Царский манифест от 17 октября 1905 г. Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка. Действия правительства и С.Ю. Витте

30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года российский самодержец принял «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Манифест распределял прежде единоличное право российского императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом – Государственной Думой ; вводился также ряд гражданских прав и свобод : провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций, свобода совести; предоставлялось избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали.

О том, как развивались события в России после принятия манифеста и как отнеслась к манифесту Церковь, почему стал возможен такой феномен, как священник-революционер Г. Гапон, об ответственности власти и уроках истории мы беседуем с историком Федором Гайдой .

– Федор Александрович, 110 лет назад был принят манифест, вошедший в историю как Манифест 17 октября. Практически во всех учебниках истории, справочниках и многих исследованиях говорится, что манифест был принят Николаем II для того, чтобы стабилизировать обстановку в стране. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнить ряд их требований: дать гражданские права и свободы, тем самым прекратив хаос в стране. Как развивались события в стране после принятия манифеста? В каких реалиях стала жить Россия?

Манифест в принципе не мог привести к стабилизации политической обстановки в стране

– Преувеличение – считать, что Манифест 17 октября был принят для того, чтобы успокоить волнения в стране, что это уступка рабочим. Так думал основной инициатор манифеста – новоиспеченный граф Сергей Юльевич Витте, только что заключивший Портсмутский мир. Он полагал, что прокатившуюся по России волну забастовок можно сбить, создав новое правительство на новых началах, которое он и должен был возглавить – и возглавил. Но давайте посмотрим текст манифеста. В нем говорится о создании законодательного органа – Государственной Думы, то есть об ограничении самодержавия. Говорилось и о том, что широкие слои населения будут привлечены к выборам в Государственную Думу. Но не было ничего сказано о главных рабочих требованиях, а главные рабочие требования были социально-экономического характера. В первую очередь это, конечно, сокращение рабочего дня и повышение заработной платы. Вот об этом, прежде всего, надо было беспокоиться, если главная задача – умиротворение рабочих.

Витте, по большому счету, использовал рабочее движение в своих целях и в целях оппозиционной интеллигенции. Он предполагал, что добьется этого манифеста, потом сформирует коалиционное правительство вместе с радикальными либералами, станет премьер-министром и тем самым будет основной политической фигурой в России. Он получил поддержку со стороны великого князя Николая Николаевича, который имел большое влияние на своего племянника – императора Николая II. Вместе они смогли добиться подписания Манифеста. Но никакого умиротворения, как известно, не наступило.

А что произошло на самом деле?

– Манифест оказался сюрпризом для всей страны. Местные власти не знали о том, что он готовится, практически несколько дней вообще не вмешивались ни в какие события, потому что не понимали, как на них нужно отреагировать.

После подписания манифест был распространен по всей стране, вступил в силу с момента опубликования – и тут же на улицах появились демонстрации с красными знаменами. Интеллигенция ликовала – праздновала «свободу». А через несколько дней появились столь же многочисленные демонстрации, но с хоругвями, которые выступали за неограниченное самодержавие. Начались уличные столкновения, а власть никак не вмешивалась, потому что не знала, что она должна делать. Никаких инструкций на сей счет у нее не было: наступила свобода. Позже, в декабре, в целом ряде городов были предприняты попытки вооруженных восстаний. Самая известная – восстание в Москве, на Пресне. И только после московских событий был принят специальный акт, по которому именно рабочие получили несколько мест в Государственной Думе, могли выбирать своих представителей. Но значение их голосов для Государственной Думы было очень небольшое.

– Надо отдавать себе отчет в том, что Церковь организационно не имела никакой самостоятельности. Она была частью государственного аппарата. Церковь подчинялась Синоду, а Синод был органом государственного управления, и Церковь без какой-либо государственной санкции никаких самостоятельных шагов предпринимать не могла. Вот когда началась революция 1905 года, Церковь в лице Синода по государственной инициативе выступила с воззванием, где осуждались революционные проявления, эксцессы, насилие. А на события октября 1905 года Церковь как могла реагировать? Не могла же она критиковать царский манифест! А его поддержки и не требовалось.

– Манифестом воспользовалась оппозиция самодержавию, и фактически это была попытка передела государственного устройства России, превращение монархии абсолютной в конституционную. Высказывались ли иерархи Церкви по этому поводу?

