Эскимосы - Россия, Russia. Лица России. Энцы и эскимосы Эскимосы национальность


Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История


Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура


Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы – юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Традиционно эскимосы - анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне - посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов - священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.

Эскимосы в России


В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Чукотский АО:

село Новое Чаплино 279

село Сиреники 265

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

город Анадырь 153

село Уэлькаль 131


Этнические и этнографические группы


Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность


В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт -Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.


Эскимосы в Канаде


Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии


Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80-88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.


Эскимосская кухня


Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь - обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты - заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.


Традиционное жилище эскимосов


Иглу - это типичное для эскимосов место жительства. Данный тип строения представляет из себя постройку, которая имеет куполообразную форму. Диаметр жилища составляет 3-4 метра, а высота его - примерно 2 метра. Строятся иглу, как правило, из ледяных блоков или же уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов, которые подходят по плотности, а также по размеру.

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.


Эскимосы населяют четыре страны, четыре части огромного циркумполярного мира. Они живут в Гренландии, Канаде, на Аляске и Чукотке. В России их численность составляет всего 1 700 человек, в основном сосредоточенных в трех «национальных» селах юго-восточной части Чукотского полуострова. Их родственники живут в 60 километрах, на острове Святого Лаврентия, который видно с берега в хорошую погоду. Впрочем, они уже граждане другой страны. О дружбе одного народа и двух государств рассказывает EastRussia кандидат исторических наук, антрополог с богатым экспедиционным опытом и специалист по эскимосам России и Канады Дмитрий Опарин.

Один народ, но два соседних государства. Как в такой ситуации не потерять контакт?
- Прежде всего, надо понимать, что на острове Святого Лаврентия проживают прямые родственники эскимосов Чукотки - тети, дяди, племянники. Их общение и взаимодействие длится уже несколько сотен лет. Оно закончилось только с началом "холодной войны". До 1948 года эскимосы постоянно контактировали друг с другом, ездили друг к другу в гости, женились, обменивались товарами. Основное время для поездок приходилось на май и июнь, когда нет штормов и уже отошел лед. Более того, в середине XIX века на острове был сильный голод, от которого вымерло две трети населения острова Святого Лаврентия, и чукотские эскимосы после этого события вновь начали заселять ту местность. В итоге населением острова стали потомки чукотских эскимосов. В целом же взаимодействие российских эскимосов и прибрежных чукчей с США до 20-х годов XX века было гораздо более интенсивным и тесным, чем с русской администрацией, православной миссией или казаками. К примеру, они служили гарпунерами на американских китобойных суднах. Из европейских языков эскимосы знали английский.

Как это повлияло на эскимосов Аляски и Чукотки?
- В результате сформировалась интересная социокультурная ситуация, обретшая форму под большим влиянием протестантизма, английского языка, американской культуры и западной экономики – так называемое контактно-традиционное обществе. В нем сочетаются два главных фактора: с одной стороны, люди контактируют с индустриальным миром, находясь в некоторой зависимости от продуктов цивилизации – сахара, табака, граммофонов, виски и пороха, а с другой стороны, продолжают заниматься традиционным природопользованием. При этом структура общества остается традиционной, как и религиозные представления. Такая ситуация сохранялась до 1920-30-х годов, когда советское присутствие на Чукотке становилось все заметнее.

Есть ли какие-нибудь свидетельства из того периода, которые характеризуют данный тип организации эскимосского социума?
- Существуют воспоминания аляскинских и наших эскимосов, которые еще в 1930-е годы ездили в гости друг к другу. Я брал много интервью у пожилых людей, которые помнят такие приезды. Они рассказывают, что когда аляскинские эскимосы приезжали на азиатский берег, наши эскимосы проводили ритуал – делали вид, что бросают камни в приближающиеся лодки, чтобы оставить духов гостей в море и не пустить на берег. Когда гости выходили на берег, они должны были переступить через костер для своеобразной мистической дезинфекции. Во время таких визитов устраивались праздники, обмены и застолья.

