к Европе поближе. Будем новый город ставить на Ладоге. На Неве. Болото, кочки, леса, речки, ручьи, острова в дельте Невы.

Неважное было место да зато уж очень подходящее. И вот в мае 1703 года заложили на берегу Невы, на острове Янни – Саари, крепость в 6 бастионов. Имя её дали – Петропавловская.

Так начался Санкт-Петербург – новая столица России. И её надо было защищать от шведов.

Недалеко от устьев Невы лежал остров Котлин, заросший густым сосновым лесом. И лежал он в Финском заливе так, что только вблизи его можно было пройти к устью Невы, в других местах мешали отмели. И там началась стройка нового русского (флота) форта.

Вы знаете, что такое форт?

Это укрепление с мощным вооружением. Конечно, шведам всё это – и Петербург и новый русский форт Кроншлот, часть будущей морской крепости Кронштадт – особого удовольствия не доставило.

Уже через год начали они нападать на новую крепость. Хотя все нападения были отбиты, но без кораблей надёжно защитить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, пилы завизжали. На берегах рек Сясь и Свирь, а затем Невы возникли верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. К концу 1705 года он насчитывал более 2 десятков кораблей, фрегатов и галер.

Да!

От каждого экипажа корабля нам потребуется 2 человека. Одному мы завяжем глаза, он будет кораблём. Второй будет направлять его командами: шаг вперёд, назад, вправо, влево. А стулья будут рифами. Задача пройти и не наткнуться на рифы.

Молодцы!

Страны, враждовавшие с Россией, теперь наши добрые соседи. А корабли, воевавшие в ту пору, сегодня увидишь только на картинках. Эти корабли делали из крепкого дерева. Днище и борта смолили смолой, чтобы не гнили в воде. На палубах ставили медные пушки. К высоким сосновым мачтам крепили паруса, и корабль, как огромная птица, скользящая по волнам.

Самые большие корабли – линейные. Поменьше – фрегаты. Ещё меньше – корветы, бриги, клиперы, шхуны.

На море и в океане не всегда бывает ветер. Там бывает и совсем тихо. О такой погоде моряки говорят «стоит штиль». Стоит штиль, и корабли стоят. Это теперь на кораблях машины, а тогда машин не было. Чтобы двинуться дальше, приходилось ждать ветра.

Однако, были корабли, которые ходили в тихую погоду. Это галеры и малые галеры. На галерах и малых галерах имелись кроме парусов вёсла.

У линейного корабля сотни пушек, у галеры их несколько. Линейный корабль высоко поднимается над водой и глубоко погружён в воду. В его трюме и порох, и чугунные ядра, и пресная вода в бочках, и мука для хлеба в мешках, запасные якоря, канаты – всего припасено на долгие месяцы плавания вдали от земли.

А у галеры борта невысокие, в воде она сидит неглубоко. Моряки галеры не берут с собой много запасов, потому что плавают вблизи у берегов.

Во много раз галера меньше фрегата и линейного корабля. Во много раз слабее. Но маленькие кораблики могут такое, чего не могут большие. Первое, о чём вы уже знаете, - галера может ходить в штиль, когда большой корабль не подвижен. Второе достоинство – она может плавать в шхерах. Представьте себе лес, затопленный водой. Из воды, насколько видит глаз, торчат остроконечные верхушки елей. Чтобы плыть среди такого затопленного леса, надо всё время лавировать, поворачивать, иначе можно наткнуться на верхушку дерева. В море бывают похожие места. Только из воды там торчат не вершины деревьев, а твёрдые скалы, камни, каменистые острова. Их великое множество. Это и есть шхеры. Большой корабль или застрянет в шхерах, или пропорет днище, налетев на скрытые в воде каменные глыбы.

Мы расхваливаем галеру, а линейный корабль и фрегат будто поругали. Нет, не ругали. У большого свои обязанности в бою, у маленького свои. А уж адмиралы должны подумать, кому какое дело поручить. Адмиралы самые главные на флоте. Они командуют кораблями в морских сражениях. И мы с вами отправляемся на остров «Адмиралы».

Ребята, справа по борту опасность, кажется, наши корабли хотят захватить пираты.

Пираты: Ага! Попались! От нас не уйдёте! (пробегает по классу и выбегает за дверь).

Ребята, пираты нас окружили. Капитаны экипажей собирайте команды. Сейчас мы вам дадим карты. Вы должны будете найти путь, по которому мы сможем уплыть от пиратов.

Командам выдаются карты – лабиринты.

Молодцы! Занимайте свои места, полный ход! Мы отправляемся дальше.

У нас великая морская держава. По всем морям и океанам ходят наши торговые суда и военные корабли. Нелёгкое дело – морская служба.

Моряки нашего времени берут пример с моряков Великой Отечественной войны, с моряков великой социалистической революции и первых российских мореходов. Российский флот – совершал кругосветные плавания, открывал неведомые земли и воевал, защищая страну от врагов. В морских сражениях было одержано много славных побед. Никогда не забудутся имена мужественных генералов, отважных матросов прежнего времени.