– Консервативно настроенные иерархи Церкви воспринимали всё происходящее с большим скепсисом. Конечно, в душе кто-нибудь и мог надеяться, что провозглашаемые права и свободы положительно повлияют на настроения в стране.

Среди духовенства были представители самых разных политических взглядов – от сторонников неограниченного самодержавия до явных социалистов

Говорить о том, что духовенство, в том числе епископат, имело консолидированную политическую позицию, нельзя. В начале ХХ века среди русского духовенства были представители самых разных политических взглядов – от сторонников неограниченного самодержавия, от тех, кто активно поддерживал «Союз русского народа», до явных социалистов. Всё было крайне сложно. И в значительной степени – это следствие того положения, которое Церковь имела в государстве и обществе. Мы видим полное отсутствие свободы, возможности самостоятельно действовать, потому что Церковь включена в государственный механизм. Но также налицо и то, что обычно называется духовным кризисом. Это сложное явление, которое на самом деле не означает сугубое . Процессы происходили разнонаправленные. Было ведь в части общества и духовное возрождение.

Именно потому, что духовная жизнь находилась к этому времени в своего рода переходном состоянии – ставились новые вопросы, интеллигенция очень живо интересовалась религиозными проблемами, и потому многие из иерархов пытались наладить диалог с интеллектуальной частью общества – так вот, в силу этих сложных процессов внутри Церкви настроения были очень разные. В основном, конечно, консервативные, но далеко не у всех.

– Говоря о Церкви, о ее реакции на Манифест 17 октября, хочется вспомнить о событии, которое предшествовало ему, – о 9 января 1905 года, «кровавом воскресенье». Активным организатором шествия к Зимнему дворцу был Георгий Гапон, бывший священник. Вокруг этой исторической фигуры множество мифов. Так кем же был Гапон – провокатором или убежденным революционером? Чего он хотел? Понимал ли он, к каким последствиям его деятельность может привести?

– Георгий Гапон был человеком достаточно искренним, но, как часто бывает с людьми увлекающимися, он оказался подвержен игре страстей. Он был тщеславен. Несмотря на свое незнатное происхождение (он из простой семьи, родом из Полтавской губернии), он, благодаря своим способностям, оказался в Петербурге, смог завязать отношения со столичным начальством. У него был дар оратора, он мог внушать свои взгляды простому народу – на этом и попытался сделать карьеру.

Городские власти его заметили и привлекли к т.н. «зубатовскому движению».

Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что это было за движение.

– Власти для того, чтобы помешать распространению революционных идей среди рабочих, пытались проводить в рабочей среде свою политику. Организовывались такие сообщества, во главе которых ставились люди, пользовавшиеся авторитетом и влиянием у рабочих и одновременно связанные негласно с полицейским аппаратом. Это была идея начальника Московского охранного отделения Департамента полиции Сергея Зубатова. Эти рабочие общества организовывали досуг рабочих и кассы взаимопомощи, занимались просвещением, боролись с пьянством… Движение имело большой размах. Но когда в воздухе запахло революцией, власть стала движение свертывать, потому что опасалась, что уже не сможет контролировать рабочие объединения. В 1903 году Зубатов был отстранен от этой деятельности. Но многие его соратники продолжили свою деятельность в рабочей среде.

Гапон считал: если нужны жертвы – пускай будут жертвы. Самое главное – «благих» целей добиться

Одним из них был отец Георгий Гапон, который сразу же, как только полиция перестала контролировать рабочие объединения, удалил всех агентов из своей организации. Он завязал контакты с оппозицией, возомнил себя значительной фигурой, которая может влиять на политику. Фактически он использовал рабочих в интересах политической борьбы. Им были поставлены такие требования, которые власть просто не могла удовлетворить в принципе. А расчет был на то, чтобы организовать громадную демонстрацию, попытаться пробиться к Зимнему дворцу, а дальше… Он надеялся, что власти пойдут на уступки, а если не пойдут, то прольется кровь – и тогда уже власти вынуждены будут пойти на уступки. А что с рабочими будет, это его не слишком интересовало. Он считал: если нужны жертвы – пускай будут жертвы. Самое главное, чтобы «благих» целей добиться. А благие цели какие? Всеобщее избирательное право, ограничение самодержавия, земля – крестьянам, 8-часовой рабочий день для рабочих. Такая вот революционная программа. И он был убежден, что, борясь за интересы рабочих, можно их использовать в своих интересах.