Я читал воспоминания одного американского эскимоса, который приехал в Советскую Чукотку. Он вспоминал вежливых пограничников, хорошее медицинское обслуживание и визит в кино. Одно из самых сильных переживаний этого эскимоса случилось во время визита в районный центр Провидение. Там он испугался огромной собаки, которая гналась за ним через все село. Выкрикивая просьбы о помощи, герой рассказа вломился в дом к местным жителям, которым пришлось долго его успокаивать. Как выяснилось, большая собака оказалась лошадью, с которой еще не было знакомо население острова Святого Лаврентия.

- Таким образом, СССР не препятствовал на первых порах активному трансграничному сообщению с Аляской?
- В 1948 году границы были закрыты и открылись только в 1989 году. Советские эскимосы скрывали наличие родственников на Аляске, но по-видимому иногда встречались с ними на лодках в пограничных водах. В 1989 году, в конце перестройки границы открыли, началось тесное взаимодействие Чукотки и Аляски – экономическое, гуманитарное, культурное. В 1990-е годы на Чукотке был кризис, и она жила хуже всех регионов России, за исключением военной Чечни. 2/3 населения покинуло регион. Были случаи, когда наши эскимосы уезжали на Аляску. Во-первых, она помогала - предоставляла лекарства, еду, гуманитарную помощь, так что в настоящее время на Аляске есть наши соотечественники.

В 90-е годы россияне часто ездили на остров Святого Лаврентия на лодках. Такой метод передвижения был основным до того, как утонули 8 пассажиров одной лодки, и власти запретили использование лодок. С тех пор туда летают маленькие самолеты частной американской компании BeringAir, которые осуществляют чартерное сообщение. Впрочем, контакты облегчает то, что коренным народам Чукотки не нужна виза на остров Святого Лаврентия. Год назад лодочное сообщение было восстановлено, так что российские и американские эскимосы возобновили активное взаимодействие.

Эскимосы общаются только в рамках пограничных территорий, как на Чукотке и Аляске, или у них есть какие-то объединения, ассоциации?
Существует ICC – Inuit Circumpolar Conference, главная ассоциация эскимосов, объединяющая жителей Гренландии, Канады, России и США. Она имеет скорее политический, нежели практический смысл. Если ты хочешь, чтобы глобализированный евроамериканский мир знал о тебе и твоих интересах – следует играть по его правилам, создавать ассоциацию и проводить какие-то мероприятия. Конечно, эскимосы огромного циркумполярного региона общаются друг с другом, обмениваются опытом и пытаются сообща решать свои вопросы. Но практической пользы, по крайней мере, для простых эскимосов Чукотки и Аляски, от ICC не наблюдается.

Как живут эскимосы Чукотки и Аляски? Есть ли различия в их экономической деятельности, культуре и религиозных представлениях?
Азиатские или сибирские, или чукотские эскимосы в основном живут в трех так называемых «национальных» селах – Новое Чаплино, Сиреники и Уэлькаль. Некоторые проживают в районном центре Провидения, селе Лаврентия, в столице региона Анадыре. Многие учатся в Петербурге, кто–то живет в центральной России – к примеру, в Воронеже. Эскимосы, живущие на побережье Чукотки, занимаются традиционным природопользованием, в частности – охотой на морских млекопитающих: моржей, лахтаков, нерпу и кита. У них есть квоты на отстрел животных. Хотя в России для охоты требуется быть членом артели, получить много лицензий и справок. На острове Святого Лаврентия с этим проще – охотиться может каждый, добывая себе пропитание. Также они занимаются собирательством.

Была ли организована в новейшее время какая-то промышленность на Чукотке и Аляске? Есть ли какие-то изменения в модели занятости населения?

