Бывают ли кавказские женщины рыжими. Черты современной чеченки. Рейд на носящих бороду без усов в Чечне

Чеченцы - народ численностью около 1,7 миллионов человек, из которых 1,4 млн. живут в России, в том числе 1,2 млн. - в Чечне. Чеченки всегда славились своей скромностью, примерным воспитанием, и конечно, красотой.

Day.Az собрал самых красивых на наш взгляд известных чеченок.

Асет Абубакарова - чеченская певица.


Линда Идрисова - чеченская певица.


Эльбика Джамалдинова (род. 29 ноября 1996, Хасавюрт, Дагестан) - певица.


Тамила Сагаипова (род. 2 декабря 1993, Грозный) - чеченская певица. Тамила - младшая (сводная) сестра другой чеченской певицы - Макки Сагаиповой.


Илона Бисултанова - чеченская модель.


Замира Джабраилова (род. 8 февраля 1992) - победительница конкурсов красоты "Краса Чечни 2006" и "Краса Северного Кавказа 2006", обладательница приза зрительских симпатий на конкурсе "Краса России 2006".


Хеда Хамзатова - чеченская певица.

Зарема Ирзаханова - чеченская певица.

Дилара Сурхаева - чеченская блюзовая певица. В 2013 году получила премию вайнахской музыки АССА в номинации "Проект года".


Тамила Эльдарханова (род. 27 июля 1995) - чеченская танцовщица и модель.


Амина Хакишева (род. 4 сентября 1990, Грозный) - телеведущая на канале "Россия 24", Заслуженный журналист Чеченской республики.

Макка Сагаипова (род. 14 февраля 1987, Грозный) - чеченская певица и танцовщица ансамбля "Ловзар". Макка Сагаипова выпустила два альбома "Я дочь твоя - Чечня" (2004) и "Безам / Любовь" (2005), однако после замужества из-за неодобрения родственников мужа вынуждена была на время прекратить творческую деятельность. В конце 2011 года Макка Сагаипова вновь вернулась к пению.

Чеченцы - древнейший народ Кавказа. Они появились на территории Северного Кавказа в 13 веке в результате разделения нескольких древних городов и являются самым крупным этносом, проживающим на данной территории. Этот народ проделал путь по Главному Кавказскому хребту через Аргунское ущелье и в итоге поселился в гористой части республики Чечня. У этого народа свои многовековые традиции и самобытная древнейшая культура. Помимо названия чеченцы, народ именуется чеченами, нахче и нохчий.

Где живут

На сегодняшний день большинство чеченцев живет на территории Российской Федерации в Чеченской Республике и Ингушетии, есть чеченцы и в Дагестане, Ставропольском крае, Калмыкии, Волгоградской, Астраханской, Тюменской, Саратовской областях, Москве, Северной Осетии, Киргизии, Казахстане и на Украине.

Численность

В результате переписи населения на 2016 год, количество чеченцев, проживающих в Чеченской республике, составило 1 394 833 человека. В мире проживает около 1 550 000 чеченцев.

История

В истории этого народа происходило несколько расселений. Около 5 000 чеченских семей после Кавказской войны в 1865 году переселилось на территорию Османской империи. Называется такое движение мухаджирство. Сегодня основная часть диаспор чеченцев в Турции, Иордании и Сирии представлена потомками тех переселенцев.

В 1944 году полмиллиона чеченцев были депортированы в Среднюю Азию, в 1957 году им было разрешено вернуться в прежние жилища, но некоторые чеченцы остались в Киргизии и Казахстане.

После двух чеченских войн много чеченцев покинуло свою родину и уехало в арабские страны, Турцию и страны Западной Европы, регионы Российской Федерации и страны бывшего СССР, особенно в Грузию.

Язык

Чеченский язык принадлежит к нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи, которую включают в гипотетическую северокавказскую надсемью. Он распространен в основном на территории Чеченской Республики, в Ингушетии, Грузии, некоторых районах Дагестана: Хасавюртовском, Казбековском, Новолакском, Бабаюртовском, Кизилюртовском и других регионах России. Частичное распространение языка приходится на Турцию, Сирию и Иорданию. До войны 1994 года количество говорящих на чеченском языке составляло 1 млн человек.