– Революция началась не 9 января – она началась раньше. Уже были попытки пойти на уступки либеральному движению. И было ясно, что эти уступки должны быть бо льшими, что оппозиция на компромисс не идет, что она совершенно деструктивно себя ведет. Министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский, который как раз ратовал за эти уступки, понял, что его политика зашла в тупик. Он подал в отставку. К 9 января в стране фактически не было конкретного ответственного лица за обеспечение безопасности в государстве. Гапон воспользовался этим замешательством власти. Ситуацию раскрутили либералы, а он хорошо вписался в общую струю, вывел рабочих на улицу. Человеческие жизни приносились в жертву революции. И делалось это совершенно осознанно.

– Как Церковь отнеслась к подобной деятельности священнослужителя? И почему, как вы считаете, священнослужитель стал таким рьяным революционером?

– Церковь осудила революционное движение – Синод осудил. Было воззвание, в котором паства призывалась к тому, чтобы в революционных эксцессах не участвовать. Гапон был лишен сана, при этом он заявил, что и сам с себя сан слагает. Он бежал за границу, и революционная эмиграция примерно в течение года его считала лидером революционного движения в России – такой колоссальный авторитет был у него в революционной среде. Он хотел объединить все революционные партии в борьбе против самодержавия.

Почему священник пошел в революцию? Потому что в широкой народной среде влияние иметь будет именно такой человек. Ведь профессиональных революционеров рабочая среда не очень принимала. А гонимый духовный пастырь мог иметь влияние. Это понимали все революционеры. Даже Ленин понимал, писал об этом.

Кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре? – Представитель духовенства

Россия того времени – это неграмотная и религиозная страна. Кто мог повести за собой широкие народные массы? Священник! Человек, который серьезно претендует не только на политический, но и на духовный авторитет. Он может и на смерть повести. А политическая борьба воспринималась тогда как борьба религиозная. В конце концов, кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре? – Представитель духовенства. У всех других просто не будет такой харизмы, чтобы говорить с царем. Вот что надо учитывать.

– Гапон говорил: «Цель у меня святая – вывести страждущий народ из тупика и избавить рабочих от гнета». Многие усматривают и в этих его словах, и в других высказываниях претензию на мессианство.

– Совершенно верно: человек возомнил, что ему определено такое пророческое служение, что он, подобно Моисею, выведет народ из тьмы египетской и приведет в землю обетованную. В данном случае под землей обетованной понималось социалистическое будущее, где все будут сыты, довольны, рады. Он о себе думал именно таким образом.

– Известно, что незадолго до смерти он стал противником революции и если не совсем монархистом, то человеком, который понимает, насколько важно для России, для народа самодержавие. Его взгляды действительно изменились? Или это была такая политическая игра?

– Я уже говорил выше, что, оказавшись за границей, он стал поначалу популярной личностью в революционной среде. Потом многие из революционных лидеров начали его побаиваться, воспринимать как конкурента, считать, что он ведет какую-то свою игру. И сам Гапон в революционной деятельности разочаровался. Запил. У него начался душевный кризис. А так как и в революционной среде за границей у правительства тоже была своя агентура, то о перемене настроений Гапона стало известно в России – в определенных кругах. Витте, став премьер-министром, предпринял попытку договориться с Гапоном о том, чтобы тот вернулся в Россию, возглавил бы рабочее движение, которое было бы лояльным по отношению к власти.

Другой вопрос, насколько серьезным было разочарование Гапона в революции и действительно ли он хотел играть в политику по правилам Витте. Это загадка. Боюсь, что ее нам не разгадать. Мы не знаем, что происходило в душе этого человека. Но он приехал нелегально в Россию, заявил, что готов возглавить такое рабочее движение, но, как только это стало ясно, эсеры его убили.

– Говорят, что врагам мы должны быть благодарны – они нас многому учат. Ленин Манифест 17 октября оценил как «некий момент, когда пролетарии и крестьянство, вырвав у царя манифест, еще не в силах свалить царизм, а царизм уже не может управлять только прежними средствами и вынужден обещать на словах гражданские свободы и законодательную Думу». Как бы вы прокомментировали эти слова? И чему нас учит это историческое событие – принятие Манифеста 17 октября?

– Главный исторический урок этого события таков: управление государством – это огромная . Что произошло в октябре 1905 года? В высших эшелонах власти посчитали, что если пойти на такую серьезную уступку, то можно свернуть революцию. Раз – и всё сразу устроится.