Раньше на чукотском побережье были жирцеха, зверофермы, где работали люди. Сейчас основным источником заработка стали государственные, бюджетные организации – школы, ЖКХ и т.п. Отсюда безработица и отток молодого населения, которое смогло получить образование. На острове Святого Лаврентия похожая ситуация. Молодые люди уезжают «на материк» в США в поисках лучшей доли.

Какова религиозная картина верований эскимосов?
- Российские эскимосы сохранили традиционные верования и анимистические представления о мире – они «кормят духов», соблюдают множество различных правил, но среди них есть православные и протестанты – особенно представители харизматических евангелистских течений, баптисты и пятидесятники. На острове Святого Лаврентия подавляющее большинство эскимосов – протестанты. На этой почве иногда возникают религиозные противоречия.

Эскимосский язык сохранился в современности? Есть ли какие-то программы по его поддержке или ревитализации?
- Большая проблема в России образовалась в области эскимосского языка, поскольку его носителей осталось очень мало. Чукотские эскимосы – это преимущественно метисы, дети межэтнических браков, которые живут в смешанных чукотско-эскимосско-русских поселениях. На острове Святого Лаврентия ситуация более здоровая, чем в России, так как там эскимосы практически изолированы от внешнего мира, и сохраняют дистанцию от глобальной культуры. В этом им помогла география и особенности исторического развития Америки и Аляски. На острове Святого Лаврентия есть два поселения, в которых живут только эскимосы – там почти все говорят на эскимосском языке, есть языковая среда. Более того, издают компьютерные игры на эскимосском языке для детей, снимают кино и печатают книги. У нас таких программ нет – только частные и зачастую слабые инициативы. Одно время в Новом Чаплино в школе даже не преподавался язык – не было ресурсов и специалистов.

Пытаются ли решить проблему с эскимосским языком в России?
Попытки есть, но на фоне международного опыта они выглядят неуверенно. Есть группа в What’s up, где объединены в одном чате эскимосы Чукотки и острова Святого Лаврентия, всего около 200 человек. Там они постоянно переписываются в равной пропорции на русском и эскимосском языках. Благодаря интернету создается виртуальное пространство для коммуникации. Положительным примером развития эскимосского языка и культуры служит остров Святого Лаврентия, где нет страха перед новациями, и есть база для развития аборигенной культуры. На Аляске и в Канаде эскимосы активно используют современные возможности медиа-пространства для сохранения своей идентичности. Ведется здоровая и правильная работа, которая развивает эскимосскую культуру, адаптируя её к современному миру с использованием информационных технологий.В России же наоборот редко используют виртуальные технологии для помощи коренным народам, стараются изолировать их культуру от влияния внешнего мира. Как показывает практика, законсервировать народы нельзя – они тоже хотят иметь красивую одежду, смартфоны и блага цивилизации. Им надо помогать адаптироваться самим и приспосабливать свою культуру под реалии современности, что только помогает сохранению идентичности, языка и культуры.

Насколько распространен алкоголизм на Чукотке и среди эскимосов Аляски? Во времена СССР в тех районах бытовал суровый «сухой закон». Он сохранился?
- Ограничение спирта и спиртного – крайне важная мера для этих регионов. Алкоголизм является большой проблемой любого аборигенного населения, неважно, сибирского или североамериканского. В национальные села Чукотки до сих пор запрещен бесконтрольный ввоз спирта и водки, но запрещенные продукты проходят к эскимосам. Есть коррупционные схемы, некоторые частные предприниматели круглосуточно продают спирт и развозят его по охотничьим базам. Алкоголизм среди эскимосов достигает безумных, чудовищных масштабов. На Чукотке он становится причиной насильственных смертей, несчастных случаев, суицидов, ранних беременностей и т.д. На Аляске процент алкоголиков ниже, но там другая беда – наркотики, которых нет на Чукотке, поскольку это более дорогой объект зависимости. На острове Святого Лаврентия тоже действует сухой закон – если ты хочешь выпить спиртного, то едешь в город, в Ном.