Так как нахская группа языков включает ингушский, чеченский и бацбийский языки, игнуши и чеченцы понимают друг друга без переводчика. Эти два народа объединяет понятие «вайнах» которое переводится «наши люди». Но эти народы не понимают бацбийский, так как он подвергся сильному влиянию Грузинского языка из-за проживания бацбийцев в ущельях Грузии.

В чеченском языке существует ряд говоров и следующие диалекты:

  • шатойский
  • чеберлоевский
  • плоскостной
  • аккинский (ауховский)
  • шаройский
  • итум-калинский
  • мелхинский
  • кистинский
  • галанчожский

С использованием плоскостного диалекта на чеченском языке говорят жители окрестностей Грозного, на нем создается литература, в том числе художественная, газеты, журналы, научные исследования и учебники. Переведены на чеченский язык произведения классической мировой художественной литературы. Чеченские слова трудные, но очень красиво звучат.

Письменность до 1925 года была на арабской основе. Затем до 1938 года она развивалась на основе латинской графики и с этого года по настоящее время чеченская письменность основана на кириллице. Много в чеченском языке заимствований, до 700 слов из тюркских языков и до 500 из грузинского. Есть немало заимствований из русского, арабского, осетинского, персидского и дагестанского. Постепенно в чеченском языке появились и иноязычные слова, например: митинг, экспорт, парламент, кухня, танец, мундштук, авангард, такси и бульон.


Религия

Большая часть чеченцев исповедует шафиитский мазхаб суннизма. Среди чеченцев суфийский ислам представлен тарикатами: накшбандия и кадирия, которые делятся на религиозные группы, называемые вирдовыми братствами. Их общее количество у чеченцев составляет 32. Самое многочисленное суфийское братство в Чечне это зикристы - последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, и мелкие виды, которые произошли от него: Мани-шейха, Баммат-Гирей Хаджи и Чиммирзы.

Имена

Чеченские имена включают в себя три составляющих:

  1. Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
  2. Исконно чеченские имена.
  3. Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.

Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз - волк, Леча - сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.

Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог.


Еда

Раньше основой рациона чеченского народа составляла в основном каша из кукурузы, шашлык, пшеничная похлебка и домашний хлеб. Кухня этого народа является одной из самых простых и древних. Основными продуктами для приготовления пищи остаются баранина и птица, основные компоненты многих блюд - это острые приправы, чеснок, лук, чабрец, перец. Важной составляющей блюд является зелень. Чеченские блюда очень сытные, питательные и полезные. Много еды готовится из сыра, черемши, творога, кукурузы, тыквы и сушеного мяса. Любят чеченцы мясные бульоны, говядину, вареное мясо, вообще не едят свинину.

Подают мясо с галушками из кукурузной или пшеничной муки, и с чесночной приправой. Одно из основных позиций в чеченской кухне занимают мучные изделия с различными начинками из картофеля, творога, тыквы, крапивы и черемши. Чеченцы пекут несколько видов хлеба:

  • ячменный
  • пшеничный
  • кукурузный

Из кукурузной муки пекут лепешки сискал, которые раньше вместе с сушеным мясом носили с собой и брали в дорогу. Такая еда всегда хорошо утоляла голод и насыщала организм.


Жизнь

Главным занятием чеченцев издавна было скотоводство, охота, пчеловодство и хлебопашество. Женщины были всегда ответственны за хозяйственные работы, ткали сукно, изготавливали ковры, бурки, войлок, шили обувь и платья.

Жилище

Чеченцы живут аулами - селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.

При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища. Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.

Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.


Внешность

В антропологии чеченцы являются смешанным типом. Цвет глаз может быть от черного до темно-карего и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос - от черного до темно-русого. Нос чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченцы высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.

Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:

  • чекмень, пошитый из серой или темной ткани;
  • архалуки, или бешметы, различных цветов, летом надевали белые;
  • зауженные книзу шаровары;
  • суконные ноговицы и чирики (башмаки без подошв).

Нарядные платья обшиты позументом, особое внимание обращается на украшения оружия. В непогоду носили башлык или бурку, которые очень искусно шили чеченские женщины. Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.

Основной головной убор у чеченца - папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые - из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока.

В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами.

Женщины носили:

  • длинные рубахи до колен, синего или красного цвета;
  • широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток;
  • сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
  • молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие;
  • голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане;
  • в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства.

Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.


Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом.

В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником.

Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства.

Характер

Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе.

Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.

Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи.


Традиции

Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.

Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.

Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.

Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».

Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.


Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.

Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.

Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.

Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.

Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.


Культура

Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:

  • сказки бытовые, волшебные, о животных;
  • мифология;
  • героический эпос;
  • песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
  • легенды;
  • загадки;
  • поговорки и пословицы;
  • детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
  • религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
  • творчество тюлликов и жухургов;

Достаточно фрагментарно сохранилась чеченская мифология, имена божеств, которые олицетворяли природные стихии. Музыкальный фольклор чеченцев яркий и самобытный, они потрясающе танцуют национальный чеченский танец нохчи и лезгинку (ловзар). Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:

  • дечиг-пондар
  • адхьокху-пондар
  • зурна
  • дудка шиедаг
  • волынка
  • барабан вота
  • бубен

Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.

Известные личности

Среди чеченского народа много выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:


Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе
  • Мовсар Минцаев, оперный певец;
  • Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, мастер танца;
  • Умар Бексултанов, композитор;
  • Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
  • Абдул-Хамид Хамидов, драматург, яркий талант чеченской литературы;
  • Каты Чокаев, языковед, профессор, доктор филологических наук;
  • Раиса Ахматова, народная поэтесса;
  • Шерип Инал, киносценарист и кинорежиссер;
  • Харчо Шукри, художник-каллиграфист;
  • Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
  • Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе;
  • Салман Хасимиков, 4-х кратный чемпион по вольной борьбе;
  • Заурбек Байсангуров, боксер, дважды чемпион Европы, чемпион мира в первом и полусреднем весе;
  • Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Кёкусинкай.

В конце 12 или начале 13 веков между чеченцами стало распространяться христианство. Следы его и теперь видны в развалинах храмов, в праздниках: кистины и ингуши празднуют новый год, день пророка Илии и Троицын день. Во многих местах они приносят жертву баранов в честь Святой Девы, св. Георгия и св. Марины.

В начале 18 века чеченцы приняли ислам по суннитскому толку. В своих религиозных обычаях, кроме элементов христианских и магометанских, чеченцы сохранили много элементов первобытного язычества, между прочим, и фаллического культа. Находимые часто в стране маленькие бронзовые голые приапические статуэтки пользуются поклонением мужчин, как охранители стад, и женщин, которые их обнимают, вымаливая детей мужеского пола.

У кистов и галгаев находим еще более интересный обычай. Бездетная женщина отправляется в избушку с двумя выходами, в которой сидит в одной рубашке священник, представитель матсель(матери Божией) и просит его о даровании детей, после чего удаляется через другой выход, все время обращенная лицом к священнику.

Во время своей независимости чеченцы, в противоположность , не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны.

Мы все «уздени» (то есть свободные, равные), говорят чеченцы. У немногих только племен были ханы, наследственная власть которых ведет свое начало от эпохи магометанского нашествия. Этой социальной организацией (отсутствие аристократии и равенство) объясняется та беспримерная стойкость чеченцев в долголетней борьбе с русскими, которая прославила их геройскую гибель.

Единственным неравноправным элементом среди чеченцев были военнопленные, бывшие на положении личных рабов. Они делились на лаеви ясиров; последние могли быть выкуплены и возвратиться на родину. Юридический строй представляет обычные черты родового быта. Кровная месть еще недавно была в полной силе.

Одежда мужчин – обычная одежда горцев Кавказа: чекмень из желтого или серого сукна домашнего приготовления, бешметы или архалуки разных цветов, летом преимущественно белого, суконные ноговицы и чирики (род башмаков без подошв). Нарядное платье обшивается позументом. Оружие - то же, что у черкесов, на украшение его обращается особое внимание. Женский костюм ничем не отличается от живописного костюма татарок.

Чеченцы живут селениями - аулами. Дома - турлучные, внутри опрятные и светлые, у горных чеченцев дома каменные и менее опрятные. Окна без рам, но со ставнями для защиты от холода и ветра. Со стороны входа - навес для защиты от дождя и жары. Для отопления - камины. В каждом доме кунакская из нескольких комнат, где хозяин проводит целый день и только к вечеру возвращается к семье. При доме двор, обнесенный плетнем.

В пище чеченцы умеренны, довольствуясь уреком, пшеничной похлебкой, шашлыком и кукурузной кашей. Хлеб пекут в особо устроенных на дворе круглых печах.