Уступки власти оппозиция расценила как слабость власти. И продолжила наступление на власть

Действительно, уступка была серьезная: манифест ограничивал самодержавие, в России устанавливался новый политический строй. Но в итоге что получилось? Все оппозиционные силы, включая либералов, увидев такую уступку, посчитали: если самодержавие идет на такие серьезные меры, это означает, что и дальше можно требовать новых уступок. Манифест 17 октября вызвал приступ бурного восторга, но как только эйфория прошла, оппозиция начала новые наступления.

Витте думал, что после принятия манифеста он сразу же договорится с либералами – а ничего подобного не произошло. Он предложил либералам войти в правительство – они отказались. Они сказали: «Вы должны организовать выборы в Думу, а после того, как будут избраны депутаты, вы передадите всю власть Государственной Думе. И уже Государственная Дума решит, какую конституцию для России написать, отдать ли крестьянам землю и т. д. Дума проведет уже все необходимые реформы, а вы нам не нужны. Старый порядок должен уйти после того, как состоятся выборы в Думу». И когда Первая Дума была избрана, победу там одержали кадеты, то есть радикальные либералы, которые мечтали превратить Думу в таран против царской власти. И именно потому власть была вынуждена Думу распустить. Поменялось правительство, министром внутренних дел стал Столыпин, премьер-министром – Горемыкин; они и пришли к тому, что – ничего не поделаешь – такую Думу надо распускать.

Потом была Вторая Дума, которую тоже пришлось распускать; потом пришлось менять избирательный закон, порядок выборов, делать Думу более консервативной по социальному составу. А кроме того, проводить реформы. Например, столыпинскую аграрную реформу. И только когда власть взяла себя в руки и стала наводить порядок, но при этом и реформы проводить, революция закончилась.

Речь о том, кто берет на себя ответственность за дальнейшее развитие ситуации. Если никто не берет на себя ответственность, то ситуация начинает выходить из-под контроля – а это и есть революция.

Так какой же вывод мы должны сделать?

– Те оппозиционные силы, которые вырвали из рук царя Манифест 17 октября, рассчитывали на то, что после они будут получать всё бо льшие и бо льшие уступки. И потому в ситуации политического кризиса надо всегда принимать для себя очень важные решения: на какие уступки идти. Если эти уступки будут восприняты как слабость, то они только ухудшат ситуацию.

Главный исторический урок таков: управление государством – это огромная ответственность

Вспомните, как разворачивались события в марте 1917 года. Император подписывает манифест об отречении, потому что считает: этим шагом он стабилизирует ситуацию в стране. В манифесте он об этом прямо заявляет: если я являюсь препятствием к победе в войне, если моя фигура может стать причиной гражданской войны, тогда – я ухожу. Но поступали ли ответственно те, кто добивался отречения? Эта уступка воспринимается как слабость власти, и дальше начинается развал. В 1905–1906 годах власть смогла вернуть ситуацию под контроль. В 1917 году – уже нет. Политика – дело ответственное, и проводить ее надо ответственно.

Манифест

ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ Божией милостью МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всем нашим верноподданным:

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи НАШЕЙ великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце НАШЕ. Благо Российского ГОСУДАРЯ неразрывно с благом народным и печаль народная ЕГО печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы НАШЕЙ.

Великий обет Царского служения повелевает НАМ всеми силами разума и власти НАШЕЙ стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, МЫ, для успешного выполнения общих намечаемых НАМИ к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность Правительства возлагаем МЫ выполнение непреклонной НАШЕЙ воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив этим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от НАС властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению этой неслыханной смуты и вместе с НАМИ напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе в 17 день Октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, Царствования же НАШЕГО в одиннадцатое .

Историческое значение

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным (представительным) органом - Государственной Думой .

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II 6 августа , учреждал парламент , без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето . Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести , свобода слова , свобода собрания и свобода формирования объединений.

Таким образом, манифест был предшественником российской конституции .