Об одном из них я вам сейчас расскажу. Об адмирале Нахимове. Адмиралами моряки становятся не сразу, как не появляется сразу большое дерево. Путь к высокому адмиральскому званию Павел Степанович Нахимов начал очень рано, одиннадцатилетним мальчиком. Увезенный из смоленского села в Петербург, в Морской кадетский корпус, мальчик подолгу не видел своих родных и своего дома. На игры и развлечения времени у него не было. Занятия длились ровно полусуток: 4 часа утром, 4 днём и 4 вечером. Будущие моряки изучали 20 наук. Павел Нахимов учился прилежно, ведь чтобы командовать кораблём, нужны знания. Первый офицерский чин мичмана – Нахимов добыл старательным учением. А новые чины добывались труднее. Лейтенантом Нахимов стал во время плавания на фрегате «Крейсер».

То было кругосветное плавание по многим морям и трём океанам: Атлантическому, Индийскому и Тихому. Плавание длилось 3 года с 1822 по 1825 год.

Множество испытаний выпало тогда на долю мореплавателей: страшные бури, ураганные ветры, ливни, снегопады, холод и голод.

Корабль мог разбиться об скалы, мог потонуть. Они побывали в Африке, Австралии, Северной Америке и с честью вернулись в родной порт Кронштадт на Балтийском море.

Ещё труднее добывал Павел Степанович, следующий военно-морской чин – капитан – лейтенанта. Он заслужил его в сражении с турецко-египетским флотом. За умение и знания, за храбрость в боях и плаваниях. Нахимова назначили командиром фрегата «Палада». Потом Нахимов строил линейный корабль и плавал на нём. После командовал отрядом кораблей, а потом целой эскадрой. Менялись и чины моряка. От капитан-лейтенанта до капитана II ранга, затем капитана I ранга, потом контр-адмиралу и наконец, адмиралу. До самого высокого военно-морского чина – адмирала – Нахимову оставался один шаг.

На Чёрном морем было неспокойно. Надвигалась новая волна Турции с Россией. Турция была гораздо слабее России. И султан не отважился на новую волну. Но султану советовали воевать Англия и Франция. Долгое время эти страны были хозяевами на морях. А теперь приходилось считаться с Россией, с её флотом. И эти страны решили сообща нанести России удар, который надолго ослабил бы её. Начать войну надо было Турции.

Русский царь Николай I, правивший в ту пору, охотно решился на войну с султаном. Он и представить не мог, какая опасность собирается над Россией. Утром 5 ноября 1853 года при штиле на эскадре Нахимова услышали далёкую орудийную стрельбу. Все встревожились. А через несколько дней наконец-то обнаружили турецкую эскадру. Чтобы турецкая эскадра не ушла из Синодской бухты, Нахимов загородил выход из неё тремя линейными кораблями. Утром 18 ноября русские корабли пошли в бухту под градом турецких ядер. Русские в полдень встали против турецких кораблей и сами начали быструю стрельбу из орудий. Горели корабли неприятеля. Не прошло и 3 часов, а турецкая эскадра (15 кораблей из 16) была уничтожена. Русские корабли все были целы. Но все они были повреждены. Севастополь торжественно встретил победителей. Все ликовали. Известие о морской победе разнеслось по России. Так победами на море и на суше закончился первый год войны. Самым славным героем этих побед все называли вице-адмирала Нахимова.

Англия и Франция увидели, какие грозные поражения потерпела Турция и сами вступили в войну с Россией. Началась героическая оборона Севастополя. Она продолжалась 340 дней и вошла в историю, как небывалый до того подвиг солдат и матросов, их командиров. На 3 году Крымской войны Нахимов получил чин адмирала, но матросы и простые солдаты задолго до царского указа считали его главным командиром Севастополя. Его распоряжения. Даже самые суровые и опасные, исполнялись беспрекословно. Матросы и солдаты видели, что Нахимову родина дороже собственной жизни. Вот видите, как непросто стать генералом. Итак, мы отправляемся дальше. На нашем пути опять рифы. Ребята, наши корабли не смогли уйти от опасности. У нас много повреждений. И мы не можем отправиться дальше, пока не устраним их. Справимся?

Да!

Мозаика «Собери корабль».

Молодцы!

И с этой опасностью мы легко справились. Остался последний остров на нашем маршруте по океану «Незнания». Это остров «Морской флот в наши дни». Нынче наши корабли способны нести боевую службу в самых отдаленных районах Мирового океана. Кроме кораблей различного назначения наш флот имеет скоростную ракетную авиацию и морскую пехоту.

Современный боевой корабль – сочетание технических и энергетических устройств, радиоэлектронных систем, ракетно-артиллерийских комплексов. Гордостью российского кораблестроения являются атомные ракетные подводные лодки и крейсера. Не случайно в стране отмечается праздник «День ВМФ», потому что это наши защитники, герои, сильные и мужественные люди, отдающие свою жизнь Отечеству.