Главные занятия чеченцев – скотоводство, пчеловодство, охота и хлебопашество. На женщинах, положение которых лучше, чем у лезгин, лежат все хозяйственные заботы: они ткут сукна, приготовляют ковры, войлоки, бурки, шьют платье и обувь.

Внешний вид

Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от черного до более или менее темно-карего и от голубого до более или менее светло-зеленого. В цвете волос также замечаются переходы от черного к более или менее темно-русому. Нос часто вздернутый и вогнутый. Лицевой указатель - 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы).

В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62.

Характер

Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными, впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе - черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами.

Еще совсем недавно идеал чеченцев – грабеж. Угнать скот, увести женщин и детей, хотя бы для этого пришлось ползти поземле десятки верст и при нападении рисковать своей жизнью, — любимое дело чеченца. Самый ужасный упрек, который может сделать девушка молодому человеку, это сказать ему: «убирайся, ты даже не способен угнать барана!»

Чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а из страха сделать их трусами. Трогательна глубокая привязанность чеченцев к родине. Их песни изгнания («О птички, летите в Малую Чечню, несите ее обитателям привет и скажите: заслышав крик в лесу, думайте о нас, скитающихся среди чужих без надежды на исход!» и так далее) полны трагической поэзии.

Чеченцы – кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и в Терской области, к востоку от , между Тереком и южной границей области, от Дарьяла до истока реки Акташ.
Река Сунжа разделяет чрезвычайно плодородную страну чеченцев на две части: Большую Чечню (возвышенную) и Малую (низменную). Кроме собственно чеченцев (в Грозненском округе), делящихся на несколько разноименных племен, к ним причисляются:

  • Кисты;
  • Галгаи;
  • Карабулаки;
  • Самое враждебное нам племя, целиком выселившееся в ) и ичкеринцы.

Всех чеченцев, не считая ингушей, числилось в 1887 году 195 тысяч человек. Название «чеченцы» ведет свое начало от названия аула Большой Чечень (на Аргуни), служившего некогда центральным пунктом для всех собраний, на которых обсуждались военные планы против России. Сами чеченцы себя называют «нахчой», что переводится как «люди» или «народ». Ближайшие соседи чеченцев называют их «мисджегами» ( и кумуки) и «кистами» ().

О древнейших судьбах чеченского племени не имеется никаких данных, кроме фантастических легенд о чужеземцах (арабах), основателях этого народа. Начиная с 16 века чеченцы последовательно вели борьбу с , кумуками и, наконец, с русскими (с начала 17 столетия). В наших исторических актах имя чеченцев встречается впервые в договоре калмыцкого хана Аюки с астраханским губернатором Апраксиным (1708 год).

До 1840 года отношение чеченцев к России было более или менее мирное, но в этом году они изменили своему нейтралитету и, озлобленные требованием со стороны русских о выдаче оружия, перешли на сторону известного Шамиля, под предводительством которого в течение почти 20 лет вели отчаянную борьбу против России, стоившую последней огромных жертв. Борьба окончилась массовой эмиграцией одной части чеченцев в Турцию и переселением остальных из гор . Несмотря на страшные бедствия, постигшие первых выходцев, эмиграция не прекратилась.

Вайнахи – один из самых многочисленных народов Кавказа. И отсюда возникает естественный вопрос – а от кого они произошли?

Ученые из Европы и СССР точно и ясно доказали, что чеченцы и ингуши являются самыми прямыми потомками хуррито-урартов.

И доказательств тому несколько:

А) ЛИНГВИСТИКА:

ингушско-чеченский язык содержит в себе хурритскую основу. Большинство исконных слов взято из данной древней цивилизации.

Известный Русский историк А. П. Новосельцев отмечает: «Урартский (как и Хурритский) язык принадлежал к особой языковой семье, из современных языков наиболее близкими к ним являются некоторые языки Северного Кавказа – Чеченский и Ингушский».

Тоже самое было подтверждено учеными-лингвистами а научных конференциях в Европе и СССР (70-80 года).

Б) АНТРОПОЛОГИЯ:

Археологи, раскопав немало захоронений, предоставили интересную информацию для антропологов.

Уже сами антропологи выяснили, что по внешности чеченцы и ингуши являются наиболее прямыми потомками хурритов.