Примечания

Ссылки

  • Всеподданнейший доклад статс-секретаря графа Витте (Церковные ведомости. СПб., 1905. №43). На сайте Наследие Святой Руси
  • Л. Троцкий 18 октября

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Маниту
  • Манифест Коммунистической партии

Смотреть что такое "Манифест 17 октября" в других словарях:

    МАНИФЕСТ 17 октября - 1905 г. обнародован русской самодержавной властью, как значительная уступка революционному движению. Сущность М. изложена от имени монарха в следующих пунктах: «На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: 1)… … Казачий словарь-справочник

    МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 года - МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 г. («Об усовершенствовании государственного порядка»), подписан Николаем II в момент наивысшего подъема Октябрьской всероссийской политической стачки. Провозглашал гражданские свободы, создание Государственной думы … Энциклопедический словарь

    МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 - (Об усовершенствовании государственного порядка), подписан Николаем II в момент подъема Октябрьской всероссийской политической стачки. Провозглашал гражданские свободы, создание Государственной думы. Составлен С.Ю. Витте … Современная энциклопедия

    МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 - (Об усовершенствовании государственного порядка), законодательный акт. Провозглашал гражданские свободы, создание народного представительства в форме Государственной думы. Разработан при участии графа С. Ю. Витте, опубликован в момент высшего… … Русская история

    Манифест 17 октября 1905 г - («Об усовершенствовании государственного порядка») подписан Николаем II в момент наивысшего подъема Октябрьской всероссийской политической стачки. Провозглашал гражданские свободы, создание Государственной думы. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

    Манифест 17 октября 1905 - (“Об усовершенствовании государственного порядка”), подписан Николаем II в момент подъема Октябрьской всероссийской политической стачки. Провозглашал гражданские свободы, создание Государственной думы. Составлен С.Ю. Витте. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Манифест 17 октября 1905 года - У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест (значения). Ведомости Спб. градоначальства. 18 октября 1905 г. Высочайший Манифест Об усовершенствовании государ … Википедия

    МАНИФЕСТ 17 октября 1905 г - «Об усовершенствовании государственного порядка», законодательный акт; провозгласил гражданские свободы и народное волеизъявление в форме Государственной думы. «…От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроенье народное и угроза… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 г. - – акт, изданный Николаем II в разгар охватившей Россию октябрьской всеобщей политической стачки. Манифест был издан с целью раскола революционного движения и обмана народных масс обещанием мнимых свобод. Бурное нарастание первой буржуазно… … Советский юридический словарь

    Манифест 17 октября 1905 - «Об усовершенствовании государственного порядка», манифест Николая II, опубликованный в дни Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 (См. Октябрьская всероссийская политическая стачка 1905), когда установилось временное… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Манифест 17 октября 1905 года и политическое движение, его вызвавшее , А.С. Алексеев. Манифест 17 октября 1905 года и политическое движение, его вызвавшее / А. С. Алексеев V 118/592 U 336/178:Москва: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1915:А. С. Алексеев Воспроизведено в…

Или Манифест 17 октября 1905 года, который был разработан правительством и подписан императором Николаем II, до сих пор вызывает споры.

Почему создан Манифест?

Начало ХХ века было бурным и малопредсказуемым благодаря серьезным переменам в государстве и обществе. Экономика страны из-за потеряла бесплатную рабочую силу. С другой стороны - неквалифицированный труд крепостных не позволил бы быстро перестроиться на промышленное производство и рыночное хозяйство. Экономика рушилась на глазах. Из процветающего государства под очень слабым руководством императора Николая II Россия становилась зависимой от внешнего долга, голодающей страной. Народ вышел на улицы. Небольшие бунты набирали силу, постепенно становились похожими на настоящие революционные выступления. стало толчком к массовым протестам, которые стали контролировать и готовить активисты оппозиции. Впервые во время октябрьских выступлений стали звучать призывы к свержению самодержавной власти императора. Требовались решительные действия властей. В таких условиях был разработан Манифест 17 октября 1905.

Реакция царя и правительства на массовые выступления

Более двух миллионов человек бастовало в октябре, во время пика народных вооруженных выступлений. Сначала применялись силовые методы против революционеров, потом прокатилась волна царских взаимоисключающих указов, которые еще больше разозлили народные массы. Народ был тогда еще более бесправным, чем при крепостном праве, и лишенным любой возможности выразить свои пожелания, быть услышанным. Еще в мае 1905 года была попытка ограничить власть императора и разделить его полномочия с Думой. Царь не подписал этот документ. Под давлением революционных событий и Николаю II, и правительству Витте пришлось вернуться к этому документу. Прекратить погромы, кровопролития, массовые выступления император и правительство решили с помощью Манифеста, который составил Витте С.Ю., а подписал Николай II.