У эскимосов есть особые привилегии, права, как у коренного малочисленного народа?
- Да, безусловно. В первую очередь это квоты – они имеют право охотиться на кита и убивать от 3 до 5 особей в год. Есть квоты на отстрел моржей, нерп, лахтаков и т.д. Эскимосам предоставляется бесплатная дорога до материка, до Москвы, раз в два года, причем в обе стороны. В бюджетной сфере им платят довольно высокие зарплаты благодаря надбавкам, существуют квоты на поступление в некоторые петербуржские ВУЗы. Многие люди, только на четверть эскимосы или чукчи, записываются в коренное население ради получения привилегий. В случае беременности или болезни, каждый житель отдаленного села может вызвать санитарный рейс и его или ее отвезут на вертолете в районный центр. Конечно, эта услуга действует не только на эскимосов, но они ей активно пользуются. Каждый вертолет, на котором я летал, перевозил хотя бы одну беременную девушку.

Что бы вы как специалист посоветовали государству или частным активистам, желающим помочь российским эскимосам?
- Во-первых, я считаю, что нет исключительно «эскимосских» проблем. Надо создавать рабочие места, чтобы люди не спивались и не уезжали на материк - развивать традиционное природопользование, формировать рынок сбыта, развивать туризм, косторезное искусство. Во-вторых, необходимо вкладывать деньги в сохранение языка – делать компьютерные игры на эскимосском, выпускать новые учебник и другие образовательные материалы. В-третьих, в каждом селе должны быть группы анонимных алкоголиков, штатные наркологи и штатные психологи, которые бы не наездами работали с населением, а помогали бы людям круглый год.

Эскимо́сы - народ в северных полярных регионах Западного полушария (от восточной оконечности Чукотки до Гренландии), живут на Аляске (США, 44 тысячи человек, 2000), севере Канады (41 тысяча, 1996), острове Гренландия (50, 9 тысячи, 1998) и в Российской Федерации (Чукотка, 1, 73 тысячи, 2010). Общая численность - около 130 тысяч человек (2000, оценка).

Восточные эскимосы называют себя инуитами, западные - юпиками. Говорят на эскимосском языке, который подразделяется на две крупные группы диалектов - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотке юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Антропологически эскимосы относятся к арктическому типу монголоидов. Эскимосская этническая общность сформировалась около 5-4 тысяч лет назад в районе Берингова моря и расселились на восток до Гренландии, достигнув ее задолго до нашей эры. Эскимосы приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на морского зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду.

На ноги эскимосы надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До 18 века эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Эскимосская мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Легкая и быстроходная байдара (анъяпик) отличалась устойчивостью на воде. Ее деревянный каркас обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных лодок до 25-местных парусников. По суше эскимосы передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины 19 века нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Для самобытной культуры эскимосов в 18-19 веках были характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистических норм в распределении добычи, жизнь территориальными общинами. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. С конца 19 века появилось новое промысловое оружие и снаряжение, распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До 18 века, а местами и позже, эскимосы жили в полуподземных каркасных жилищах. В 17-18 веках появились каркасные постройки, похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка, по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца 19 века появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

Традиционная пища эскимосов - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Счет родства у эскимосов велся по отцовской линии, брак был патрилокальным. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

Религия эскимосов - культы духов, некоторых животных. В 19 веке эскимосы не имели родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни эскимосов произошли большие изменения. Значительная часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть эскимосов, особенно в Гренландии, стала наемными рабочими. Эксимосы Западной Гренландии сформировались в этническую общность гренландцев, не считающих себя эскимосами. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения.

В Российской федерации эскимосы - малочисленная этническая группа, живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционное занятие - морской зверобойный промысел. Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.

Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Раскопками открыты относящиеся к концу первого тысячелетия до нашей эры костяные наконечники гарпунов и стрел, так называемые крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского искусства 18-20 веков - изготовление статуэток из моржового клыка (реже мыльного камня), резьба по дереву, художественная аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Среди эскимосских сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе. К ранним стадиям развития эскимосской культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями. Эскимосская музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется шаманами). Он занимает центральное место в музыке.

Где живут чукчи и эскимосы - это вопрос, часто задаваемый маленькими детьми, услышавшими анекдоты или посмотревшими мультфильм о полярных медведях. И не так уж редко взрослые бывают не готовы на него ответить ничем, кроме общей фразы - «на Севере». А многие даже искренне полагают, что это разные названия одного и того же народа.

Между тем эскимосы, как и чукчи, являются весьма древним народом, с уникальной и интересной культурой, богатым эпосом, странной для большинства обитателей мегаполисов философией и достаточно своеобразным укладом жизни.

Кто такие эскимосы?

К слову «эскимо», обозначающему популярный сорт мороженого, этот народ никакого отношения не имеет.

Эскимосы - это коренной народ Севера, относящийся к алеутской группе. Антропологи называют их «арктической расой», эскимоидами или же северными монголоидами. Язык у эскимосов самобытен, он отличается от речи таких народов, как:

  • коряки;
  • кереки;
  • ительмены;
  • алюторцы;
  • чукчи.

Однако в эскимосской речи есть сходство с языком алеутов. Оно примерно такое же, как у русского языка с украинским.

Письменность и культура эскимосов тоже самобытна. К сожалению, в России численность коренных северных народов чрезвычайно мала. Как правило, все, что в мире известно о традициях, религии, мировоззрении, письменности и языке этого древнего народа, почерпнуто изучением жизни эскимосов в США и Канаде.

Где же живут эскимосы?

Если опустить такой вариант адреса этого народа, как Север, то ареал их обитания окажется достаточно большим.

Места, где живут эскимосы в России, - это:

  • Чукотский автономный округ - 1529 человек, по данным переписи 2010 года;
  • Магаданская область - 33, согласно учету восьмилетней давности.

К сожалению, численность этого некогда большого народа в России неуклонно падает. А вместе с этим исчезают и культура, язык, письменность и религия, забывается эпос. Это невосполнимые потери, поскольку развитие народа, особенности разговорной речи и множество иных нюансов у российских эскимосов кардинально отличается от американских.

Места, где живут эскимосы в Северной Америке, - это:

  • Аляска - 47 783 человека;
  • Калифорния - 1272;
  • штат Вашингтон - 1204;
  • Нунавут - 24 640;
  • Квебек - 10 190;
  • Ньюфаундленд и Лабрадор - 4715;
  • Северо-Западные территории Канады - 4165.

Кроме того, живут эскимосы в:

  • Гренландии - около 50 000 человек;
  • Дании - 18 563.

Это цифры переписей за 2000 и 2006 годы.

Как появилось название?

Если то, где живет эскимос, становится ясным при открытии энциклопедии, то с происхождением названия этого народа не все столь просто.

Сами себя они называют инуитами. Слово «эскимос» же принадлежит к языку северных индейских племен Америки. Оно означает «тот, кто ест сырое». В Россию это название попало предположительно в те времена, когда Аляска была частью империи и северные спокойно кочевали по обоим материкам.

Как они расселялись?

Дети часто спрашивают не только о том, где живет эскимос, но и откуда он появился на Севере. На такой вопрос точного ответа нет не только у родителей любопытных малышей, но и у ученых.

Достоверно известно только то, что на территорию Гренландии предки этого народа пришли в 11-12 столетии нашей эры. А попали туда они с севера Канады, где культура Туле, или же - древнеэскимосская, существовала уже в 10 столетии нашей эры. Это подтверждено археологическими исследованиями.

Как же предки этого народа оказались на Российских берегах Северного Ледовитого океана, то есть там, где живет эскимос в мультфильмах и детских книжках, достоверно не известно.