Но все дело в том, что наиболее прямыми. Но не совсем. Так как чистокровных народов вообще не существует.

В 1956 году, когда, благодаря тбилисским антропологам, в научный оборот уже внедрилось название "кавкасионский тип", московский антрополог Г.Ф.Дебец отметил, что этот тип сохранил в себе черты старого европеоидного, кроманьонского населения, обладавшего такими же высокими скелетами и массивными черепами.

В.П.Алексеев по итогам своих собственных исследований подтвердил это мнение, добавив только, что кавкасионский тип имеет не только все кроманьонские признаки, но и южный генезис.

Здесь мы приходим к истине, что вайнахи сложились путем смешения двух рас – кроманойдной и переднеазиатской. В результате этого смешения появилась новая необычная раса – кавкасионская, к которой принадлежат чеченцы и ингуши.

Здесь стоит рассмотреть современную классификацию антропологических типов.

КАВКАСИОНСКИЙ ТИП

Тип сформировался в III тыс. до н.э. на основе древнейшего кроманьонского населения горного Кавказа и пришедших сюда сино-кавказских народов протопереднеазиатского типа. Встречается только на Кавказе.

Описан учёными Натишвили и Абдушелишвили в 1954 году. По многим показателям кавкасионцы близки понтийцам. Параллельной формой являются представители ультра-динарского типа (балканские борреби), живущие в Черногории, Албании и на Крите. Они, правда, отличаются более низким черепом и более темной окраской. В российской антропологии (Алексеев, Алексеева) кавкасионский тип отождествляется с динарским, что в корне не верно.

Выделяют центральный, южный и дагестанский кластеры. Высок процент носителей II группы крови (А2).

Центральный кластер.

Основные представители: карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев.

Описание:

Высокий рост (> 170 см)

Телосложение нормокостное, туловище длинное.

Волосы жесткие, прямые, черные (часто встречаются светло-рыже-каштановые и русые)

Глаза карие и серые.

Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное. Брови прямые.

Развитый волосяной покров.

Лицо широкое (14,6-14,8 см) , невысокое. Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные. Лоб низкий.

Брахицефалия (черепной указатель – 84-85)

Нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется). Профиль прямой и, реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально или загнут вниз.

Губы толстые.

Побородок низкий, острый, выступающий. Узкая челюсть.

Затылок выпуклый.

Высокие уши с длинными мочками.

Но кавкасионский тип сложился на основе смешения переднеазиатского типа (хурриты) и местного исконно кавказского (аборигенный тип) – кроманойдного.

Хурриты – имели переднеазиатский антропологический тип.

Кроманойдный тип – это древнейший тип населения Европы (тип предков германцев, славян, кельтов).

Здесь стоит сделать пометку – изначально существовал единый протоевропеоидный тип. Со временем он разделился на две ветки -1) кроманойдный (североевропейские народы) и 2) южный протосредиземноморский.

Протосредиземноморский разделился на – собственно средиземноморский, протосемитический, переднеазиатский…

На данный момент нет ни одного чистого представителя переднеазиатского типа, но наиболее близким к нему считается кавкасионский.

Хурриты (переднеазиаты) в результате падения своей империи были вынуждены мигрировать на Кавказ с Армянского нагорья. Уже на самом Кавказе они встретили кроманойдное население, которое ассимилировали в себе, по причине превосходства культуры хуррито-урартов.

*********************
Вывод:

вайнахи являются смешанным народом в антропологическом плане.

Основа – 2 расы – переднеазиатская и кроманойдная.

ПЕРЕДНЕАЗИТСКИЙ ТИП

1) маленький рост (до 165 см)

2) темные волосы (черные)

3) темные глаза (черные и карие)

4) орлиный тонкий нос

5) мезокефалия

КРОМАНОЙДНЫЙ ТИП

1) высокий рост (более 175 см)

2) светлые волосы (блондин, шатен, рыжий)

3) светлые глаза (голубые, серые, зеленые)

4) широкий нос

5) скуластость

6) брахикефалия

КАВКАСИОНСКИЙ ТИП

1) высокий рост

2) цвет волос разный (от черного до блонд и рыжего)

3) цвет глаз разный

4) Нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется). Профиль прямой и, реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально или загнут вниз.