Значение манифеста 17 октября 1905 огромно - именно ему Россия обязана первым значительным изменением государственного устройства, которое самодержавие заменило

О чем говорил исторический документ?

Документ, известный в истории как «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», подписанный 17 октября 1905 г. российским самодержцем Николаем II, должен был принести государству положительные перемены. Манифест 17 октября 1905 даровал:

  • Разрешение на слова, союзов и собраний, что сразу же породило множество политических течений и протестующих объединений.
  • Допуск к выборам различных слоев населения, независимо от сословной принадлежности и материального состояния, что стало началом развития демократического общества.
  • Обязательное утверждение Государственной Думой различных законов, издаваемых в государстве. Император с этого момента переставал быть единоличным управителем и законодателем России, так как его власть контролировалась Думой.

Однако Манифест 17 октября 1905, содержание которого было прогрессивным для начала ХХ века, не изменил коренным образом ситуацию в стране.

Итоговые нововведения октябрьского законодательного акта

Именно Манифест 17 октября 1905 смог приостановить на время революционное движение, но российскому обществу вскоре стало ясно, что это косточка, брошенная голодным. Фактических изменений не последовало. Они были только на бумаге. Появление законодательного современного органа, который должен был интересоваться мнением народа, понижение роли императора в законотворчестве и определенные свободы дали возможность организовать огромное количество оппозиционных течений и партий.

Но несогласованность действий и партийных приоритетов, множество идеологических призывов о различных предполагаемых направлениях в преодолении экономического кризиса по-прежнему тянули страну вниз. Николай II оставил за собой право роспуска Думы, поэтому провозглашенный Манифест 17 октября 1905 и его идеи не получили нужного развития, а лишь сделали ситуацию еще более неуправляемой.

Исторические последствия

Благодаря сохранившейся переписке Николая II и дневникам очевидцев многие события стали нам известны. После того как был подписан Манифест 17 октября 1905, С.Ю. Витте проявил бездействие, правительство не смогло нормализовать ситуацию в стране. Была создана ситуация обычной борьбы за место под солнцем. Выступления поражали красноречием, но не содержали решения выхода из кризиса. Но главное - никто не хотел взять на себя полную ответственность за дальнейшие действия по управлению страной, законодательные изменения и эффективные экономические реформы. Принцип критики действий императора в кулуарах и на балах без принципиального решения проблемы стал привычным. Лидерскими качествами, которые позволили бы прекратить кризис, никто не обладал. Вековые традиции самодержавия не создали на том этапе личность, способную заменить императора хотя бы частично.

Действия правительства и С.Ю. Витте

Витте, которому пришлось отдавать приказы о расстрелах демонстрантов вместо провозглашения демократических реформ, желал крови всех революционеров, и вместо внесения положительных предложений в пользу государства превращался в палача. Но как бы ни называли Манифест 17 октября 1905, этот документ стал переломным в истории государственного устройства и многовековых традиций России. Действия императора трудно оценивать однозначно.

Манифест 17 октября 1905 года сыграл значительную роль в истории как единственный способ восстановить стабильность в государстве и обеспечить низшему сословию минимальные гражданские права.

6 августа 1905 г. царь подписал манифест об учреждении булыгинской думы. В законе о Думе указывалось, что она создается для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Таким образом, предполагалось создание законосовещательного органа дополнительно к Государственному совету. Отличие Думы от Государственного совета было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избранные населением лица. Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Ее бойкотировало подавляющее большинство населения. Народ уступку царизма не принял. Даже либеральную буржуазию она не устраивала. 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается Указ “Об изменении положения о выборах в Государственную Думу”, которым значительно расширяется круг избирателей. Царизму пришлось изменить систему выборов в Думу. 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные изменения. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим с целью их успокоить. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, рабочих и крестьян). 20 февраля 1906 г. вышел акт “Учреждение Государственной Думы”, в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждений акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный Совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента.