В чем они живут зимой?

То помещение, где живут эскимосы, - жилище, традиционное для этого народа, называется «иглу». Это снежные дома, сложенные из блоков. Средние габариты блока - 50Х46Х13 сантиметров. Их укладывают по окружности. Диаметр круга может быть любым. Это зависит от конкретных нужд для которых возводятся постройки. Строятся же не только жилые дома, точно также возводятся и иные здания, например, склады или нечто, напоминающее наши детские сады.

Диаметр же помещения где живут эскимосы, дом для семьи, зависит от численности людей. В среднем он составляет 3,5 метра. Блоки укладывают под незначительным углом, заворачивая по спирали. В итоге получается красивое белое строение, более всего схожее с куполом.

Верхушка крыши же всегда остается открытой. То есть не укладывается только один, последний блок. Это нужно для свободного выхода дыма. Очаг, разумеется, располагается по центру иглу.

В снежной архитектуре эскимосов есть не только отдельные одинокие домики-купола. Достаточно часто для зимовки строят целые города, достойные стать местом съемок любого фильма в жанре фэнтези. Особенность таких построек в том, что все или только несколько иглу различных диаметров и высоты соединяются между собой тоннелями, тоже выложенными из снежных блоков. Цель таких архитектурных изысков проста - эскимосы могут перемещаться внутри поселения, не выходя на улицу. А это важно, если температура воздуха опускается ниже отметки в 50 градусов.

В чем они живут летом?

Строение, где живет эскимос в летнее время, часто называют палаткой. Но это неправильное определение. Живут в летний период представители этого северного народа в ярангах, аналогичных чукотским. По мнению некоторых ученых, эскимосы заимствовали способ возведения жилья у коряков и чукчей.

Яранга представляет из себя деревянный каркас из прочных и длинных жердей, обтянутый моржовыми и оленьими шкурами. Размеры помещений различаются в зависимости от того, для чего возводится яранга. К примеру, у шаманов самые большие строения, так как им требуется место для проведения ритуалов. Однако живут они не в них, а в небольших полуземлянках или же ярангах, возведенных по соседству. Для каркаса используются не только жерди, но и кости животных.

Принято считать изначальным летним жилищем эскимосов не каркасные строения, а полуземлянки, скаты которых застилались шкурами. Фактически, такая землянка напоминает нечто среднее между сказочным домиком хоббита и норой лисицы. Однако заимствовали эскимосы постройку яранг у других народов или же все случилось наоборот, остается не установленным достоверно фактом, загадкой, ответ на которую возможно кроется в национальном фольклоре и эпосе.

Эскимосы не только рыбачат и разводят оленей, они еще и охотятся. Частью охотничьего костюма является настоящая боевая броня, по своей прочности и удобству сравнимая с доспехами японских воинов. Делается такая броня из моржовой кости. Костяные пластинки соединяются кожаными шнурами. Охотник совершенно не стеснен в движениях, а вес костяного доспеха практически не ощущается.

Эскимосы не целуются. Вместо этого влюбленные трутся носами. Такая особенность поведения сложилась исключительно из-за климатических условий, слишком суровых для поцелуев.

Невзирая на полное отсутствие в рационе овощей и злаков, эскимосы обладают отменным здоровьем и прекрасным телосложением.

В семьях эскимосов часто рождаются альбиносы и блондины. Это происходит из-за близких родственных браков и является признаком вырождения, хотя выглядят такие люди изумительно красиво и оригинально.

На Чукотском полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик - "настоящий человек". Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.

По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером". С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах-"ракетках" (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду v с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью v на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя v в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю). В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок.

На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы , протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.

Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская v прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.

Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак v "весть", "новость " и на унипамсюк v рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.
К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на "большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и "малые" интимные - "песни души". Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна.

Бубен v личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает центральное место в