5) Еле видная скуластость

6) Брахикефалия

На данное время –

1) переднеазиатский тип в чистом виде исчез. Поэтому трудно выявить среди современных народов представителя.

2) Кроманойдный тип – сохранился в Скандинавии (среди шведов,норвежцев, датчан), Балтике (север Германии, Польши, Литва, Латвия, Эстония) Россия (северо русский расовый кластер). Самый близкий к нему – восточнобалтийский (русские, северные немцы, прибалты), слегка смешан с лапонойдами. А так же часть западных видов.

3) Кавкасианский тип – чеченцы, ингуши, осетины, хевсуры, горные грузины. Аварцы на 70% примерно кавкасионцы. Встречается редко и у армян, азербайджанцев.

2 парней-чеченцев кроманойдного типа

кроманойдные признаки:

1) светлые волосы (шатен)

2) светлые глаза

3) обычные прямые носы

чеченец, более близок к переднеазиатскому типу

1) темные волосы

2) темные глаза

3) нос с загнутым капелевидным окончанием

4) переднеазиатский разрез глаз

чеченка, более близка к переднеазиатскому типу

1) темные волосы

2) темные глаза

3) переднеазиатский разрез глаз

Кроманойдный признак - крупное лицо

2 чеченца - 1 близок к кавкасианцам, другой к кроманойдам

2 чеченки - 1 близка к кавкасианцам, другая к кроманойдам

переднеазитские элементы:

1) переднеазиатский разрез глаз

2) нос с загнутым капелевидным окончанием

кроманойдные элементы:

1) рыжие волосы

2) мощные крупные черты лица

3) светлые глаза

ингуш, классический кавкасионский тип

Теперь давайте рассмотрим генетическую карту Кавказа

Здесь мы видим, что основой вайнахов являются гены j2 (желтый), G (красный), F (серый).

То есть, и на генном уровне вайнахи – смешанный народ.

Так же мы можем методом анализа увидеть, что:

1) многие кавказские народы имеют в себе гены как хурритов, так и кроманойдов.

2) По наличию генов у восточных турков и западных иранцев мы можем определить, что хурритскими генами (переднеазиатская раса) были j2 (желтый) и F (серый). Так как эти народы живут на месте исторического ареала обитания хурритских племен и в своем современном антропологическом типе имеют часто немалый процент признаков исконного населения (хуррритов).

3) По генетическому коду наиболее близкими к вайнахам являются осетины и сваны.

Скорее всего хурритским геном является j2 (желтый), так как он составляет огромную часть в генотипе вайнахов, большой процент в генотипах вост. Турков и зап. Иранцев, а так же сванеты по своему облику ближе к кроманойдам, при этом у них основа генетического кода F (серый). Непонятно происхождение гена G (красный).


Сванетия - одно из мест на Кавказе, где рождаются блондины.

Когда заходит разговор о жителях Кавказа, в голове сразу же формируется образ смуглого человека, с темными волосами и густыми черными бровями. Именно так, по мнению большинства, выглядят осетины, ингуши, грузины и армяне. Но нередко в семьях у представителей этой группы народностей рождаются светлые дети. Нет, до блондинов скандинавского типа им далеко, но светло-русые волосы, серые, голубые или зеленые глаза встречаются не так уж редко.

Смешанные браки: природная лотерея

Почему так происходит? Одна из причин, конечно же, смешанные браки в предыдущих поколениях. Ген «белокожести» является рецессивным, поэтому брюнеты у смешанных пар рождается гораздо чаще. Однако генетическая информация сохраняется и через несколько поколений может родиться улыбчивый голубоглазый блондин. И тогда молодому отцу не стоит хвататься за сердце, а в первую очередь нужно заглянуть в альбом с семейными фото. Там обязательно найдется златокудрая красавица или мужчина с волосами, цвета спелой пшеницы.

Наследие предков

Но не только близкие предки могут стать причиной появления светловолосого малыша в кавказской семье. Достаточно обратится к историческим источникам, чтобы выяснить, что предки осетин и ингушей были совсем не похожи на современников. В летописях они описаны, как высокие, с белой кожей и преимущественно светлыми волосами.


Народы Кавказа.