80.Причины ход и последствия Февральской революции 1917 г. В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция. В отличие от первой она закончилась победой – свержением царизма. российское государство сделало новый шаг на пути превращения из феодального в буржуазное. Причины февральской революции были следующие: Первая мировая война, экономическая разруха; продовольственный кризис; развал транспортной системы; спекуляция; массовые выступления рабочих; активизация буржуазно-помещичьей, либеральной, революционной оппозиции. 27 февраля 1917 г. по всей стране стали возникать Советы рабочих и солдатских депутатов. 27 февраля 1917 г. образовался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором руководящая роль принадлежала меньшевикам и эсерам. Председателем Совета стал член Государственной думы Чхеидзе, В исполкоме Петроградского совета меньшевики и эсеры имели подавляющее большинство. Депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков с требованием отречения царя. Официальное отречение императора произошло 2 марта. Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Это был противозаконный шаг, так как престол мог передаваться только сыну, а не брату. 3 марта Михаил отказался от вступления на престол. Таким образом, Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 г. Поскольку для избрания и созыва делегатов учредительного собрания требовалось некоторое время, в стране учреждался орган государственной власти, временно обладавший “всей полнотой власти – Временное правительство. Окончательное решение вопроса об установлении в стране нового политического режиме было передано Учредительному собранию, порядок формирования которого определялся Манифестом.

Октябрьский манифест (Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка) – российский законодательный акт изданный императором Николаем II и обнародованный 17 октября 1905 года. Разработчиком документа стал С. Витте по личному распоряжению царя из-за непрекращающихся революционных выступлений народа.

XX век в Российской империи начался бурно из-за серьёзных перемен в государстве и обществе. Несмотря на экономическую осталось страны, наметился постепенный рост экономики, который замедлялся из-за неустойчивости внутреннего рынка и низкой покупательной способности населения.

Прогрессивно настроенные члены правительства убеждали царя в необходимости проведения последовательной реформы промышленности для усиления роли государства в экономике, только так можно было стабилизировать экономику страны и улучшить качество жизни населения.

Вначале 1900-х гг. в стране наблюдается рост революционного движения из-за нерешенности и остроты рабочего вопроса. Все чаще в стране возникают стачки и забастовки. Основными требованиями оставались экономические и социальные вопросы, которые на начало 1905 года так и остались не решенными.

Предпосылки манифеста

В 1900-1905 гг. в России оставалось большое количество не только экономических, но и политических проблем, требовавших высочайшего урегулирования. Страна остро нуждалась в изменении существующего политического строя.

Предпосылками для манифеста стали :

  • права лишила сельское хозяйство и промышленность дешевой рабочей силы,
  • самодержавная система не смогла быстро перестроиться на новый тип экономики,
  • увеличение внутреннего долга страны,
  • плохой урожай зерновых,
  • неудачи России в военной сфере,
  • подрыв авторитета .

Активизировалась работа партий и общественных организаций с революционными взглядами. Их умелая агитационная деятельность стала фактором, провоцирующим многочисленные забастовочные движения. Самыми яркими проявлениями народного негодования 1905 года стали:

  • Демонстрация 9 декабря года известная как «Кровавое воскресенье».
  • Май – всеобщая стачка иваново-вознесенских текстильщиков, длившаяся несколько месяцев;
  • 14 июня бунт на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;
  • Октябрь — в Москве начинается Всероссийская октябрьская политическая стачка, главный лозунг – свержение самодержавия.

Острая ситуация в стране требовала решительных действий императора Николая II.

Булыгинская дума

Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:

  • от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
  • для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
  • Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.

Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.

Разработка манифеста

Видя напряженную обстановку вызванную Всероссийской политической стачкой император поручил графу Сергею Юльевичу Витте проанализировать и разработать документ который бы смог урегулировать сложную политическую обстановку в стране и удовлетворить обе стороны конфликта.

Витте представил государю документ, где было изложено не только положение дел в стране, но и разработана программа реформ. Основные советы Витте были:

  • ликвидация самодержавия,
  • дарование народы основных прав и свобод,
  • принятие Конституции.

Принятие Манифеста

Понимая, что возвращения к единоличному правлению в сложившейся обстановке невозможно, Николай согласился на подписание «Высочайшего манифеста об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года.

Манифест включал в себя три пункта :

    Населению России даровались все основные гражданские свободы — неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

    К выборам в учреждённую Государственную думы теперь привлекались слои населения, которые ранее были лишены избирательного права (по проекту Государственной Думы от августа 1905 года) главным образом рабочие и городская интеллигенция.

    С этого момент ни один закон в стране не может вступить в силу без одобрения Государственной думы.

Новое правительство, созданное после принятия манифеста — Совет министров возглавил Витте.

Последствия Манифеста

Манифест стал первой попыткой в расширить права и свободы граждан. Отныне законодательным правом обладал не только император, но и Государственная дума. Однако Император оставил путь к отступлению — за монархом оставалось право любой момент распускать дума, воспользовавшись правом вето.

После принятия Манифеста в империи активизировалось образование различных политических партий, самыми влиятельными стали:

  • Конституционные демократы (кадеты),
  • Партия 17 октября или октябристы,
  • Партия социалистов-революционеров или эссеры,
  • Союз русского народа,
  • Союз Михаила Архангела,
  • большевики,
  • меньшевики.

Дальнейшие преобразования

Государственные преобразования не ограничивались манифестом от 17.10, так 20 февраля был обнародован новый Манифест, который определял правила взаимодействия органов высшей власти, то есть преобразовывал Государственный совет Российской империи в верхнюю палату парламента.

Свободы, дарованные манифестом, требовали пересмотра избирательного закона, который был принят 11 декабря 1905 и предусматривал выборы в Думу по 4 куриям:

  1. Земледельческой.
  2. Городской.
  3. Рабочей.
  4. Крестьянской.

Для первых двух курий выборы были двухстепенные, для 3 – трехстепенные, для 4 – четырехстепенные.

Для дальнейшего преобразования государства 23 апреля были приняты «Основные государственные законы Российской империи», суть которых сводилась к следующему:

  • верховная власть и управление государства принадлежала монарху;
  • законодательная власть осуществлялась императором в единстве с Государственным советом и Государственной думой, и законы не могли быть приняты без одобрения двух палат парламента и утверждения царя;
  • у императора оставалось право назначать и увольнять министров, руководить внешней политикой, объявлять войну;
  • всем гражданам гарантировались все демократические права и свободы.

Таким образом, этот документ стал фундаментом для законодательных актов регулирующих разделения полномочий между императором и парламентом.

Судьба первой государственной думы

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26.03 по 20.04 1906 года, причем практически половина избирателей были крестьяне. Первое заседание Думы состоялось 27.04 1906 года в Санкт-Петербурге, в составе Законодательного органа было 448 депутатов. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня.

За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган.

Второй созыв Думы

Дума второго созыва смогла проработать немногим больше 3 месяцев с 20.08 по 03.06 1907 года. Было избрано 518 депутатов, председателем стал Федор Головин. На заседаниях думы вновь рассматривались аграрные вопросы, причем именно этот созыв депутат отказался одобрить Столыпинскую реформу. Дума была распущена по приказу царя – Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против императора.

Третья Дума

Выборы произошли осенью 1907 года, по их результатам было выбрано 441 депутат, председателями в разное время стали Николай Хомяков, Александр Гучков, Михаил Родзянко. Эта Дума поработала с 01.10.1907 по 9.06. 1912 года – всего состоялось 5 сессий. За время работы была принята Столыпинская аграрная реформа, рабочее законодательство, ограничена автономия Финляндии.

IV Дума

Последняя Государственная Дума империи проработала с октября 1912 по февраль 1917 года, всего состоялось пять сессий, из них 3 в период Первой мировой войны, работало 442 депутата. Основным решением органа стало поддержка участия России в Мировой войне. Была распущена Временным правительством в октябре 1917 года.

Итоги преобразований

Итогом государственных преобразований после манифеста 1905 года стали :

    Создание Государственной Думы как законодательного органа государства.

    Роспуск Второй Думы в июне 1907 — и введение нового избирательного закона без одобрения Думой, то есть нарушение октябрьского манифеста.

    1907-1914 Третьеиюньская монархия – усиление преследования революционных выступлений, стремление восстановить полное самодержавие.

    Союз царской власти с дворянами и крупной буржуазии.

Несмотря на то, что октябрьский манифест 1905 не принес никаких реальных изменений в сложной обстановке внутри страны, он впервые ограничил самодержавие и внес изменения в Основные государственные законы Российской империи и стал фактически первой Конституцией России.

Историческое значение манифеста

Октябрьский манифест стал прообразом первой российской Конституции, однако назвать его окончательным положительным приобретением для страны сложно. Документ гражданскими свободами развязал руки оппозиции для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Кроме того и сама власть толком не понимала, какие возможности открывает перед страной парламентаризм, образование политических партий и свободное волеизъявление в условиях свободы слова.

Бюрократия оставалась в полном подчинении царю, и не была готова к открытым обсуждениям экономических и политических вопросов с народными представителями в парламенте. Манифест стал роковым для Российской империи, страна не готовая к изменениям стала на шаг ближе к революции.