Аланы, так назывался этот кочевой этнос, жили на обширной территории, простиравшейся от Римской империи до Азии. После многочисленных войн, часть из них осела на территории современной Осетии и Ингушетии, смешалась с местными племенами. Но и тут в игру вступила наследственность и эволюционные механизмы – темные волосы наследуются чаще, в условиях теплого климата иметь кожу, богатую меланином, гораздо комфортнее. Поэтому население постепенно становилось все более похоже на современников.

Доказательством этой гипотезы являются и записки исследователя этнографа И.И. Пантюхова. Он утверждал, что процент светлых глаз у отдельных народностей Кавказа колеблется до 30%, что сравнимо с показателями европейцев и славян.

Светловолосые черкесы

Черкесы были одними из самых многочисленных народностей, проживающих на территории современного Ставропольского края. Этнографы описывали их, как «русых, с рыжими усами и светлой кожей, серыми или светло-карими глазами».


Черкесы в национальной одежде.

Однако во время Русско-кавказской войны, значительная часть бежала в Турцию. Но многие остались. Наиболее близки генетически к черкесам жители аула Карм, их сложно отличить от европейца ровно до тех пор, пока они не начинают говорить.


Светловолосые черкесы.

Существует и гипотеза, что черкесы являются потомками славян, в частности казаков, так как в исследованиях часто встречается самоназвание «Казакия». (Русские древности в памятниках искусства. И.Толстой и Н.Кондаков)

Кавказские албаны


Белокурые кавказцы.

Жило на территории Кавказа и племя, которое называлось албаны, – белокожие, светловолосые европеоиды. Они разительно отличались от тюрков, были выше ростом, имели абсолютно иные верования и культуру. Даже самоназвание народности происходит от латинского albus – «белый», что подтверждает теорию историков о племенах, не похожих на распространенный сейчас каспийский тип.

К сожалению, значительная часть албанов была уничтожена во время многочисленных войн с арабами, но «генетические отголоски» встречаются и у современников.

Сваны


Где-то высоко в горах живут сваны.

В отличие от албанов, сваны не исчезли, не растворились в бурном котле мелких этносов. Они, как и четыре тысячелетия назад, живут в самом высокогорном регионе Грузии (от 600 до 2500 метров над уровнем моря). Их язык значительно отличается от грузинского, но постепенно исчезает, сохраняясь лишь в бытовой речи старшего поколения.


Мальчик сван.

Царский полковник Бартоломей описывал этот народ, как высоких, с гордым профилем, светловолосых и голубоглазых. Он отмечал их простодушие и доброту, а также то, что сваны свято чтили свои традиции. Их культура долгое время развивалась в изоляции, это позволило сохранить генетическую однородность.


Сваны. Бабушка с внуками. 1929 год.

И даже после объединения с Грузией в одно государство, грузины побаивались сванов. Белокурые горцы чтили традиции, и кровная месть была одним из самых распространенных способов разрешения семейных споров. Поэтому смешанные браки стали привычным явлением только в последние несколько десятилетий. И ген «золотых локонов» нередко проявляется, вытесняя доминирующую каспийскую внешность.

Чеченцы

Современные чеченцы и ингуши являются прямыми потомками вайнахов – хурритского этноса. Однако примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, эти племена смешались с другими, несущими в себе генетические признаки кроманойдной расы (современными представителями этой расы являются славяне, а также финны и шведы).


Голубоглазые чеченцы.

Генетический «коктейль» и объясняет столь широкое разнообразие типов внешности в Чечне. Когда доминируют гены переднеазиатской расы, ребенок рождается смуглым, с темными волосами. Когда же верх берет кроманойдный тип – внешность практически не отличается от славянской.

Кочевники: миграция ради спасения

Еще одна генетическая ветвь, которая стала частью этнического наследия Кавказа, преимущественно светловолосые и белокожие кочевники половцы, убегавшие от многочисленных притеснений со стороны враждующих племен. Они постепенно ассимилировались, слились с местными жителями и фактически растворились в господствующих в Предкавказье этносах.


Дмитрий Харатьян - армянин по отцу и гардемарин по матери.

Именно поэтому светловолосые среди кавказцев совсем не редкость – их много и в Чечне и Дагестане, и в Армении и Грузии. И это смешение рас по-своему прекрасно, ведь оно в очередной раз напоминает, что каждый человек, оставивший потомков, бессмертен. Его крошечная часть живет в веках. И через столетия на мир смотрят голубые глаза, точно такие же, как у молодого парнишки, строившего легендарные башни Сванетии.